Культура в годы Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Козина Наталья Алексеевна

Урок нацелен на осознание важности духовного начала в Победе нашего народа над фашизмом. Большое внимание уделяется роли деятелей искусства в военные годы. Интегрированный с литературой. Урок можно сократить за счет сообщений. Всегда проходит на высоком эмоциональном уроне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_velikaya_otechestvennaya_voyna_moy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Великая Отечественная война»

Тема урока: Культура в годы войны

Цель: - ознакомление  обучащихся с развитием культуры в период войны,  её особенностями.

ЗАДАЧИ:

- показать, что в годы войны художественное творчество выходит за рамки обслуживания тоталитарной системы;

- воспитывать у обучащихся понимание масштаба огромной беды, обрушившейся на страну, единства всего народа в период войны; значение художественного творчества в эти годы, стремление лучших деятелей искусства говорить Правду своему народу,

 -воспитание патриотизма;

        - развивать монологическую речь учащихся, познавательные способности, умение решать проблемные задачи, работать с литературой, составлять сообщения, таблицы, мыслительную активность.

        Тип урока: интегрированный, проходит в музее, изучение нового материала.

                Оборудование:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по теме.

  1. Стенд «Писатели на фронте»
  2. № газеты «Комсомолка в шинели»
  3. Ксерокопия «Письмо с фронта»
  4. Стенд «Плакаты в годы войны»
  5. Репродукции картин Герасимова, Дейнеки, Кукрыниксова, Пластова, Юона и др. Презентация.
  6. Фотографии кадров фильма «Оборона Москвы»
  7. Экспозиция школьного музея и тексты песен «Катюша»

Т С О:

1. Пластинки «Священная война»

2. А.Александрова, «В парке Чаир»

3. Л.Русланова «Вот мчится тройка удалая»

4. Фонохрестоматия по истории СССР «Сводка информбюро от 2 мая 1945 года»

5. Кл. Шульженко «Синий платочек»

6. Леонид Утесов

7. Шостакович Д. «7 симфония»

8. Песня «От Москвы до Бреста»

ЛИТЕРАТУРА: для учителя  и обучащихся:

  1. История Отечества. «Дмитриенко, Шестаков». Издательский дом «Дрофа» 1995 год.
  2. Джеффи Хоскинг. История Советского Союза 1917-1991 годов Вагрице. Москва 1995 год.
  3. Н. Верт. История Советского Союза. «Прогресс-академия». 1995 год.
  4. История русской культуры. Зезина. Кошман. Шульган. М. «Высшая школа» 1995 год.
  5. «Есть у Отечества пророки». Петрозаводск, Карелия, 1989 год. Дневниковые записи В. И. Вернадского, Ал. Довженко.
  6. «Музы вели бой» Изд. «Агентства печати и новости». М. 1995 год.
  7. «Публицистика периода ВОВ и первых послевоенных лет». М. Сов. Россия. 1995 год.
  8. Абрамов А. Лирика и эпос ВОВ. Проблематика. Стиль. Поэтика. М. Сов. Писатель, 1975 год.
  9. Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного Балтийского флота. «Лениздат». 1985 год.
  10. «Подвигу 30 лет». Изд. Советский художник. М. 1975 год.
  11. Кузнецова Э. В. «Исторический и батальный жанр». М. Просвещение. 1982 год.
  12. Штеменко С. М. «Генеральный штаб в годы войны». Военной издат. МО СССР, Москва 1975 год.
  13. «Строка, оборванная пулей». Коган, Корзинкин. М. Московский рабочий. 1976 год.

ЭПИГРАФ:

«И когда возгорелась война, её реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благом по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки, и несли облегчение,  потому что ограничивали колдовскую силу мёртвой буквы».

Борис Пастернак

ХОД УРОКА:

Учитель: наш урок посвящён теме: «Культура в годы Великой Отечественной войны».

НАШИ ЗАДАЧИ – познакомится с произведениями искусства, созданными в годы войны, особенностями развития искусства, местом и ролью интеллигенции на войне.

Вопросы урока:

  1. Каковы были особенности развития культуры в годы войны?
  2. Какие цели ставили перед собой деятели искусства?
  3. Привести конкретные примеры воздействия произведений искусства на людей в годы войны.
  4.  Объясните, как вы их понимаете эпиграф урока.

В ходе изучения материала вы заполняете таблицу «Искусство в годы Великой Отечественной войны» по форме: Виды искусства, название произведения и автор, основные идеи, содержание.

Наш урок проходит в школьном музее, где размещена экспозиция, посвящённая 740-ому полку истребительной авиации, базировавшегося в г. Череповце. Наш город в годы войны жил напряжённой военной жизнью, полной тревог, самоотверженного труда, каждодневного подвига. Атмосфера музея поможет перенестись в военное время.

ВЕДУЩИЙ: 22 июня 1941 года – грозная точка отсчёта новой военной жизни. Военная гроза налетела неожиданно, разом перечеркнув мирное время. 22 июня был воскресный день, день отдыха, гуляния в парках, выпускных балов, танцев и поездок на природу. Звучит мелодия «В парке Чаир». 22 июня 1941 года продолжалась обычная мирная жизнь и для деятелей искусства.

В этот день 22 июня:

        Сергей Лемешев играл Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» в филиале Большого театра.

        Григорий Александрович и Любовь Орлова выступали перед общественностью в г. Риги.

        Леонид Утесов репетировал новую театральную программу с названием «Напевая, шутя, играя».

        Алексей Толстой дописал последнюю страницу романа «Хмурое утро» - третьей и последней части трилогии «Хождение по мукам».

        Клавдия Шульженко была на гастролях в Ереване с концертами Ленгосэстрады.

ВЕДУЩИЙ: Мы предчувствовали полыхание этого трагического дня. Он пришёл. Вот жизнь моя, дыхание, Родина! Возьми их у меня.

Леонид Леонов: «Мы с особым острым чувством вспоминаем начало войны и оглядываемся на прошлое с улыбкой, происходящей от осознания новой силы: так смотрят капитаны дальних плаваний на пройденный путь по осеннему океану путь, охотники – на поверженное чудовище, и все прочие – на исполинскую, казавшуюся  невыполнимой и теперь уже законченную работу. Мы вспомнили иное утро, когда вот также в разгаре стояло лето, и ещё не успела поблекнуть неизношенная зелень лесов, и соловьиные концерты раздавались в рощах, и рука нашего труженика лежала на скобке двери, за которой находилась желанная и почти достигнутая мечта, – тогда все мы были моложе, может быть, на сотню лет…  Потом настал денёк, которого мы не забудем до гроба… Топор, поднятый фашизмом и расчетвертовавший смирную Европу, с маху спустился на советские города. Все мы большие и маленькие, стояли в тот час у репродукторов, повторяя про себя – «Наше дело правое, мерзость будет разбита, победа будет за нами!» Это была одновременно и клятва, и боевая программа».

ВЕДУЩИЙ:         Тяжелые трагические первые дни, недели, месяцы войны. Враг одерживает победы, но не те, на которые рассчитывал. Наверное, самой большой неожиданностью для немцев, оказалась готовность к самопожертвованию, которую проявил народ.

Вспоминает писатель Алексей Сурков:

        «Когда 22 июня я прибыл в Главное политическое управление Красной Армии на Гоголевском бульваре, то встретил там поэтов, прозаиков, драматургов, критиков: не ожидая мобилизационных повесток они посчитали своим долгом явится туда, чтобы предложить свой талант и жизнь всенародному патриотическому делу защиты Отечества. Были тут Владимир Ставский и Александр Безыменский, Симонов, Долматовский, Алтаузен, были тут… трудно их упомнить и перечислить все имена тех, кто в первый день войны получил назначение, обмундирование и оружие, чтобы отправится на юг, на запад, на север, на фронтовые, армейские, дивизионные газеты»…

ВЕДУЩИЙ: Более тысячи  писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров находились на передовой линии фронта, и в партизанских отрядах. С самого начала войны работал военным корреспондентом «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар. В боях под Киевом Гайдар, оставшийся в партизанском отряде, погиб. В период тяжёлых боёв под Москвой на фронте находились писатели Алексей Чурков, Евгений Петров, Александр Бек. Участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом и на Курской дуге, в штурме Берлина и Праги писатель Константин Симонов. 10 писателей стали героями Советского Союза: Борзенко, Пётр Вершигора, Мусса Джалиль, и др. На митинге писателей в Москве была принята резолюция «Каждый советский писатель готов отдать все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей родины».

Сообщение «На фронтах войны»

ВЕДУЩИЙ: Обращение писателей Сибири гласило: «Мы работники советской культуры считаем своё перо мобилизованным на оборону великой Отчизны, перо в нашей стране приравнено к штыку, его острие направлено против врага, прославляя нашу священную землю». Эти обращения к народу означали, что деятели искусства готовы мобилизовать не только свой талант, но и свою жизнь для Победы».

Академик Вернадский писал в своём дневнике» 29 июня появилось в газетах воззвание Академии Наук «К учёным всех стран», которое я подписал. Это первое воззвание, не содержащее раболепных официальных восхвалений: «вокруг нашего правительства, вокруг И. В. Сталина; говорится о фашизме: «фашистский солдатский сапог угрожает задавить во всём мире яркий свет человечества – свободу человеческой мысли, право народов самостоятельно развивать свою культуру. Выдержано так до конца. Я думаю, такое воззвание может сейчас иметь значение. Война была суровым испытанием не только военного, экономического состояния общества, но и духовных сил народа. Советский человек с честью вышел из этого испытания, одержав убедительную нравственную победу над врагом».

ВЕДУЩИЙ: Огромную роль в этой победе играла наша культура. Всё лучшее, что было в культурных традициях нашего народа, проявлялось таким образом, что миллионы людей         осознали своё место в строю, обрели гордость народа, веками боровшегося с врагом, создавшего самобытную богатую культуру.

ВЕДУЩИЙ: В это время люди с надеждой вслушивались в печально-торжественный голос Левитана, открывали газеты, читали произведения известных писателей, смотрели выступления любимых артистов – и находили то, что вселяло в их сердца веру в Победу.

        Первым откликнулись на начало войны писатели-публицисты. Газетная публикация давала возможность быстро и оперативно реагировать на происходящее с максимальной дозой правды, невозможной в мирное время. Один читатель газеты «Правда» отмечал: «Чтение «Правды» после падения Германии было страшным потрясением. До него вы могли просто считать всё написанное чистейшей фантазией, но теперь оказались лицом к лицу с ужасной правдой». «Правда» описывала реальный мир. Военные журналисты были на фронте вместе с солдатами, «читатель твой и автор ходили вместе в бой», и писали них с такой степенью откровенности и точности, что в предвоенное время об этом и помыслить было невозможно. Репортажи Василия Гроссмана о Сталинградской битве или гневные тирады Ильи Эренбурга были правдой, так необходимой в то время.

Сообщение: «Публицистика в годы войны»

ВЕДУЩИЙ: Невозможно сломить народ, который испытывает гордость за свою историю и культуру. Одной из задач немецкое командование поставило уничтожение культурных ценностей и национальных святынь. Приказ генерала-фельдмаршала фон Рейхенау гласил: «всё, являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничтожено. Никакие исторические и культурные ценности на Востоке не имеют значения». Всего за годы войны было уничтожено 80000 школ, сотни вузов и научно-технических учреждений, разграблено 430 музеев, 44000 дворцов культуры и библиотек. Населению порабощённой страны вполне достаточно было владеть простым счётом и уметь расписаться, не более. Были разграблены и осквернены дома-музеи Л. Н. толстого в Ясно Поляне, И. С. Тургенева в Спасско-Лутовинове, П. И. Чайковского в Клину, Т. Г. Шевченко в Киеве. Боевые действия и бомбёжки привели к разрушению древних русских городов Новгорода, Пскова, Смоленска, Ржева, Вязьмы, Киева, Минска. Громадный ущерб был нанесён Сталинграду, Ленинграду, Севастополю. Но, несмотря ни на что, наши учёные, искусствоведы, рабочие, солдаты и матросы делали всё возможное, чтобы сохранить культурные ценности. Знаменитая  «Севастопольская панорама»  кисти легендарного Рубо  была вывезена из осаждённого Севастополя. А картины Дрезденской галереи спасли советские солдаты.

        Сообщение: «Спасение культурных ценностей в годы войны.»

ВЕДУЩИЙ: С огромными трудностями и напряжением страна втягивалась в военную жизнь. Уже лежали в развалинах города, в окружении попадали армии, матери получали  похоронки, враг продвигался к Москве. И в эти дни родилась песня, звавшая к Отмщению, ставшая музыкальным символом военных лет. Звучит песня: «Вставай, страна огромная!»

ВЕДУЩИЙ: Вся огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Свою особую роль на войне осознавали деятели искусства. Их Подвиг состоял не только в том, что многие из них ушли в армию, стали участниками боевых операций. Подвигом был и напряжённый творческий труд, создание художественных произведений, по их влиянию на читателей, действительно, приравненных к штыку, «ставших настоящим боевым оружием».

        Ведущая тема литературы военных лет – тема Родины. Любовь к Родине, ненависть к врагу порождает тему героического подвига народа. Активное настроение, призывная интонация характерны для таких произведений, они звучат, как требование, наказ, которому обязан следовать каждый. Величайшая поэтесса Анна Ахматова в годы войны была вместе со своим народом.

        Сообщение: «Анна Ахматова». Стихотворение.

ВЕДУЩИЙ: Литература и искусство раскрывали духовный мир советского человека, отстаивающего честь и независимость своей Родины. В центре повествования человек с его болями, печалями, радостями. Были созданы такие произведения, как «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого. Все эти произведения печатались на страницах газет, а затем издавались отдельными изданиями.

ВЕДУЩИЙ: Крупным художественным произведением была повесть «Народ бессмертен» Василия Гроссмана. Создавалась художественная летопись Великой Отечественной войны. Победе над Москвой посвящена повесть А. Бека «Волоколамское шоссе». Героическая оборона Ленинграда раскрывается в произведении В. Вишневского «У стен Ленинграда», В. Инбер «Пулковский меридиан». Сталинградская битва запечатлена в повести К. Симонова «Дни и ночи». Борьбе советского народа на оккупированной территории посвящены повести Горбатого «Непокорённые» и Василевской «Радуга». О тружениках тыла рассказывается в «Испытаниях» Первенцева, «Клятве» Гладкова, «Урал в обороне» М. Шагинян. Были созданы произведения, посвящённые прошлому. Это «Батый» Яна, «Пётр первый» Ал. Толстого, «Емельян Пугачёв» Шишкова, «Багратион» Голубева. Народ как бы заново обратился к извечным духовным ценностям. Обрели новый смысл стихи Пушкина, романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского.

Сообщение: «Что читали в то время»

        4 сентября 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» начала печататься поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Эта «книга про бойца» сразу стала любимым поэтическим произведением.

        Сообщение: Твардовский «Василий Тёркин»

Особенностями публицистической литературы было стремление к документальной точности, а целью: показать звериное лицо фашизма, героизм советских людей, сражающихся с врагом.

ВЕДУЩИЙ: в один ряд с публицистической гражданской лирикой по своей злободневности и идейному воздействию встали театральные премьеры военных лет, и прежде такие, как пьесы Леонова «Нашествие», Симонова «Русские люди», Корнейчука «Фронт». Вспоминает офицер Генерального штаба Штеменко: «Пьеса Корнейчука «Фронт» неожиданно появилась на страницах «Правды» и взволновала весь офицерский состав армии. Пьесу прочли даже самые занятые. Всей душой мы были на стороне молодого Огнева и высказывались против Горлова. Но нашлись такие, которые восприняли пьесу «Фронт» как диверсию против К. А. Однако Главнокомандующий ответил: «Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации»». В одном из военных фильмов есть такой эпизод: Выступает фронтовая бригада артистов, играет оркестр. Невзирая на мороз, усталость, артисты работают. Один из них, кажется, заснул, товарищ толкает его: «до моего выступления ещё три такта», - отвечает спящий. Фронтовая бригада на фронте – ещё одна героическая страница нашего военного искусства.

Сообщение: «Фронтовые бригады»..

ВЕДУЩИЙ: Первым фронтовым театром был театр «Искра», сформированный из актёров театра им. Ленинского комсомола – добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евгения Вахтангова, Комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали 40000 работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра им. Москвина, А. Тарасову, Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н Черкасова, Артистами становились и школьники.

Стихотворение:

В палате включили радио

И кто-то гладил мне вихор…

В зимнском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор

Уже нам знаки делали.

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны

Они родны, некрасивые,

С большими впадинами глаз

И сами жалкие, несильные

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу, измученные битвами

Худы, заморены, бледны.

В своих пальтишках дрянных были мы

Для них героями войны.

О взгляды долгие, подробные!

О сострадание сестёр.

Но вот: «Вставай, страна огромная!» -

Запел, запел наш детский хор.

Запел сапёр из Костромы,

Солдаты пели, словно школьники,

И как солдаты, пели мы,

Все пели праведно и доблестно –

И няня в стареньком платке,

И в сапогах кирзовых докторша,

Забывши градусник в руке,

Разрывы слышались нам дальние,

И было свято и светло…

Вот это всё и было – армия.

Всё это Родину спасло.

        В концертах фронтовых бригад выступала и любимая певица Клавдия Шульменко. Звучит песня «Синий платочек».

ВЕДУЩИЙ: с первых дней войны возросло значение радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз на день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам С. А., партизанам, молодёжи. Особое звучание было у осаждённого, но не сдающегося Ленинграда.

        Сообщение: «Радио в годы войны» О. Бергольц

«Никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущим и читающим в дни Отечественной войны» - писал поэт  Сурков. В «лирике сердца» большое место занимают стихи о любви и дружбе, ставшей великим законом фронтовой жизни. Одно из самых знаменитых стихотворений военных лет «Жди меня» Константина Симонова.

Чтение стихотворения «Жди меня»».

ВЕДУЩИЙ: В годы войны полноправно заявляет о себе народной творчество. Народ по - своему реагирует на страшную беду, не теряя мужества, озорства, смекалки, юмора.

        Сообщение: «Фольклор в годы войны».

ВЕДУЩИЙ: Одним из ведущих жанров стала лирическая песня. Известной исполнительницей русских народных песен была знаменитая Лидия Русланова.

        Звучит песня: «Ой,  в поле лебеда»

ВЕДУЩИЙ: Музыка звучала в сердцах, звала к победе. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создаёт гениальную седьмую симфонию, Патриотическую оперу «Война и мир», пишет «Прокофьев». Музыкальные образы эпической мощи, в сочетании с темами любви, дружбы, преданности – таковы произведения Кабалевского, Шапорина, Хачатуряна, Хренникова.

Звучит седьмая симфония. Сообщение: «7  Симфония».

ВЕДУЩИЙ: Песни на войне. Они были рядом в горе и в радости. Лучшие друзья, отзвук родного дома, тепло родной семьи.

Лирическая песня:

«Наши песни спеты на войне,

Там, где переходы и завалы,

Рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы

С недопетой песней на губах

С недопетой песней умирали

Улыбаясь солнцу и весне

Наши песни спеты в лучшем виде,

Наши песни спеты на войне.

        Звучит песня: «Землянка».

ВЕДУЩИЙ: «Джаз-Бэнд» - искусство, преследуемое, ругаемое, но любимое. Значительные ритмы, искрометное веселье, талантливые импровизации и задушевность. Конечно, это Леонид Утесов, всю войну выступавший со своим оркестром на фронтах. Звучит песня: «Тем, кто в море!».

ВЕДУЩИЙ: Патриотическое гуманистическое начало являлось главным во всех жанрах изобразительного искусства. Скульптурные и живописные портреты героев войны, полотна, повествующие о подвигах солдат и партизан, отражали дух этого тяжёлого и великого времени, отход от казённой пропаганды, изображение человека мыслящего и думающего с независимыми суждениями. Такими были произведения Пластова, Герасимова, Дейнеки, Кукрыниксова, Ряжского, Юона.

        Сообщение: «Изобразительное искусство в годы войны».

ВЕДУЩИЙ: Кинематографисты вели хронику героической борьбы против фашистских захватчиков. На её основе были смонтированы такие полнометражные документальные фильмы, как «Разгром немецких войск под Москвой». Режиссёры Варламов, Копалин, «Народные мстители», «Сталинград», «Суд народов». Было создано более 55 киножурналов и 34 полнометражных картин, среди которых «Секретарь райкома» режиссёра Пырьева, « Нашествие» Рома, «Радуга» Донской, «Два бойца» Лукова, «Она защищает Родину» Эрмлера. Создавались и комедийные ленты «Похождение бравого солдата Швейка», «Небесный тихоход». Свобода творчества не была полной, как и всех видов искусства, кинематограф был под контролем власти. Из дневниковых записей А. Довженко: «Моя повесть - «Украина в огне» не понравилась Сталину и он запретил её для печати и для постановки. Что делать ещё не знал. Тяжко не потому, что пропало впустую больше года работы, и не потому, что возрадуются враги. Тяжко от осознания, что «Украина в огне» – это правда. Прикрытая и запертая – моя правда про народ и его беду. Значит, никому, выходит, она не нужна…»

        Сообщение: «Кино в годы войны».

ВЕДУЩИЙ: Стихи, проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили отклик в сердцах людей, вселяли уверенность в победе. Для солдат и тружеников тыла общение с искусством, чтение было необходимостью. «Я получил от вас точно какую-то награду» - писал гвардеец Шубин. А. Твардовскому. «Это была не книга, письмо от близкого человека» - так писала ленинградка Абрамова Н. Тихонову. «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич», писали бойцы с фронта А. Н. Толстому, - «тоже являетесь бойцом, - и мы чувствуем, как будто Вы находитесь рядом с нами. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши штыки; его огонь такой же убедительный как огонь наших автоматов и пушек!».

ВЕДУЩИЙ: Как встретили Победу деятели искусства в этот день 9-ое Мая.

        Константин Ваншенкин, поэт в составе 9 Ударной армии двигался со стороны Вены и Чехословакии.

        В. Пудовкин, режиссёр, снимал фильм: «Адмирал Нахимов».

        Павел Дм. Корин, художник, заканчивал Центральную часть триптиха «Дмитрий Донской».

        Кукрыниксы работали над последним рисунком о гитлеровской Германии. М. Манизер, скульптор, создавал эскизы монумента Победы.

        250 артистов эстрады выступали на улицах и площадях. Эстрадой  служили грузовики.

        22 часа.… Вспыхнули фиолетовые и голубые огни прожекторов, яркими лучами прорезав вечернее небо. Мощный        грохот перового залпа из 1000 орудий потряс воздух. Эта волнующая музыка Победы была встречена возгласами приветствий многотысячной толпы.

        Звучит песня: «Бери шинель…».

Подведение итогов урока, работа по вопросам.

Козина Н. А., учитель истории

Иванова М. Е., учитель литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Культура в годы Великой отечественной войны. (технологические карты к урокам)

Технологические карты к модулю "Великая Отечественная война" по теме "Культура в годы войны". Главная цель уроков показать значение тыла, деятелей культуры в приближение Великой победы, доказать, что ...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

"Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны"

Разработка интегрированного открытого урока истории и литературы...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...


 

Комментарии

Костичева Татьяна Юрьевна

Просто, понятно, доступно о ГЛАВНОМ! Отлично отобранный материал!))) Большое спасибо!!!