Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник  получает доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до сведения самые разные люди. Следовательно, в такой ситуации актуальным является сопоставительный анализ текстов, выработка приемов работы с документами, алгоритмизация действий, а также применение усвоенных навыков в новых условиях. Методика работы с текстовой информацией является одним из направлений моего самообразования. Эта проблема тем более актуальна, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С).Поэтому перед учителем стоит задача: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.  В этом ключе и представлена методическая разработка по периоду дворцовых переворотов в России в 18 веке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

« Эпоха дворцовых переворотов».

Цели урока: создать условия

  1. для осмысления учащимися причин и сущности дворцовых  переворотов, формирования  личностной оценки деятельности правителей данной эпохи.
  2. способствующие  реализации умений и навыков учащихся при работе с   историческими документами,  учебной  литературой;  анализа, сравнения, обобщения.
  3. для  реализация принципа сотрудничества на уроке, развития у школьников умения принятия  компромиссных решений, толерантности.

Формы организации работы: фронтальная, групповая работа с классом.

Основные понятия:  дворцовый переворот, конституцион ная монархия,    

                                    Верховный тайный совет, временщики, «кондиции»,    

                                    престолонаследник.

Оборудование:         Компьютерная презентация, содержащая

                  портреты «Екатерина I », «Петр II», «Анна Иоанновна»,  

                                   «Иван Антонович», «Елизавета Петровна», «Петр III»,

                                   «Екатерина II».; схему «Династия Романовых к

                                    XVIII веку.»; таблицу «Дворцовые перевороты.

                                    карта «Россия в XVII в-1760 г.».

                                    Распечатки документов, схем, алгоритмов работы.

                                     Учебник.

Основные даты и события:

                           1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

                           1727-1730 гг. - царствование Петра II.

                           1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

                           1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

                           1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

                           1761-1762 гг. - правление Петра II.

                           1762 г. - начало царствования Екатерины II.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

 Создание образно-эмоциональной ситуации. Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать.  «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. В последнюю ночь император не кричал от боли, больше  погружался в покой.  В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась. ... (на слайде компьютерной презентации картина И.Н. Никитина «Петр I на смертном ложе»).

Анализ схемы «Генеалогическое древо династии Романовых к 18 веку» (на каждой парте).

  1. Предположите, кто мог стать наследником после смерти Петра Первого?
  2. Какую роль в решении данного вопроса может сыграть указ о престолонаследии 1722 года?
  3. Почему, по-вашему, мнению, Петр I издал этот указ? 
  4. Предположите, какая судьба ждала наше государство,  не имевшего  законного наследника престола?

2.

Совместное определение темы урока.

С. Ф. Платонов описывал время после Петра Великого следующей характеристикой «В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов…у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти».

 После беседы слова Платонова высвечиваются на слайде без пропусков: там, где многоточие пропущена фраза «Россия пережила несколько дворцовых переворотов».

Предложите тему нашего урока.

Варианты детей: «Наследники Петра Первого»,

«Смена монархов»

«Борьба за престолонаследие» и другие.

Ученики определяют тему из всех своих предложений и предложенной характеристики: «Эпоха дворцовых переворотов».

3.

Изучение нового учебного материала с использованием фрагмента документа. Чтобы ответить на вопрос: «Что же такое «дворцовые перевороты», давайте обратимся к документу, который мы будем анализировать и извлекать необходимую нам информацию поэтапно.

Сравните собственные выводы из текста документа с определением, которое дано в учебнике (на слайде определение).

Почему стала возможна ситуация «дворцовых переворотов», в чем причины этого явления?

Между какими силами проходила борьба за власть после смерти царя - реформатора? Кто и почему сыграл в ней важную роль?

За первую четверть XVIII в. изменился  правящий слой, внутри которого обособились группировки старой родовитой аристократии и сподвижники Петра - «птенцы гнезда Петрова». Между ними усиливается соперничество, которое ярко проявляется в период династических кризисов. Поэтому принятие важнейших политических решений зависело от заинтересованных и политически активных лиц, от поддержки гвардии. Самое главное, что решался вопрос о дальнейших путях развития России: «реформам быть или не быть?»

Петр I в ходе реформ создал такой административный аппарат, что самый слабый монарх или даже младенец могли сидеть на российском престоле и править империей, опираясь на чиновников.  В такой ситуации появляется желание у определенной придворной группировки поставить марионетку, отвечающую их интересам? 1725-1762 годы – время интриг, борьбы за власть. Основной силой в ней стали гвардейские полки, которые были способны в одну ночь решить судьбу российской империи на целые десятилетия вперед. Всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. Тысячи людей в России не были уверены в завтрашнем дне. Кто же составляет «галерею дворцовых переворотов»?(на слайде портреты).

Анализ текста «Привыкли к переворотам» (Н.Я. Эйдельман «Грань веков»): Вопросы и задания к 1-й части:

  1. Назовите особенности политической ситуации в России в 1725 – 1762 гг.
  2. Как вы можете объяснить, что автор понимает под «зыбкой гранью между законом и беззаконием»?
  3. Какие можно привести формулировки определения «дворцовые перевороты» на основе текста? Из предложенных вариантов выберете наиболее правильный.

Вопросы и задания ко 2-й части:

  1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
  2.  Кто, от кого и за какие заслуги  «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?
  3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?
  4. Пользуясь информацией из текста и материала параграфа, дополните и сформулируйте причины дворцовых переворотов. Запишите их в тетрадь.

Вопросы и задания к 3-й части:  

  1. Какую роль играла гвардия в событиях дворцовых переворотов? Почему автор называет их «фактически «гвардейской поправкой» к самовластию»?
  2. Если, по мнению автора, в течение XVIII века государство и дворянство приспосабливались друг к другу, то почему возник разрыв в системе взаимоотношений государства и дворянства?
  3. Какую оценку дает автор легкой смене «властителей»?
  4. Согласны ли вы с авторской позицией?  Дайте собственную оценку эпохи дворцовых переворотов в России.

4.

Изучение нового материала на основе организации групповой работы с текстом учебника. Учащиеся по группам получают задание дать характеристику российским монархам эпохи дворцовых переворотов.

а) Екатерина I

б) Петр II

в) Анна Иоановна

г) Иван Антонович

д) Елизавета Петровна

е) Петр III

(в конце выступлений групп на слайде появляется таблица с обобщенными выводами - характеристиками).

Использовать  вопросы для плана – ответа:

  1. правитель, годы правления;
  2. способ прихода к власти;
  3. краткая характеристика личности;
  4. характеристика периода правления, деятельности.
  5. общая оценка правления.

5.

Рефлексия. Предлагаю вам осмыслить полученную на уроке информацию и кратко представить свои мысли, аргументы собственных суждений при написании эссе. Тем более это отвечает еще одной задаче обучения: подготовить вас в будущем к успешной сдаче ЕГЭ, научить правильно выполнять задания итоговой аттестации различных типов сложности.  

Примерные темы эссе:

  1. А.С.Пушкин охарактеризовал преемников Петра Первого: «Ничтожные наследники северного исполина». Согласны ли вы с мнением поэта?
  2. Дворцовые перевороты – это «зыбкая грань между законом и беззаконием».
  3. Дворцовые перевороты – «символ» XVIII века.
  4. Тему можно сформулировать самостоятельно.

6.

Домашнее задание. Составьте сравнительную таблицу по заданию и сделайте вывод, соотнеся свое мнение с известными оценками историков.

Сравнить эпоху Петра I и период дворцовых переворотов по следующим вопросам:

  1. Степень укрепления самодержавной власти.
  2. Успехи экономических преобразований.
  3. Отношения власти и общества, итоги социальной политики.
  4. Уровень культурных достижений.
  5. Международное положение России.

7.

Оценивание работы.

Соотнесение самооценки участия ученика в уроке с оценкой учителя.

Методические рекомендации учителю.

  1. Чему именно учащиеся смогут научиться при работе с данной информацией:
  1. Освоить навыки работы с информацией, самостоятельно добывать новые знания.
  2. Получить опыт применения навыков и знаний (устанавливать причинно-следственные связи).
  3. Перерабатывать, преобразовывать и применять добытую информацию.
  4. Формулировать репродуктивные и продуктивные вопросы, а так же давать на них ответы с опорой на текст и приобретенные знания.
  5. Представлять собственную точку зрения и приводить аргументы в ее пользу.

  1. Способ подачи информации учащимся: организация работы обучаемых с отдельными смысловыми частями текста.

Текст объемный, сложный по содержанию, требует понимания и глубокого осмысления. Поэтому его целесообразно разделить на смысловые части. К каждой смысловой части обязательно формулируются вопросы, задания. Обсуждение проблемы или коллективный поиск ответа на вопрос можно выполнять в группах индивидуально, во фронтальной беседе. Это способствует более детальному обсуждению содержания. Более эффективным будет формулировка вопросов самими детьми. То, что является в изучаемом материале сложным, учитель решает с обучаемыми через постановку проблемных вопросов.

  1. Последовательность заданий для работы с текстовой информацией:

Часть 1

Все перемены в российском правлении 1725 – 1762 гг. были серией разнообразных переворотов. Главные заговоры (свержение и возведение императоров) перемежались «малыми» (смена министров и фаворитов). Вот неполный перечень «малых переворотов»: 1727 г. – свержение и высылка Меньшикова; 1730 г. – свержение Долгоруких; 1739 – 1740 гг. – арест и казнь кабинет-министра Волынского и его единомышленников; 1748 г. – свержение и арест фаворита Лестока; 1758 г. – свержение канцлера А.П. Бестужева-Рюмина.

Перевороты на «министерском уровне» дополнялись «губернскими»: арестами и пыткой должностных лиц при соответствующей смене власти. Так, западной Сибирью во II половине XVIII века управлял просвещенный губернатор Соймонов с вырванными ноздрями (следы прошлой опалы).

Следует заметить, что если свержение императора было «дворцовым переворотом», беззаконным по определению, то «перевороты министерские и губернские» производились по распоряжению монарха, то есть были освящены высшим законом империи. Поэтому грань между законом и беззаконием была очень зыбкой.

Вопросы и задания 1-й части:

  1. Назовите особенности политической ситуации в России в 1725 – 1762 гг.
  2. Как вы можете объяснить, что автор понимает под «зыбкой гранью между законом и беззаконием»?
  3. Какие можно привести формулировки определения «дворцовые перевороты» на основе текста? Из предложенных вариантов выберете наиболее правильный.

Часть 2

Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».

Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему  сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.

Вопросы и задания:

  1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?
  2.  Кто, от кого и за какие заслуги  «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?
  3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?
  4. Пользуясь информацией из текста и материала параграфа, дополните и сформулируйте причины дворцовых переворотов. Запишите их в тетрадь.

Часть 3

В России много слабее, чем во Франции, было обуздание абсолютной власти традиционными институтами – дворянскими, городскими, церковными. Однако, исторический опыт показал, что такое громадное сочетание власти опасно и для ее носителя, и для самого правящего сословия.

Несколько дворцовых переворотов были фактически «гвардейской поправкой» к самовластию. Можно сказать, что дворяне (пусть через свою верхушку) в течение XVIII века приспосабливали собственное государство к своим нуждам, государство же приспосабливалось к ним. Возникший в системе взаимоотношений государства и дворянства «разрыв» мог регулироваться только теми же беззаконными, взрывчатыми методами, какими эта политическая система устанавливалась.

Однако, легкая смена властителей – это опять же не что иное, как игра троном между крупнейшими аристократическими фамилиями. Это ведь фактически та же ненавистная олигархия, правление немногих; это для среднепоместного дворянина – жизнь с меньшими гарантиями, чем при крепком самодержавии.

Вопросы и задания:  

  1. Какую роль играла гвардия в событиях дворцовых переворотов? Почему автор называет их «фактически «гвардейской поправкой» к самовластию»?
  1. Если, по мнению автора, в течение XVIII века государство и дворянство приспосабливались друг к другу, то почему возник разрыв в системе взаимоотношений государства и дворянства?
  2. Какую оценку дает автор легкой смене «властителей»?
  3. Согласны ли вы с авторской позицией?  Дайте собственную оценку эпохи дворцовых переворотов в России.

Такая последовательность выполнения заданий дает возможность учащимся самостоятельно сформулировать понятие «дворцовые перевороты», определить причины и сущность этого исторического периода, а также дать собственную оценку событиям. Всё это создает условия для более качественного усвоения учебного материала школьниками, разнообразит  их учебный труд, способствует развитию нестандартного мышления, решения проблемных ситуаций.

  1. Какие элементы учебной деятельности будут выполняться учащимися самостоятельно, какие – совместно с учителем:

В структуру уче6ной деятельности входят:

  1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
  2. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
  3. Действие контроля (самоконтроля) - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
  4. Действие оценки (самооценки) - определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Исходя из этого, ученики совместно с учителем планируют учебные задачи и предстоящие учебные действия. Например, задание к части 1: «Пользуясь информацией из текста и материала параграфа, дополните и сформулируйте причины дворцовых переворотов. Запишите их в тетрадь». Так как учебные действия включают в себя и педагогический, и психологический аспекты, то используются следующие варианты действий:

  1. Психологический аспект подразумевает анализ, сравнение, обобщение закономерностей, установку причинно-следственных связей, поэтому эти действия будут осуществляться учеником самостоятельно в ходе работы с документом, посредством наводящих вопросов, формулируемых учителем и самими учениками, с последующим коллективным обсуждением.
  2. Педагогический аспект включает в себя учебные умения: переработка и усвоение материала, постановку вопросов различного типа, действие по заданному алгоритму. Поэтому учащиеся придерживаются определенного алгоритма, проводя сравнительный анализ, соблюдают требования по написанию эссе. Алгоритм помогает осуществить самопроверку (все ли этапы работы выполнены).

В начале учебного занятия учитель знакомит обучаемых с критериями оценивания деятельности ученика в ходе данного урока, что поможет им самостоятельно проконтролировать и оценить свою работу на уроке. После чего ученик может соотнести свою оценку с оценкой учителя, услышать комментарии одноклассников и учителя в случае расхождения. Учитель  - это «дирижер». Он организатор и участник обсуждения возникающих проблем, а «добытчик» знаний - ученик – участник и субъект учебной деятельности.

  1. В какой форме учащимся лучше всего представить результаты их работы с информацией:

 

  На уроке обучаемые были в роли исследователей, поэтому и результаты их работы целесообразно представить в таком же направлении. Ученики могут продолжить применение навыков самостоятельного творческого мышления, аргументации собственных суждений при написании эссе. Тем более это отвечает еще одной задаче обучения: подготовить школьников к успешной сдаче ЕГЭ, научить их правильно выполнять задания итоговой аттестации различных типов сложности.  Тема «Эпохи дворцовых переворотов» объемная и сложная. В то же время одна из самых интересных страниц истории Российского государства: большое количество исторических личностей с пестрой палитрой характеров и поступков,  нестандартные события и их результаты, разнообразие оценок в литературных произведениях, документах, воспоминаниях, афоризмах…Учащимся будет интересно применить навыки письменного изложения собственных мыслей и творчества. Использование алгоритма написания эссе позволит ученикам четко, грамотно сформулировать мысли, определить структуру информации,  выделить причинно-следственные связи, проиллюстрировать понятия историческими примерами, доказать свои выводы.

Примерные темы эссе:

  1. А.С.Пушкин охарактеризовал преемников Петра Первого: «Ничтожные наследники северного исполина». Согласны ли вы с мнением поэта?
  2. Дворцовые перевороты – это «зыбкая грань между законом и беззаконием».
  3. Дворцовые перевороты – «символ» XVIII века.
  4. Тему можно сформулировать самостоятельно.

  1. Домашнее задание, позволяющее проверить и закрепить информацию, навыки, усвоенные учащимися в ходе урочной деятельности при работе с текстом:

Сравнить эпоху Петра I и период дворцовых переворотов по следующим вопросам:

  1. Степень укрепления самодержавной власти.
  2. Успехи экономических преобразований.
  3. Отношения власти и общества, итоги социальной политики.
  4. Уровень культурных достижений.
  5. Международное положение России.

Данные внесите в сравнительную таблицу и сделайте вывод, соотнеся свое мнение с известными оценками историков.

 (Задание дает возможность глубже понять и усвоить существенные черти изучаемого периода, применить навыки сравнения, анализа, обобщения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю

Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...

Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий

Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих  повышению и укреплению знаний о з...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов

Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов...

Методические рекомендации учителю. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Организовывать учебную деятельность на уроке приходится постоянно мобилизовывать свои уси­лия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения п...