Урок истории в 10 классе "Смутное время"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Коняева Наталья Анатольевна

Смутное время.

Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Класс: 10

УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc194.5 КБ
Файл Prezentaciya_k_uroku.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачёва Саратовской обл.»

Тема урока: «Смутное время»

pic_gloss145

                                                   

                    Работа учителя истории

         МОУ СОШ №13

                                  Коняевой Натальи Анатольевны

Пугачёв – 2010

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Класс: 10

УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.

Ход урока.

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник?  ( Условная  дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

 Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Задание №1 поможет подтвердить вашу версию: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.

Задание №2: существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?

(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция).  А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной   катастрофы?(да её удалось избежать.)

 Проблема:Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?

Как вы понимаете понятие национальная катастрофа?(утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому  документу.

Задание №3: по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? ( люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовную основу - веру православную, которая  являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?

1. Слабость власти

2.Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).

3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка .

Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица  « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)

политические

экономические

нравственные

1. Династический кризис

1. Последствия опричнины и Ливонской войны

«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв

2. Борьба боярских групп за власть

2. Бегство крестьян на окраины

3. Притязания Польши на русские земли

3. Голод 1601-1603гг.

4. Неподчинение окраин центру

Задание №5:  Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте  предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.

Начало                                                                                                    Окончание                                                                                

1584г.                                                                                                        1612г.

1591г.        Подчеркните правильный                                          1613г.

1598г.                      вариант                                                                  1617г. или1618г.

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Задание №6        Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен  солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича,  подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4.*Предложи свой

     вопрос

Какой вклад внёс в развитие страны?

Был ли родовит и знатен?

Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок.  В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.

Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Задание №8:  Пользуясь учебником, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?

 Работа с документом на стр. 256 – первый вариант

Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца» )

Задание №9:Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует  Отрывок из к/Ф «1612г».

Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.( прочитать)

 - Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?

 - Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

 - *Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?

Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Проверка ответов.

Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

                                 Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

                                 Не войском, нет, не польскою помогой

        А мнением: да! Мнением народным.

Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение?

( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)  

   Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё  итоги можно назвать?                     

• Рост национального самосознания.                            • Упадок хозяйства.

• Новая династия.                                                            • Потеря территории.

• Укрепление царской власти.          • Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему:         « Смутное время в искусстве».

Рабочий лист ученика(цы) _______________________                                    Самооценка

Тема урока:

Полностью  (2 балла)

Частично  (1 балл)

 Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

______________________________________________________________

 Задание №2: Назовите синонимы Смуты.        

Задание №3: прочитайте  текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Можете  ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы?

____________________________________________________________

№4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Политические

Экономические

Нравственные

Задание№5        Хронологические рамки Смутного времени

Начало        Завершение

1584г.                                                                                          1612г.

1591г.                         подчеркните  верный вариант        1613г.                           1598г.                                                                                         1617г. и 1618г.

Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_________

1. Дата правления

2. На какие слои  

   общества

   опирался

3. Почему не

  удалось    

 укрепить власть

4*.Предложи свой

   вопрос

Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны?

Работа с текстом учебника на стр.256 – 1вариант (из « Нового летописца»).

 Работа с документом на стр.258 – 2 вариант.

Задание№8. Вопросы к отрывку из  кинофильма  «1612г.»

    1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?

    2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

    3)*Есть ли в фильме несоответствие исторической

         действительности?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание№9: запишите наиболее важный итог Смутного времени.

    _____________________________________________________

                                                                             

                                                                          Количество набранных баллов

                                                    17 – 20 баллов – оценка «5»

                                                    14 – 16 баллов – оценка «4»

                                                      8 – 13 баллов – оценка «3»

Спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Смутное время

Слайд 3

Экономический, период, династический, кризис, социально-политический. Смута – это период социально-политического, экономического и династического кризиса.

Слайд 4

Как России удалось избежать национальной катастрофы?

Слайд 5

«Гибли отечество и церковь : храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях ; …пили из потиров,… на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили : что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию ?» Свидетельство современника Авраамия Палицына

Слайд 7

« Но кто мог узнать… Россию… . Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!» Н.М.Карамзин

Слайд 8

Причины Смутного времени Политические Экономические Нравственные

Слайд 9

Причины Смутного времени Политические Экономические Нравственные Династический кризис Борьба боярских групп за власть Притязания Польши на русские земли

Слайд 10

Причины Смутного времени Политические Экономические Нравственные Династический кризис Последствия опричнины и Ливонской войны Борьба боярских групп за власть Бегство крестьян на окраины Притязания Польши на русские земли Голод 1601- 1603 гг.

Слайд 11

Причины Смутного времени Политические Экономические Нравственные Династический кризис Последствия опричнины и Ливонской войны «Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М. Соловьев Борьба боярских групп за власть Бегство крестьян на окраины Притязания Польши на русские земли Голод 1601- 1603 гг.

Слайд 12

Начало 1584г. 1591г. 1598г. Окончание 1612г. 1613г. 1617 и 1618гг. Хронологические рамки Смутного времени

Слайд 13

Начало 1598г. Окончание 1613г. Хронологические рамки Смутного времени

Слайд 14

Вопросы для сравнения 1. Дата правления 2. На какие слои общества опирался ? 3. Почему не удалось укрепить власть? 4*. Предложи свой вопрос Правители Смутного времени .

Слайд 15

Вопросы для сравнения 1. Дата правления 1598-1605гг 1605-1606гг. 1606-1610гг. 2. На какие слои общества опирался? бояре, дворяне дворяне, казаки, беглые холопы, крестьяне, поляки бояре, дворяне 3. Почему не удалось укрепить власть? не природный царь, его обвиняли в убийстве царевича , преследовал бояр не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция 4*. Предложи свой вопрос Правители Смутного времени .

Слайд 18

«Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов ? Не войском, нет, не польскою помогой А мнением: да! Мнением народным.» А.С. Пушкин

Слайд 19

Итоги Смутного времени Рост национального самосознания Укрепление царской власти Сохранение единства страны Усиление роли Земских соборов Упадок хозяйства Потеря территории Убыль населения

Слайд 20

Домашнее задание Подготовить мини - проекты в форме презентации на тему: « Отражение Смутного времени в искусстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Конспект урока истории средних веков "Время соборов"

Урок был дан в рамках профессионального  конкурса "Грани педагогического мастерства". Посвящен искусству средневековой Европы и наследию средневековья в Санкт-Петербурге...

Презентация к уроку истории "Россия во времена смуты"

В материале пойдёт речь о глубоком династическом, экономическом, социальном, духовном и внешнеполитическом кризисе, постигшим Россию в конце ХVI - начале XVII века....

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время»....