Апробация рабочей тетради по этике
материал по истории (5 класс) по теме

Жучкова Анастасия Владимировна

Апробация рабочей тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aprobaciya_rabochey_tetradi.doc39 КБ
Microsoft Office document icon ikt_na_uroke_etiki.doc26 КБ
Microsoft Office document icon ocenka_primenimosti.doc24 КБ
Microsoft Office document icon reakciya_uchenikov.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon etika.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

В этом учебном году уделяла много внимания работе с новой тетрадью по этике.

МОИ ВЫВОДЫ.

1. Содержание

Содержание рабочей тетради соответствует программе и обязательному минимуму содержания образования. Предметное содержание соответствует возрастным особенностям учащихся, изложено на доступном научном языке. Содержание полностью соответствует целям, поставленным авторами.

У учащихся развиваются:

 -сознательная организация своей познавательной деятельности,

- умение оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм,

- умение решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

 Материал представлен разносторонне с учётом социокультурного, развивающего, воспитательного, учебного аспектов.

Предложенного материала достаточно для изучения темы.

Понятийный аппарат по трудности соответствует запасу знаний учащихся,  познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам.

Лексика и стилистика учебного материала соответствует возрастным особенностям учащихся.

Отлично оформлены внутритекстовые ссылки, сноски, выделения, на которые можно обратить внимание обучающихся.

Содержание рабочей тетради помогает всесторонне развивать личность детей. В рабочей тетради присутствуют упражнения, способствующие воспитанию интереса и положительного отношения к изучению культуры ; воспитанию потребности расширять кругозор; формированию способности представлять собственную культуру; воспитанию любви к Родине, родному краю, воспитанию любви и уважения к семье и семейным ценностям, воспитанию познавательных потребностей, воспитанию уважительного отношения к чужим занятиям и интересам, воспитанию уважительного отношения к людям, готовности прийти на помощь, чувства товарищества, воспитанию доброты, желания доставить радость людям.

Учебный материал является познавательным, изложен в занимательной, интересной форме, дети с нетерпением ждут каждого урока. У учащихся наблюдается огромный интерес.

 

2. Методическая схема

Частая смена деятельности соответствует психическим особенностям развития детей данного возраста.

Наличие разноуровневых упражнений в рабочей тетради создает возможности для реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении.

В рабочей тетради осуществляются как внутрипредметные, так и межпредметные связи.

 3. Дидактический аппарат

Количество вопросов и заданий достаточно для мотивации обучения, для отработки и закрепления материала, для организации практической деятельности, для организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки. Содержание домашних заданий доступно для понимания учащихся.

Предложенные иллюстрации соответствуют учебным целям и задачам, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, способствуют обеспечению комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе работы с рабочей тетрадью.

Считаю целесообразным:

                1. Дополнить тетрадь электронным сопровождением .

                2. Дополнить комплектом наглядных пособий .

                3. Целесообразно разработать проектную деятельность по темам.  

 

речевой деятельности способствует более прочному усвоению материала и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых способностей». (Смирнова О. В., Сапко О. А).

«Грамматический материал ограничен и тесно связан с тематикой». (Кондрашева И. В)

«УМК может быть использован с успехом в классе, где работает начинающий учитель или не имеющий опыта. В книге для учителя имеются подробные комментарии не только к каждому уроку в целом, но и к каждому этапу урока». (Латышева И. Р.)

«Основное достоинство УМК заключается в том, что учащиеся последовательно из урока в урок не просто осваивают азы английского языка, а знакомятся с культурой изучаемого ин. языка, без чего любой язык не существовал бы». (Селиванова Е. С.)

«В практике работы школы УМК может использоваться в полной мере как универсальный учебник, рассчитанный на среднестатистического учащегося. УМК поможет немотивированным учащимся познать свои способности к изучению английского языка, а мотивированным учащимся еще больше увлечься его дальнейшим изучением, т.к. стимулирует и активизирует развитие индивидуальности, личности ребенка». (Селиванова Е. С.).

«Особенно хочется отметить задания на аудирование, которые носят системный характер, что позволяет развить фонематический слух, внимание к деталям, и на этом этапе дают возможность развивать спонтанную, неподготовленную монологическую речь на основе прослушанного. Учебник позволяет заложить основы речевого поведения в англоязычной среде». (Кондрашева И. В).

«Контрольно-измирительные материалы позволяют учителю провести качественную объективную проверку усвоения пройденного материала по всем видам речевой деятельности». (Кондрашева И. В).

«Книга для чтения носит новый характер-это не только дополнительный материал, но и совершенно отдельное ценное пособие по обучению чтению. Навыки чтения развиваются в системе, авторы успешно сочетают упражнения на развитие техники чтения с упражнениями на различные виды чтения. У учащихся формируется умение находить логические связи в тексте, умение автономного чтения (чтения про себя), что облегчает и убыстряет процесс обучения на следующем этапе». (Кондрашева И. В).

«Ведется целенаправленная работа по обучению 3 основным видам чтения. Удачным является решение, при котором домашнее чтение органически включается в содержание всего цикла уроков». (Латышева И. Р.)

«Понравилась Книга для чтения: содержательная, познавательная, увлекательная, хорошо иллюстрированная, интересная». (Селиванова Е. С.)

«В Книге для учителя удачно разграничен продуктивный и рецептивный материал, как лексический, так и грамматический». (Кондрашева И. В).

«Наблюдается высокая мотивация у учащихся, желание изучать иностранный язык. УМК получил одобрение со стороны родителей». (Безрукова Е. А.)

По результатам апробации авторский коллектив совместно с редакцией английского языка с целью повышения качества УМК приняли решение:

Выявленные в результате апробации недочеты устранить в исправленном варианте учебника, который будет выпущен издательством в 2009 году.

Запланировать выпуск электронного приложения к УМК в 2010 г.

Запланировать выпуск комплекта демонстрационных тематических плакатов и таблиц с неправильными глаголами для начальной школы. Время выпуска-2008-2009 гг.

Выпустить отдельное пособие по грамматике для начальной школы, где грамматический справочник будет дополнен упражнениями на каждое грамматическое явление.

При переиздании в Учебнике разработать задания по работе над проектами, а в Книге для учителя дать рекомендации по организации проектной деятельности.

Дополнительные упражнения с дифференцированными заданиями для сильных и слабых учащихся включить в электронное приложение.

Включить в план издания пособие по обучению лексической стороне речи в начальной школе.

Дополнительные упражнения по формированию грамматических навыков предусмотреть при работе с демонстрационными тематическими плакатами, а также включить в электронное приложение.

При переиздании Книги для учителя внести рекомендации по проведению различных вариантов речевой подготовки, а также более подробные рекомендации по работе со слабыми учащимися.

При переиздании Учебника перемакетировать страницы, на которых допущен разрыв упражнения.

Авторский коллектив выражает благодарность учителям, принявшим участие в апробации УМК, за ответственную работу и ценные замечания и предложения по совершенствованию УМК.



Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных в процессе обучения этики»

  В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры.

  Педагог должен идти в ногу со временем. В мире, который становится всё более зависим от информационных технологий, и школьники и учителя должны быть знакомы с компьютером. Но именно учитель, а не компьютер является более важной составляющей учебного процесса. Поэтому я, как учитель, первоначально изучила нормативно-правовые документы, посвящённые проблеме использования компьютера в школе. Это «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в школе» и «Рекомендации по использованию компьютеров в школе».

  Компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью, выполняет обучающую функцию. Поэтому, я стала активно использовать ИКТ в своей практике. Через индивидуальную, групповую деятельность, через нетрадиционные формы уроков учу самостоятельно добывать знания, используя программы на дисках, готовить домашние задания в компьютерном варианте: составлять схемы, диаграммы, готовить сообщения на разные темы, делать презентации.

  Стараюсь эффективно использовать ИКТ на своих уроках и во внеурочное время, чтобы достичь наиболее качественных образовательных результатов.      

  Информационные технологии применяю на самых разных этапах образовательного процесса и в самых разных направлениях – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска в Интернете до организации самостоятельных проектов.

  С помощью программы Microsoft Word готовлю тесты, индивидуальные задания, печатную продукцию с фото, рисунками, диаграммами. Использую в работе электронные энциклопедии: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия».

  Особенно активно применяю информационные технологии в качестве тестирования учащихся. Это нравится учащимся и экономит полезное время на уроке. С целью привития интереса к предмету я использую различные презентации. Мною составлены уроки по темам: «А.В. Суворов – пример самовоспитания», «Муромские святые Пётр и Феврония».

  В школе есть 2 компьютерных класса, где учащиеся работают как в урочное, так и внеурочное время. Использование персонального компьютера позволяет реализовать творческую активность учащихся.

  В  декабре 2009 года я прошла курсы по программе INTEL «Обучение для будущего». «Введение в образовательные и информационные технологии. Как стать учителем в XXI веке».

  С принятием президентской программы компьютеризации образования ставится задача выхода на новый уровень использования возможностей Интернета в целях развития образования. Я использую информационные ресурсы Интернета для самообразования, изучаю опыт работы коллег. В Интернете беру разработки конспектов и дидактического материала по этике, получаю информацию о конференциях, конкурсах.

   Смена разных видов деятельности в образовательном процессе помогает привлечь  школьников к предмету этика, сохранить устойчивый интерес, повышает качество успеваемости, создаёт атмосферу успешности, а значит – получение чувства удовлетворённости.  

  Являюсь координатором сетевого проекта «Вместе мы сила», цель которого привлечь внимание к деятельности детских и молодёжных объединений через сеть Интернет.

  Разработки моих уроков размещены в сетевом образовательном сообществе «Открытый класс»



Предварительный просмотр:

Оценка применимости методических рекомендаций авторов в реальном образовательном процессе (последовательность, использование различных видов деятельности на уроке).

  На уроках по курсу «Этика» я пользуюсь «Методическим пособием для учителя»/ Под ред. Т. Х. Дебердеевой. - Владимир, ВИПКРО, 2008 год.

  Данное издание включает в себя программу по этике (5 - 8 классы), ряд научных статей и методических разработок по курсу «Этика». Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культуры общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений.

  Программа этики выстроена в концентрической системе. Ключевые этические проблемы повторяются из года в год, но на ином уровне их рассмотрения. Ключевыми  проблемами являются:

  1. «Культура общения».
  2.  «Самовоспитание».
  3.  «Общечеловеческие нормы нравственности».

 Авторы данного пособия рекомендуют использовать следующие виды и формы деятельности учащихся:

  1. Групповая работа.
  2. Ролевые игры.
  3. Работа по анализу текста.
  4. Работа в парах.
  5. Игровая деятельность.
  6. Творческая работа.
  7. Практикум и др.

 Наблюдая за учащимися во время уроков,  я сделала для себя следующие выводы:

     1.Авторами предложен оптимальный вариант форм и видов деятельности учащихся ;

     2. Продуктивнее всего учащиеся работают в группах;

     3. Учащимся нравятся такие формы работы как: игровая деятельность, ролевая игра. Однако в 6 классе не все ролевые игры получаются. Дети не достаточно раскрепощены, не удаётся войти в роли.

     4. Достаточно сложной является работа с текстом, однако считаю, что именно эта работа приучает школьников к самостоятельности (академической мобильности). С текстами работаю по технологии РКМ.



Предварительный просмотр:

Общая реакция учеников на предлагаемые задания.

5 класс.

Тема урока

Задания

Реакция учеников

Почему мы так себя ведём?

Обычаи и традиции.

Практикум: выявление общего и различного в традициях отдельных народов. Составление таблицы. Работа по анализу текста.

Задание вызвало определённые трудности:

1. Это третий урок этики, дети ещё не умеют работать с текстами, поэтому учителю необходимо сначала провести большую подготовительную работу

( Памятка «Алгоритм работы с текстами»).

 2. Несмотря на проделанную подготовительную работу учениками было задано большое количество вопросов. Объясняю это тем, что у учащихся вызвало трудности выявить общее и различное. Не выработан навык.

Правила поведения в различных ситуациях

Игра: «Найди ошибки в поведении литературных героев»

Дети были очень активны на уроке. Предварительно детям было дано задание принести любимую книгу и описать своего любимого героя. Каждому хотелось рассказать именно о своём герое, показать именно свою книгу .Вместе мы искали ошибки в поведении литературных героев.

Гостевой этикет. Этикет подарков.

Ролевая игра «В гостях», «В театре», «За столом».

Дети были заинтересованы.

Каждый хотел побывать и гостем, и хозяйкой, удалось произвести даже какое-то ощущение праздника. Были сделаны коробочки с вложенными туда небольшими пожеланиями. Их мы и учились дарить правильно. Урок удался.

Великодушный и благородный человек.

Дискуссия: «Понятие великодушного и благородного человека». Работа по анализу текста (определение качеств благородного человека»

Дискуссия не удалась, вероятнее всего из-за того, что дети только пришли с каникул. Каждое высказывание ценилось мной практически на вес золота. Но вот работа по анализу текста сразу же заладилась. Дети  очень оживлённо выписывали из текста качества благородного человека и охотно озвучивали их.

Каким должен быть хороший человек?

Творческая работа «Хороший человек – кто он? Практикум по составлению характеристики личности героев литературных произведений. Самоанализ «Мои хорошие качества».

Дети были разбиты на группы для творческой работы. Учащимся вообще очень нравится работать в группах, они знают правила работы в группе и соблюдают их. Поэтому школьники успешно справились и с творческой работой и с практикумом по составлению характеристики литературных произведений.

На втором уроке учащиеся делали самоанализ «Мои хорошие качества». Кто-то сделал анализ в форме ромашки, кто-то в форме лестницы и др. (диаграмма ниже).

Что я делаю, чтобы быть хорошим человеком?

Психологическая диагностика.

К тестированию у детей особенное отношение. Им настолько интересно узнать результаты, что до конца теста слышно  «как пролетает муха».

Кому нужна благодарность?

Круглый стол «За что я благодарен людям».

Эта форма работы применялась мной впервые на уроке этики в 5 классе. Однако сразу же понравилась детям и дала свои положительные результаты. Сидя за «круглым столом» дети чувствовали себя очень важно, почти «президентами», решающими важные государственные дела. Учащиеся были раскрепощены и по очереди обсуждали данный вопрос.



Предварительный просмотр:

Предмет «Этика» в нашей школе преподаётся с 2008 года.

Как учитель я отношусь к данному предмету положительно и считаю, что «Этика» очень нужна школе и обществу в целом. На данном этапе обучения я поставила перед собой вопросы:

  1. Нравится ли предмет «Этика» детям?
  2. Что именно нравится? Какие темы наиболее интересны?
  3. Что вызывает затруднения при изучении предмета?

 

ЦЕЛИ КУРСА

- формирование сознательного и разумного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентированию в непростых условиях жизни;

- развитие личности «Я»;

- воспитание общероссийской идентичности, нравственной ответственности;

- освоение на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации.

Из данных целей вытекают следующие ЗАДАЧИ:

- познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности, христианской, буддистской и исламской моралью;

- научить учащихся уважать себя и верить в свои силы;

- воспитать толерантное отношение к другим народам;

- сформировать потребность человека понимать и уважать;

- познакомить с правилами вежливости;

- научить приёмам самоконтроля и самовоспитания;

- воспитать порядочных людей;

- помочь школьнику выбрать свой нравственный идеал.

Для полных ответов на все вопросы я завела для себя «Дневник наблюдений».

«Дневник наблюдений» содержит:

·        оценку применимости методических рекомендаций авторов в реальном образовательном процессе (последовательность, использование различных видов деятельности на уроке).

·        общую реакцию учеников на предлагаемые задания, степень активности детей на уроке, описание эмоционального настроя на уроке, оценку своих достижений и неудач, а также свои размышления;

·        оценку возможностей  и корректности использования компьютерной составляющей: эффективность и результаты использования компьютерных инструментов для организации творческой деятельности в ходе уроков этики, сложности, возникавшие у педагога или учащихся при использовании тех или иных компьютерных инструментов или электронных ресурсов при подготовке к урокам и проведении занятий и т.п.

Мною проводился мониторинг, основной целью которого было определение степени эффективности формирования этической культуры личности школьника.

Диагностика личностных качеств, ценностей и отношений осуществлялась мной в нескольких направлениях.

- Характер отношения обучающихся к предмету «этика», ибо только при позитивном отношении можно ждать положительных результатов.

На данных диаграммах видно, что учащиеся позитивно относятся к предмету «Этика»

- Характер интересов учащихся в области этики, поскольку это поможет выявлять систему приоритетных ценностей, и, в том числе, корректировать содержание этического образования, осуществлять обоснованный выбор методов, приемов и технологий.

Из данных диаграмм видно, что наибольший интерес у детей представляют темы из раздела «Самовоспитание».

- Непосредственно качества личности, характеризующие ее как обладающую определенной степенью нравственного сознания и мировоззрения, этической культуры.

В силу специфики этического образования, которое призвано не столько сформировать знания и умения, сколько этически целесообразные отношения и поведение, необходимость этих направлений не вызывает сомнения. Поэтому весь диагностический инструментарий должен быть подобран таким образом, чтобы дать объективную информацию по всем выделенным направлениям.

Мною в ходе осуществления диагностики выявлены возможности некоторых методик и методов исследования.

- Характер отношения обучающихся к предмету «этика» целесообразнее всего выявлять, используя метод анкетирования, а также педагогического наблюдения. Вопросы анкеты, составленной мною, были направлены на определение степени удовлетворенности осуществляемыми видами деятельности, методами обучения и контроля, содержанием этического образования, представленным в рабочей тетради и дополнительно подобранным учителем. Кроме того, мною был использован метод написания мини-сочинения на тему: «Ответ авторам курса этики», где учащиеся в свободной форме излагали свое отношение к этическим проблемам и необходимости этического образования, в частности. При этом школьники отмечали высокую удовлетворенность рабочей тетрадью по этике, доступностью содержащихся в нем текстов, красочностью иллюстраций. В конце сочинения каждый учащийся написал слова благодарности авторскому коллективу за красочную и содержательную рабочую тетрадь.

- Качества личности, на формирование которых нацелено этическое образование (ответственность, уважение и любовь к другим и т.п.), можно успешно отследить, используя авторские методики, позволяющие установить характер взаимодействия с людьми, и мотивы, лежащие в его основе. Анкетирование поможет определить, в частности, степень соответствия образовательных целей с личностными целями учащихся.

Таким образом, качества личности школьника, ценности и отношения, не подлежащие оцениванию, я выявляла с помощью вышеперечисленных методик и впоследствии стимулировала их развитие.

 Вторая составляющая мониторинга этического образования – оценка образовательных достижений школьников, т.е. знаний и умений различного уровня, которые формируются в процессе этического образования. Я постаралась использовать систему оценки, которая учитывает специфику и современное понимание «этики»– метапредметность, универсальность,; а также достижения учащихся, вовлеченных в практическую деятельность.

 Использованные мною методики:

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич

- Тест «Исследование тревожности» (опросник спилберга)

1 -  5-ые классы;

2 – 6-ые классы.

- Методика диагностирования личности на мотивацию к успеху Т.Элерса

    1 -  5-ые классы;

    2 – 6-ые классы

- Опросник Стефансона         

Данная методика используется для изучения представлений о себе.

 Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

социальное «я» (каким меня видят другие?);

идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);

актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.

    1 -  5-ые классы

     2 – 6-ые классы

      1 -  5-ые классы

       2 – 6-ые классы

       1 -  5-ые классы

       2 – 6-ые классы

Опрос родителей показал, что они не возражают против введения в школьный курс предмета «Этика»: почти 70% опрошенных положительно относятся к введению в школе этого предмета, из них четверть респондентов заявили, что «целиком положительно» относятся к данной идее, а 44% — «скорее положительно», и лишь пятая часть (19%) не поддержала введение в школе этого предмета.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

Апробация рабочей тетради по этике

Апробация рабочей тетради...

Самоанализ по апробации модуля "Основы светской этики"

В 2012-2013 уч. г. в нашей школе  началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Родителями и учащимися был выбран модуль «Основы светской этики».Обеспеченнос...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Самоанализ по апробации модуля «Основы светской этики»

В статье дается анализ по апробации модуля "Основы светской этики"...

Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....

Рабочая тетрадь студента по дисциплине Основы Этики и эстетики

Рабочая тетрадь студента  по дисциплине Основы Этики и эстетики...