Зарождение демократии в Афинах
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Терёхина Татьяна Анатольевна

урок истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. ФИО:  Терёхина Татьяна Анатольевна

  1. Место работы: МКОУ СОШ с. Бакуры Екатериновского района Саратовской области

  1. Должность: учитель.

  1. Предмет: история.

  1. Класс – 5.

  1. Тема и номер урока в теме. Урок по разделу: Древняя Греция.

Тема: Зарождение демократии в Афинах.  4 урок.

  1. Базовый учебник «История древнего мира», 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение, 2010г.

     8.Цель  урока: Подвести учащихся пониманию причин и значению проведения реформ Солона организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Зарождение демократии в Афинах».

   9. Задачи:

 - обучающие: Обеспечить усвоение понятий: “демократия”, “реформа”. учащиеся должны знать хронологические рамки реформ Солона, понимать  причины и значение проведения реформ Солона;

 - развивающие: Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику  событиям и их участникам, способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, быстроты и гибкости  мышления, умения анализировать и обобщать;

 - воспитательные:   обеспечить условия для воспитания познавательной активности, интереса к предмету.

 10. Тип урока - учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

 11.Формы работы учащихся – групповая, фронтальная, индивидуальная, практическая, ролевая игра

12.Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, проектор, экран, карта «Древняя Греция», схема население Аттики в VII в до н.э.,таблица «Законы Солона» 594 г. До н.э., индивидуальные задания – карточки

13.Структура и ход  урока.

«Зарождение демократии в Афинах»

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Создает эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке.

1

Положительное отношение к предмету,

Доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам

Регулятивные

2.

Этап проверки домашнего задания.

Организует беседу, работу с картой

1. Ребята, давайте вспомним, где находится Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию? Покажите на карте.

3. Какие реки текут по территории Древней Греции?

Покажите на карте.

4. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных?


5.Кто управлял государством?





6. Что было с теми людьми,

Которые  не могли заплатить арендную плату?


7. Назовите новые понятия, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке?            

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой






(да, существовало)




(госуд-ом управляли олигархи, т.е. самые богатые и знатные люди.)


(богатые могли увести в кабалу)



(демос,

ареопаг,

архонты)

5

Знание исторически фактов,  чтение исторической карты

Познавательные:

Владение учебной информацией.

3.

Актуализация  и постановка проблемы.

Мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что положение демоса было бедственным. Давайте вспомним, какие требования выдвигал демос в 7 в. до н. э. и чего добивался. А помогут нам вспомнить два гостя.

Сценка.

Вопросы:

Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?

Кому в Аттике принадлежали лучшие земли и власть?

Как называлось остальное свободное население?

Кем были по своим занятиям люди, составлявшие демос?

3.Создав у учащихся представление о составе населения Аттики, учитель формулирует проблемный вопрос. «Определите, чем был недоволен афинский демос и каковы его требования?»

4.Далее учитель помогает учащимся

сформулировать тему и цель урока.

2 ученика разыгрывают сценку.

Приложение №1.








Отвечают на вопросы учителя.












Формулируют гипотезы


Определяют тему урока.

 Формулируют цель работы на уроке.

4

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные: расширение опыта творческой деятельности учащихся.

Познавательные:

анализ информации,  

выделение и формулирование познавательной цели,

формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует работу в группах.

Сейчас каждая группа получит  текст и задание для самостоятельной работы.

 Работа проводится в течение 6 минут, после которой мы с вами совместно составим таблицу. Заполнение таблицы

(ключевые слова):

«Требования населения Афин»




Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь, выписывает ключевые слова

Работа в группах по тексту Плутарха.

Приложение№2

 Заполнение таблицы:

«Требования населения Афин»

  1. Богатые ремесленники и горожане.
  2. Знать.
  3. Свободные земледельцы
  4. Рабы

Обсуждение требований, их запись, зачитывание


7

Освоение ролей в группе

Формирование коммуникативной компетенции

Уважать мнение других, развитие доброжелательности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Коммуникативные: работа в группе, согласованность действий;

Познавательные:

извлекать информацию из текста.

Регулятивные: анализировать информацию,

выделять существенные факты, составлять таблицу

Кто может возглавить переговоры, чтобы примирить все позиции? Из какой группы населения должен быть этот человек?

Обсуждение в группах,

Предлагают свои варианты решения.

Коммуникативные: внимательно слушать друг друга;

суметь выражать свои мысли в соответствии

 с задачами

и условиями коммуникации работа в группе, согласованность действий.

Учитель: в начале VI века до н.э. в Афинах власть принадлежала аристократии, а также ей принадлежала большая часть земель.

594 г. до н.э. архонт Солон становится правителем Афин и проводит новые преобразования.

Задание учащимся.

Прочитайте текст пункта 2 №30, выделите законы, принятые Солоном.

Заполните таблицу «Реформы Солона».

Приложение № 3

Проверяет, комментирует, демонстрирует таблицу

Прочитайте документ на стр. 139 и ответьте на вопросы:

  1. О каких позорных столбах говорит Солон?

Из схемы, уберите лишнее слово

Приложение № 4

2. Отменил ли Солон полностью рабство в Афинах?







Работа с учебником.



Заполнение  таблицы

Представление результата






Работа с документом




Работа со схемой

7

Освоение ролей в группе

Формирование коммуникативной компетенции

Работа с текстом, работа с исторически источником







Познавательные: поиск и отбор информации в тексте, структурирование информации, представление информации














Регулятивные:

Внесение необходимых корректив

5.

Физкультминутка.

Организовывает физкультминутку.

Выполняют упражнения.

3

6

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация работы по ресурсу Древние Афины. Реформы Солона. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77705271-1e19-4ca9-8e79-a4b9787b49d0/?interface=catalog.

Слайды 18-21

Консультирует учащихся по терминам и понятиям «реформы», «граждане», «свободные афиняне», «народное собрание», «демократия»


Продолжаем заполнять таблицу «Реформы Солона»

Приложение № 3

Проверяет, комментирует, демонстрирует таблицу

Какие группы реформ мы можем выделить?

работа с понятиями «реформы», «граждане», «свободные афиняне», «народное собрание»

«демократия»







Заполняют таблицу

«Реформы Солона»


Представляют результат

7

Работа с историческими терминами

Познавательные: поиск и отбор информации в тексте, структурирование информации, представление информации.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию

7

Закрепление новых знаний.

Какие требования выдвигались населением Афин?

Какие требования были выполнены в результате реформ Солона?

Все категории населения были удовлетворены реформами Солона?

Отвечают на вопросы, сравнивают требования и результаты реформ

4

Познавательные: владение информацией, сравнение

Закрепление новых знаний.

Решить кроссворд

Приложение№5

Организация работы в парах


Приложение

Решение кроссворда в парах.


3

Работа с историческими терминами

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками,

Регулятивные: осуществлять контроль по результату

Рефлексия:

Заполнение листков самооценки

Заполнение листков самооценки

2

Регулятивные: самооценка

8.

Информация о домашнем задании.

Инструктаж по домашнему заданию.

Готовят сообщения о жизни и деятельности Солона.

2

Приложение к плану-конспекту урока

«Зарождение демократии в Афинах»

Приложение № 1. Сценка.

Сценка.

В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.

- Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздражённо продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:

- Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, подёнщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведём мы род от самих богов. Не смей равняться с нами!- добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот чем я отличаюсь от тебя.

Приложение№2

Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая шестую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела, они могли стать рабами, если не выплачивали долг; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать собственных детей (никакой закон не запрещал этого) и бежать из отечества. Огромное большинство людей собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и изменить государственный строй.

Приложение № 3. Составление таблицы, (левая часть таблицы выноситься на доску, после ответов учащихся с документом)

                                                     Законы Солона 594 г. до н.э.

Суть закона

Основное содержание

1

Прощение долгов

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью

2

Запретить обращать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны

3

Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства

4

Регулярный созыв народного собрания

В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

5

Значения законов

Заложены основы демократии

Приложение № 4

Приложение №5

1. Как в переводе на греческий «народ»?
2. Как называли афинян-рабов, у которых на поле находится позорный столб?
3. Из чего афиняне   делали масло?
4. Как называется область в древней Греции?
5. Как называется должность Солона?
6. Как называется родина Одиссея?

7. Какая форма правления установилась в Афинах в результате реформ Солона?

Приложение № 6

                        Лист самооценки по теме: «Зарождение демократии в Афинах»

Фамилия, имя, класс

Самооценка

Оценка учителя

I.Оцените свою работу за урок :

1.Работа над заданием (индивидуально)

2.Полнота и чёткость ответов
3.Работа в паре

4.Работа в группе

 

 

II.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

1.Работа в группе

2.Работа в паре

3.Работа с документом

4.Составление таблицы по законам Солона

5.Напишите свой вариант ответа

 

III.Что было самым трудным?

1.Работа в группе

2.Работа в паре

3.Работа с документом

4.Составление таблицы по законам Солона

5.напишите свой вариант ответа

 

IV.Что так и осталось непонятным?

1.Составление таблицы по законам Солона

2.Работа с документом

3.Работа с картой

4.Напишите свой вариант ответа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Зарождение демократии в Афинах

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...