Моя педагогическая философия
статья по истории по теме

Малашук Людмила Владимировна

Статья посвящена размышлениям о профессии педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Людмила Владимировна Малашук

                                                                   МБОУ СОШ № 42 г. Владимира

Моя педагогическая философия.

  Как-то, перелистывая подшивку старых журналов, на страницах одного из них я прочитала:

Где-то новости носят

На перьях сороки,

Ивы топят

Безвольные пальцы в пруду…

Подышу на стекло,

Нарисую дорогу

И пойду…

  Это были стихи молодой поэтессы Марины Хлебниковой. На мой взгляд, эти стихотворные строки наполнены глубоким философским смыслом.

  Так и хочется спросить: Но какой дорогой ты пойдешь? Какую выберешь? Какая дорога тебе по душе? Ведь их так много, и они такие разные…

  Каждый из нас ищет ответы на эти вопросы, и каждый из нас делает свой выбор. И как важно не ошибиться, как важно найти тот главный, правильный, единственный путь, который – на всю жизнь.

У каждого своя дорога,

У каждого в жизни свой путь.

Я выбрала дорогу педагога

И с нее мне уже не свернуть.

  Вы можете спросить меня: Почему? Ведь есть учителя, которые уходят из школы, осваивают новые профессии, возможно, более престижные, уважаемые, высокооплачиваемые, одним словом, выбирают другие дороги. Ведь не сошелся клином белый свет на дороге педагога?

  Да, не сошелся – отвечу я. Но для меня важна именно эта дорога, и другая мне не нужна.

  Помню, одна из моих бывших учениц в разговоре как-то сказала: «Я не понимаю, почему умные, талантливые учителя остаются работать в школе за мизерную зарплату, хотя могли бы устроиться в жизни значительно выгоднее с их знаниями, умениями, талантами». Наивная девочка, она пожалела учителей,  как умела, но не подумала, что если эти умные, знающие, талантливые уйдут из школы, а на их место такие же не придут, то кто же будет учить ее детей. Вряд ли ей захочется отдать свою дочь или сына в школу, где нет света добра, внимания, понимания, доброжелательности, творчества. Где нет самого главного – любви к детям. А ведь именно с этого все и начинается.

  Поэт Роберт Рождественский писал:

Все начинается с любви…

И озаренье, и работа…

И мечта…

И подвиг…

  А мне бы хотелось добавить, что и педагог тоже начинается с любви, с любви к детям. Педагог, который любит детей, это не просто педагог, это настоящий педагог. В истории отечественной и зарубежной педагогики немало таких имен. Среди них и мои любимые педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,  Януш Корчак.

  Эти педагоги всегда восхищали меня своей привязанностью к детям, деликатностью в решении детских проблем, умением тонко понимать детскую психологию, чистотой своего сердца и души, своей мировоззренческой, научной и личностной позицией.

  Идеи великих педагогов оказали влияние на формирование моей педагогической философии.

  В основе философии педагога, я считаю, должно лежать педагогическое сознание, благодаря которому педагог осмысливает, понимает окружающий его мир в целом, мир детей в частности, свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

  В свою очередь, педагогическое сознание складывается из научных теоретических знаний, личностного практического опыта, идеологических, нравственных, культурных позиций педагога.

  Для меня всегда очень важно осмысливать сделанное, обдумывать новые действия для осуществления педагогических целей. Ведь успешные или неуспешные действия дают пищу для раздумий, для их оценки и выработки новых шагов в процессе обучения и воспитания.

  Сегодня все более актуальным становятся проблемы, связанные в первую очередь с воспитанием личности. Общество требует не только высокообразованных, но и инициативных, предприимчивых, творческих, обладающих чувством социальной ответственности людей, способных приумножать духовные и материальные богатства страны.

  Поэтому одной из главных проблем, которые сегодня стоят перед педагогикой, является проблема – принять ребенка таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону.

  Мне видится решение этой проблемы в следующем: нужно принять ребенка таким, каков он есть, но ни в коем случае не надо пытаться изменить его в лучшую сторону. Все подобные наши попытки вряд ли увенчаются успехом. Все, что бы мы ни предпринимали для блага ребенка в этом направлении, будет только насилием над его личностью. А что это за личность, воспитанная насильно? Самый лучший и правильный выход – это создавать такие условия, чтобы ребенок сам хотел и сам менялся в лучшую сторону, чтобы это было его решением – стать лучше, а не наше желание его исправить.

  Создать же условия для самовоспитания можно только через сложный механизм взаимоотношений. А чтобы это механизм работал в нужном направлении, необходимо правильно выбрать методы. Важность метода подчеркивал великий философ прошлого Р.Декарт, живший в ХVII веке. Сравнивая метод с фонарем, в своем сочинении «Рассуждение о методе», он говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий во тьме.

  Я думаю, что главным фонарем в сложном механизме взаимоотношений должен стать диалог.

  Многие ученые-педагоги современности отдают предпочтение диалогу, называя его ведущей идеей современной образовательной модели. Кандидат философских наук Т.Х.Дебердеева отмечает: «Диалог связан с развитием субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка, является способом формирования личностного знания и возрастания идей – т.е. находится в основании современной модели педагогической деятельности».

  А это значит, что именно диалог должен господствовать в современной модели образования и воспитания. Я бы назвала диалог великим учителем и великим воспитателем.

  Я убеждена, что с помощью диалога можно сформировать у личности способность к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

  Если мы, педагоги, по-настоящему осознаем возможности диалога, будем готовы постигать и применять его различные виды и самые высокие уровни, то наша современная школа изменится к лучшему, она станет школой радости, света, добра и любви.

Дорога педагога нелегка,   но цель ее – грядущее                  

 И знаю я, наверняка,  осилит путь, идущий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...