Урок в 11 классе "Твое имя - Россия"
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

Позднякова Людмила Васильевна

 

 Урок-диспут с использованием презентативного материала и выступлениями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_imya_rossiya_1.docx737.7 КБ
Файл stalin.pptx1.43 МБ
Файл ivan_groznyy.pptx617.11 КБ
Office presentation icon imya_rossiya.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов города Жуковского Московской области.

Учитель истории и обществознания

Позднякова Людмила Васильевна

План проведения открытого урока в 11-А классе

Тема урока: "Твое имя - Россия"

УРОК – ДИСПУТ

Цели урока:

  1. познавательная : развивать интерес к истории России
  2. развивающая: тренировка навыков выступления перед аудиторией с использованием презентативного материала,
  3. воспитательная: умение обстоятельно, логично доказательно отстоять свое мнение.

Тип урока: урок-диспут

Оборудование: настенная карта, учебные картины, учебник, ТСО – презентация.

Ход урока:

  1.  Вступительное слово учителя.

История конкурса «Твое имя Россия»

  1. Презентация  «12 лучших имен России» 

подготовила Голощапова Настя.

  1. Презентация и выступление (показ презентации) «Иосиф Сталин – спорная историческая личность» Таскаева Ира.

     

  1. Презентация и выступление (показ презентации) «Иван Грозный – история жизни» Садовников Алексей. /Проблема необходимость жестокости или ее неприятие/.
  2. Презентация и комментарий к ней.  «П. А. Столыпин – реформатор или вешатель», Акулина Катя.
  3. Вопросы и дополнения к выступающим. Смагин А., Шурупов Д.

В дискуссии о других личностях представленных в проекте – бурное обсуждение.

  1. Выводы урока:

Заключительное слово учителя:

  1. Сложность однозначной оценки исторических событий
  2. Влияние трудностей современной жизни на восприятие прошлого России.
  3. Глубоко индивидуальный личностный подход к оценке победителей иногда мешает объективному взгляду на историю.
  4. Этим объясняется выбор трех имен из 12-ти, что явилось предметом споров и продолжения дискуссии в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иосиф Сталин

Слайд 2

Иосиф Сталин был и остается великим русским или советским диктатором Иосифу Сталину удалось создать Советский Союз – огромную страну, которая на то время являлась самой сильной и развитой в мире .

Слайд 3

Несмотря на свою диктатуру и жестокость, Сталин сделал из Советского Союза настоящую супер-страну , где экономические показатели были на втором месте в мире, где была очень развита промышленность и военное дело, где были значительные спортивные достижения. Страх заставляет человека выкладываться по максимуму – конечно, если тебе поручили важное дело, и ты знаешь, что в случае неудачи тебя, как минимум посадят в тюрьму, а как максимум, расстреляют, тогда ты будешь делать все, чтобы выполнить поручение, и использовать для этого любые способы..

Слайд 4

После войны страна встала на курс ускоренного восстановления экономики, разрушенной военными действиями и тактикой выжженной земли, проводимой обеими сторонами. Сталин жёсткими мерами подавил националистическое движение, активно проявлявшееся во вновь присоединённых к СССР территориях

Слайд 5

Вера народа в Сталина стала незыблемой. Сталин воспринимался не как живой человек, а как символ и идол. Это оправдывало все его действия, так как народ считал происходящие зверства вражескими поступками. Зато все положительное было целиком заслугой Сталина. Это превращало его из обычного человека в кумира и полубога. Во время правления И.В. Сталина образование начало развиваться. Особенно внимательно Сталин относился к высшему образованию. Именно тогда был построен МГУ. Сталин следил за созданием условий для проживания студентов и старался разместить их с максимальными удобствами.

Слайд 6

Тогда же увеличили здания и общежития для уже существующих ВУЗов. Была идея назвать МГУ в честь Сталина, однако правитель отказался от данного предложения. Поощрялось развитие науки и культуры, а также других сфер – выдающиеся результаты награждались. Наука и техника в это время стала стремительно развиваться. Советские ученые славились уровнем образования и количеством изобретений

Слайд 7

И. Сталин лично осматривал нужные улицы, заходя во дворы, где в основном кособочились дышавшие на ладан хибары да ютилось множество замшелых сараюшек на курьих ножках. Первый раз он сделал это днем. Сразу собралась толпа, которая совершенно не давала двигаться, а потом бежала за машиной. Пришлось перенести осмотры на ночь. Но даже тогда прохожие узнавали вождя и провожали длинным хвостом. В результате длительной подготовки был утвержден генеральный план реконструкции Москвы. Так появились улицы Горького, Большая Калужская, Кутузовский проспект и другие прекрасные магистрали. Во время очередной поездки по Моховой Сталин сказал шоферу Митрюхину : — Надо построить новый университет имени Ломоносова, чтобы студенты учились в одном месте, а не мотались по всему городу. При Сталине было построено первое в СССР метро. Сталин интересовался в стране всем, включая строительство. Его бывший телохранитель Рыбин вспоминает [67] :

Слайд 8

В процессе строительства по личному распоряжению Сталина станцию метро «Советская» приспособили для подземного пункта управления Московского штаба гражданской обороны . [68] Кроме гражданского метро были построены сложные секретные комплексы, в том числе так называемое Метро-2, которым пользовался и сам Сталин. В ноябре 1941 торжественное собрание по случаю годовщины Октябрьской революции проходило в метро на станции «Маяковская». Сталин приехал на поезде вместе с охраной, причём из здания Ставки Верховного главнокомандования на Мясницкой он не вышел, а из подвала спустился в спецтоннель , который вёл в метро [

Слайд 9

Сталин и Чкалов Благодаря Сталину, стала активнее развиваться авиация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий князь московский и царь всея Р уси 1530-1584 гг. Иван Грозный

Слайд 2

Иоа́нн Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный , в поздней историографии Ива́н ( Иоа́нн ) IV (по дню рождения Тит) Великий князь Иоанн IV , миниатюра

Слайд 3

Предшественник – Василий III . Мать – Елена Глинская Рожден 25 августа 1530 года в селе Коломенское. Коронация 16 января 1547 года. Династия Рюриковичи. Венчание Ивана IV на царство. Летописная миниатюра на почтовой марке. Василий III – отец Ивана Грозного. Умер, когда сыну было Иван Грозный - парсуна Парсуна – произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи

Слайд 4

При Иване Грозном начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы) В. Васнецов «Иван Грозный» (холст, масло) Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу (работа профессор а М. Герасимова

Слайд 5

При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства Рост русского государства при Иване Грозном Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею (Литовченко)

Слайд 6

В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против нашествий крымских татар, началось присоединение Сибири (1581). И зображение Ивана грозного из Западных источников Иван IV – фрагмент иконы «Благословенное воинство небесного царя, церковь воинствующая»

Слайд 7

Ввел Опричнину, был жесток, деспотичен. Сосредоточил в руках своих огромную власть, устранив Избранную Раду. Власть эта вскоре приобрела террористический характер. Массовые казни, разгром Новгорода и некоторых других городов. Усиление налогового бремени крепостного права. Аллегория титанического правления Ивана Грозного Митрополит Филипп отказывается благословлять Ивана грозного

Слайд 8

Имел 7 детей: и семь жен. К царствию был пригоден лишь сын Иван, которого царь убил в ссоре. После правления Ивана началась Смута. сыновья: Дмитрий , Иван , Фёдор, Василий, Дмитрий Углицкий дочери: Анна , Мария Жены: 1 ) Анастасия Романовна 2) Мария Темрюковна 3) Марфа Собакина 4) Анна Колтовская 5) Анна Васильчикова 6) Василиса Мелентьева 7) Мария Нагая Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года (Репин)

Слайд 9

Опричники. Изображено убийство И. Федорова-Челяднинова , которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну (Г. С. Седов)

Слайд 10

1 Анастасия Романовна, умерла при жизни мужа - Анна (скончалась в 11 месячном возрасте), Мария, Дмитрий (погиб во младенчестве), Иван и Фёдор 2 Мария Темрюковна ( Кученей ) умерла - Сын Василий Умер. Похоронен в царской усыпальнице Архангельского собора. 3 Марфа Собакина (умерла через две недели после свадьбы) 4 Анна Колтовская (насильно пострижена в монахини в год свадьбы) 5 Анна Васильчикова (насильно пострижена в монахини) 6 Василиса Мелентьева (упоминаемая в источниках как « женище »; насильно пострижена в монахини в 1577 году, по легендарным источникам — убита Иваном) 7 Мария Нагая умерл уже после смерти мужа – Дмитрий Иванович (погиб в Угличе при невыесненных обстоятельствах. Страдал эпилепсией)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по теме Обсуждение итогов конкурса «Имя-Россия» МОУ СОШ № 13 Учитель Позднякова Л В. 2009 год

Слайд 3

Имя Россия -конкурс, организованный телеканалом "Россия" совместно с институтом российской истории РАН, а также фондом "Общественное мнение", стартовал в начале мая 2008 года. Они назвали 500 великих деятелей России (спортсменов, политиков, учёных, писателей и т. п.).

Слайд 4

Зрители путем Интернет- СМС- и телефонного голосования к 12 июня , празднованию Дня России, выбрали из этого списка 50 российских исторических деятелей.

Слайд 5

Из полусотни великих имен ФЭП и РАН к октябрю — началу телевизионного этапа проекта — сформировали итоговый " список 12-ти " . После чего раз в неделю на телеканале "Россия" в эфир выходило часовое шоу.

Слайд 6

Александр II Освободитель (1818–1881) 12 место Александр II, без сомнения, один из самых выдающихся представителей царской династии Романовых, который по масштабу личности и предпринятых преобразований вполне способен сравниться с Петром Великим. Великие реформы Александра II стали важнейшей вехой в истории России, являя собой такой редкий для отечественной истории пример постепенной продуманной модернизации всех сфер жизни российского государства и общества.

Слайд 7

Екатерина II Великая (1729–1796) 11 место Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских». Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

Слайд 8

Иван IV Грозный (1530-1584) 10 место Первый русский царь. Одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно – кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий. Культовый персонаж художественных произведений всех жанров. Колоссальный рост и укрепление российского государства в середине ХVI века – это, несомненно, заслуга выдающегося, но противоречивого первого русского царя. Его смерть стала прологом к не самому лучшему периоду отечественной истории – Смутному времени.

Слайд 9

Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) 9 место Думается, Федор Михайлович Достоевский был самым грустным человеком в истории русской литературы. После знакомства со всеми грустными вещами, которые происходили в его грустной жизни, кажется, что герои песни «Остров невезения» списаны с него. Жизнь Федора Михайловича оказалась полна драматическими и трагическими событиями, судьба никогда особенно не щадила великого писателя. В общем и целом, Достоевского можно было бы назвать самым удачным экземпляром для проведения экспериментов, раскрывающих природу неудач, если бы не его исключительный дар, поставивший его в истории мировой культуры в один ряд с Гомером, Рафаэлем, Шекспиром и Гете.

Слайд 10

Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907) 8 место Гениальный энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, педагог. Умел и обожал делать чемоданы. Говорят, у Менделеева почти не было друзей. Со многими учеными он открыто враждовал. Его главный оппонент, Лев Толстой, писал: «У него есть много интересных материалов, но выводы ужасающе глупы». Почти то же писал о Толстом и сам Менделеев: «Он гениален, но глуп».

Слайд 11

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) 7 место «Было бы величайшей ошибкой думать», как любил говорить наш герой, что человечество когда-либо придет к единой оценке личности Владимира Ильича Ленина. К единому мнению относительно феноменального, космического масштаба этой личности люди уже давно пришли. Кем он был? Гением, пророком, философом, ученым или резидентом – история дает на этот вопрос довольно уклончивый. ответ. Наверное, всем понемногу. Основатель советского государства, человек, о котором даже в самых экзотических местах земного шара хоть что-то, да слышали. Не было никаких оснований думать, что из милейшего белокурого и кареглазого Володи вырастет человек железной воли и вселенской энергии, который перевернет мир с ног на голову.

Слайд 12

Суворов Александр Васильевич (1729–1800) 6 место Гений военного искусства. Непобедимый генералиссимус, Светлейший князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи. Кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал боле 60 сражений и все выиграл! Великий, не побежденный в боях полководец внес огромный вклад в развитие русского военного искусства. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.

Слайд 13

Петр I ( 1672–1725 ) 5 место Первый русский император. Выдающийся реформатор и всадник. Основатель Санкт-Петербурга. Герой бесчисленных художественных произведений. Обладавший неуемным темпераментом и бешеной энергией император испробовал себя в сотне профессиональных и человеческих ролей –от дантиста, артиллериста, плотника и парикмахера до богохульника и палача собственного сына. Символично, что обычно не слишком церемонившийся с судьбами и даже жизнями окружавших его людей, Петр умер от болезни, которую подхватил, самолично спасая солдат во время наводнения.

Слайд 14

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) 4 место Солнце русской поэзии и прозы ! В его многотомном наследии, созданном всего за двадцать с небольшим лет, нет ни одного не шедевра. Пушкин – центральная фигура русской культуры. Это имя, которым мы окликаем друг друга в темноте. Человек удивительной судьбы, наполовину боярского, наполовину африканского происхождения, Пушкин по призванию стал русским поэтом. Его поэтическое совершенство делает задачу его переводов на другие языки почти невыполнимой. Даже блистательный, двуязычный Набоков с ней не справился. Тем не менее это не помешало жителям Эфиопии установить Пушкину памятник – на красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Слайд 15

Сталин Иосиф Виссарионович (1879–1953) 3 место Так кто же такой глава партии и советского государства, генералиссимус и «отец народов» Иосиф Сталин? Политик, который буквально прошелся по головам своих соратников по партии, подчинив своей воле полмира. Глава государства, добившийся, как считают многие, единственного за всю историю нового времени подлинного и беспримерного экономического чуда, превратив огромную полуразрушенную аграрную страну, опустошенную и обескровленную, в индустриального и военного колосса. Слишком и до боли хорошо, однако, известна цена этого обыкновенного для советских людей чуда: миллионы загубленных жизней и исковерканное террором сознание народа.

Слайд 16

Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) 2 место Выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. Его планы по переустройству страны были огромны, однако мало что из них он смог реализовать. Удивительно, каким чудом погибающая Империя смогла из недр своих призвать на свет такого государственного гиганта к осуществлению масштабной и великой миссии. Некогда грозный двуглавый орел нервно махал крыльями исключительно для того, чтобы как можно дольше парить над пропастью – на покорение горних вершин его уже не хватало. На фоне мелкотравчатой номенклатуры своего времени, фигура Петра Столыпина, великого политика и реформатора, выделяется особенно заметно.

Слайд 17

Св. благоверный князь Александр Невский (1221–1263) 1 место

Слайд 18

Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых. В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....