Урок "Северная война" для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Мария Михайловна Ружинская

Урок представлен по проблемно-диалогической технологии с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Северная война. 7 класс

Урок для обучающихся с ОВЗ

Цели урока. 

Учить выделять основные события Северной войны 1700-1721 гг.

Учить выделять причины войны и причины победы России в Северной войне

Предоставить обучающимся возможность оценивать действия Петра I и последствия войны

Обучающий  должен:

иметь представление о  причинах, ходе и итогах Северной войны.

      знать основные понятия:  

 регулярная армия - постоянная армия,

 рекрут- лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности,

 редут – земляное укрепление.                                                                                                        

     уметь: делать выводы об историческом значении Северной войны и роли    

 Петра I.

     Оборудование:

 А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI – XVIII век,  

- учебник для 7 класса общеобразовательных школ;

- атлас по истории России;  

- компьютерная презентация.                   

                                                                     «Все эти земли наши были,

                                                                      И мы владели ими встарь…

                                                              Вот здесь нам верфи строить нужно,

                                              Чтоб снаряжались корабли,

                                                                Чтоб морем северным и южным

                                                                Свободно плавать мы могли.

                                                                Чтоб мы везли товары сами

                                                                И русским рынкам был простор,

                                                                И чтоб с ганзейскими купцами

                                                                Нам не вступать повсюду в спор»

                                                                                     Н Кончаловская

  Действия учителя 

Действия ученика

Создание проблемной ситуации

- Запишите тему урока.

Почему снова война?

- С чего мы должны начать её изучать?

- Как мы их узнаем? Предлагает узнать причины 1 абзац с.105.




- Прочтите на доске эпиграф. Что нового еще вы узнали


Формулирование проблемы

-А выгодна ли России война?

Принимаются гипотезы

Слайд 2

Создание плана  урока

Какая информация нужна, чтоб ответить на вопрос.

Актуализация знаний.

У Великого посольства была цель найти друзей против Турции.

Еще раз посмотрите 1 абзац с.105 и выясните нашла ли Россия союзников?    Слайд 3

Показ начала презентации Слайд 1

А почему война Северная?

 Слайд 6

Вспомните, где стоит этот памятник?

В свое время царь бывал в Новгороде - возводил оборонительные сооружения вокруг Кремля.  велел построить в Новгороде парусную мануфактуру

Кем приходятся эти люди Петру I?

Слайд 4

А как звали братьев?

Федор, Иван. А мама – Наталья Нарышкина

Открытие нового знания

Битва под Нарвой. Посмотрите в учебник, когда она началась?

А чем она закончилась, вы узнаете, прочитав 3 абзац с. 105

 Слайд 7

Какие трудности испытывала русская армия?

Как Петр I решал эти трудности?

Что ещё необходимо провести в стране? Какие преобразования?

Бывая в Новгороде, Петр I велел построить в Новгороде парусную мануфактуру. Зачем?

Посмотрите на с.106. Что вы увидели?

В каком году был заложен город Санкт-Петербург?

Какую ещё заложили крепость на о.Котлин?

Слайд 8

Чертим таблицу

Цель реформы

Её содержание

1.Укрепить армию

2. Укрепить флот

3. Обеспечение

Армии и флота


Ваша задача, работая в парах заполнить содержание, читая с 107.

 Проверь себя!    Слайд 9

Какую вы видите Россию после этих реформ? Абзац 2 с.108

Что производили металлургические мануфактуры Демидовых?

Какие ещё появились?

При  Петре I число мануфактур увеличилось с 30 до 233. Что объясняет этот факт?

Кто платил все новые налоги и повинности на создание армии, флота и мануфактур?

Каков результат битвы у д. Лесной? Смотрите 4 абзац с. 108

Шведы осадили Полтаву. Русская армия готовилась к битве.

Слайд 10

Слайд 11

Кому принадлежат эти слова?

А как звали короля Швеции?

Слайд 12

Как вы считаете, какими причины можно объяснить победу русских под Полтавой?


Проверь себя!   Слайд 13



А назвать причины победы у мыса Гангут и о. Гренгам, вы сможете, прочитав абзац.6-7 с.111

Слайды 14-17

Соотнесите правильно ход военных действий.

Какое событие не является ходом военных действий? Слайд 18

Проверьте своего соседа, правильно ли он соотнес даты и события.

Вспомни!

Основные понятия урока. Помоги соседу. Посмотри Слайд 19.

Посмотрите на карту с.113 и назовите земли, присоединенные к России по Ништадтскому миру 1721 года

Слайд 20

Применение нового знания

Вернемся к началу урока. Так выгодна ли России эта война?

Какой статус получила Россия после войны?
Правдиво ли звучат слова нашего эпиграфа?

Приложение 1

Представьте себе такую ситуацию: после победы в войне встретились помещик, генерал армии и крестьянин. Какие чувства вызвала у них победа и почему?

Домашнее задание

Прочитайте название следующего параграфа

Предположите, о чем в нем будет идти речь?

Напишите в тетради. какие преобразования необходимо провести в России?


Обучающиеся записывают

- Узнать причины

- Узнать из-за чего началась война

Прочитаем в учебнике.

- Швеция контролирует всё море

- Беспокойство стран

- под властью оказались земли, которые веками  принадлежали России.

 - Читают эпиграф на доске.

- торговать с другими странами;

- строить корабли


- Нет! Смерть, горе

- Да! России нужно торговать

- Иметь выход в море

 

- Какие важные события Северной войны?

- Проиграла ли Россия?

- Выиграла ли Россия?

- Её друзья.


- Да. В 1699 году заключен Северный союз в составе России, Дании и Саксонии.


 

- на севере, на северо-западе


- улице Санкт-Петербургской

- у «Руси»

- на набережной реки Гзень






- Сестра Софья

- Братья

- Мать



- запись в тетради – 1700 год – битва под Нарвой


- Армия не готова

- Не хватает боеприпасов

- Иностранные офицеры предали нас



- С церквей снимали колокола и переплавляли в пушки

- Изменения в армии

- Обучить своих офицеров


- Паруса нужны

- Корабли необходимы, строить флот

- Крепости нужны у моря


- запись в тетради  - 1703 год – Санкт-Петербург


- Кронштадт

- Начали строить флот на Балтике



Содержание

1.


2.


3.





- Великая военная и морская страна

- Авторитет в Европе

- Железо, чугун, пушки, ядра для армии



- Ткацкие, кожевенные

- Нужно обеспечивать армию и флот



- Крестьяне

- Городская беднота

- Им было тяжело, они были недовольные

- Победа!  Разбили целый корпус и захватили обоз.

- Шведы лишились припасов.

- запись в тетради – 1708 год – битва у д.Лесная


 

- 1 -  королю Швеции

-  2 - Петру I

- Карл XII


- Подтянул все войска Петр I

- Сила русского воина, его дух, храбрость

- Сбежал король Швеции

- Большие потери шведов

- запись в тетради – 27 июня 1709 года –Полтавская битва


- Сильный молодой флот России

- запись в тетради – 1714 – сражение у мыса Гангут

                                -  1720 – сражение у о. Гренгам


- Строительство города


-  Взаимопомощь. Самооценка



- регулярная армия -

- рекрут -

- редут -

-  Работа с картой с.113

- Лифляндия

-  Эстляндия

 - Ингермандляндия

- Стала иметь выход к Балтийскому морю.


Подсчет мнений учащихся: да и нет.

- Стала империй

- Петр I – император

- Стала великой страной в Европе




Выслушивание разных версий.

- помещик …

- генерал …

- крестьянин …



- Реформы Петра I.

- О новых изменениях в России



Д/з  Я считаю, что нужно изменить …

- Я предполагаю, что необходимо…

Приложение 1

Советник Людовика XIV герцог Сен-Симон писал об итогах войны:

«Северная война принесла полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение Швеции, которая приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной, лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...