МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
методическая разработка по истории по теме

Петрова Елена Викторовна

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_k_rabochey_programme.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л. Мещерякова.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ.

  1. Общие положения.

                Рабочая программа, согласно статье  №32 ФЗ РФ «Об образовании», - это нормативно – правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана школы. Учебная программа определяет ценности, цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

Из Закона РФ «Об образовании»

Статья 9. Образовательные программы

  1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

(Пункт 6 в ред. ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ)

                Основная общеобразовательная программа начального общего, основного и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и федерального базисного учебного плана 2004 года с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения  (государственные образовательные стандарты утверждены для начальной школы и вступают в силу с 1 сентября 2011 года; подготовлен проект федеральных стандартов основного общего образования), образовательных потребностей и запросов обучающихся.

                Рабочая программа включает в себя учебный план, авторские и рабочие программы учебных предметов, элективных курсов, факультативных занятий,  обеспечивающие качество подготовки обучающихся, перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Исходными документами для состалвения рабочих программ учебных курсов являются:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089;
  3. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Базисный  учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года №1312;
  5.   изменения внесенные в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года №1312  

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 года №241);

  1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков).
  2.  Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 года №822;
  3. Квалификационные характеристики должностей работников образования, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от14.08.2009 года №593;
  4. Письмо департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 года № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  1. К компетенции образовательного учреждения относится:
  1. разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Педагог самостоятельно принимает решение, по каким авторским программам он будет осуществлять курс обучения по преподаваемым  предметам, с учетом программы развития школы, преемственности в обучении и материально – технической базы образовательного учреждения, с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников; обеспечивает духовно – нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

  1. В авторские программы не вносятся изменения в содержание, но допускается возможность менять темы местами без изменения количества часов, практической части.  При работе по авторским программам составляется календарно–тематическое планирование, в котором обязательно указывается авторская программа, ее исходные данные и учебно-  методический комплект.
  1. Рабочие программы отражают методику реализации программ учебных предметов, элективных курсов, факультативных занятий с учетом требований федеральных компонентов  государственных образовательных стандартов 2004 года, обязательного минимума  учебных программ, вариативной части учебного плана.

Рабочие программы должны соответствовать объему часов учебной нагрузки учебного предмета, с включением регионального компонента.

4. Составление рабочей программы.

                Образовательная программа по предмету разрабатывается учителем на основе примерной или авторской  программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ        (изд – во «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово» и т. д. не ранее 2004 года издания).

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная програма.

В пояснительной записке обязательно прописывается, какие вносятся изменения, почему, для чего, количество часов, т.е . должно быть полное обоснование.

Вносятся изменения и в требования подготовки обучающихся.

Практическая часть прописывается отдельно ( таблица).

5. Записи в классном журнале, журнале индивидуального обучения, элективных курсов, групповых и обязательных занятий, факультативных курсов  ведутся строго в соответствии с календарно – тематическим планированием. Допускается частичное уплотнение отдельных тем в силу производственной необходимости.

6 Рабочая программа курса обсуждается на заседаниях методического объединения, визируется руководителем методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы. После утверждения учитель не имеет права вносить изменения, связанные с содержанием учебного материала.

7. Оригинал рабочей программы в электронном виде сдается заместителю директора по УВР не позднее 10.09.2010 года.

8.Учитель обязан на каждый проведенный урок иметь поурочное планирование, которое должно соответствовать особенностям класса, специфике предмета. Не допускается подмена индивидуального поурочного планирования  печатными изданиями, так как они не учитывают особенности классов, индивидуальный стиль педагога.

Структура образовательной программы:

  1. Титульный лист.

Название образовательного учреждения, учебного предмета, указывается класс, Ф.И.О разработчика, грифы рассмотрения, согласования и утверждения, год составления программы. 

        1.  «Рассмотрено на заседании методического объединения»,

    № протокола, дата рассмотрения

  2. Анализируется заместителем директора

    «СОГЛАСОВАНО» Дата, Подпись

3. Утверждается директором ОУ

«УТВЕРЖДАЮ» Дата, Подпись.

(Приложение).

Пояснительная записка.

                В пояснительной записке учебного предмета, элективного курса, факультативного занятия: указывается точное название  учебной программы (примерная или авторская) по предмету с полным библиографическим описанием (авторы, место и год издания). Отмечается соответствие федеральному компоненту стандарта образования и базисному учебному плану школы.

В пояснительную записку включают:

- образовательную область предмета;

- цели и задачи преподавания учебного предмета;

- общую характеристику курса;

- обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения;

- межпредметные и внутрипредметные связи;

- отражение специфики образовательного учреждения (классы повышенного уровня, коррекционные, компенсирующего обучения и т. д.);

- количество учебных часов, количество часов отведенных на практическую часть (контрольные, практические, лабораторные работы; демонстрационные опыты, экскурсии, проектные работы и т. д.0

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования.

     Федеральный компонент государственного стандарта общего  образования устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ как обобщенное содержание образования, представлен в форме предметных тем (дидактических единиц),  включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  1. Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов (тем) курса с указанием количества часов на их изучение и времени прведения.

№ п/п

Тема

(поурочное планирование)

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

УУН

Вид контроля

  1. Отдельно выделяется практическая часть.

№п/п

Класс

Тема

Количество часов

Практическая часть

Всего часов

контр.

работа

диктант

л/р

пр./р

экскр.

проекты

…….

  1. Требования к уровню подготовки по предмету.

Результаты освоения обязательного минимума федерального компонента устанавливаются государственным стандартом, разрабатываются в соответствии с

обязательным минимумом, преемственностью по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (знания, умения, навыки, которые обучающиеся  могут использовать в практической деятельности, в повседневной жизни). Формы контроля и критерии оценки.

  1. Критерии и нормы общеучебных навыков
  2. Источники информации.

 УМК выбирается в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.  Учителем указывается используемый им учебно – методический комплект (учебники, учебные пособия, методическая литература, сборники контрольных и тестовых работ, научно – популярная литература и т. д.). Список включает обязательно библиографические данные (автор, название, издательство,  год издания).

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

естественно – географического цикла     зам. директора по УВР               Директор школы

протокол №                                 ________                                        ________  

от «__» ______ 2010 г.               от «__» ______ 2010 г.                          от «__» ______ 2010 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л. Мещерякова.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

6 КЛАСС.

РАЗРАБОТЧИК: Петрова Елена Викторовна, учитель истории, обществознания.

2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

Методические Рекомендации по составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

В презентации даны методические рекомендации по составлению рабочей программы по предмету....