Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» (немецкий)
учебно-методический материал по немецкому языку

Клейменова Екатерина Анатольевна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» (немецкий)

Составил преподаватель:

                                                                                                                    Клейменова Е.А.

Балашов 2019

Содержание:

  1. Пояснительная записка;

  1. Методические рекомендации по организации внеаудиторной           самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык     (немецкий);

  1. Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы;
  1. Домашнее чтение;
  2. Аудирование;

  1. Методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, творческих работ
  1. Реферат;
  2. Творческое задание: проект, ролевая игра, эссе, статья;
  3. Заполнение документов: анкета, визитка, резюме;

  1. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

  1. Заключение;

  1. Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   Она может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома.                  

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 
           Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины.  Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 
           Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 
- консультационная помощь.
           Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

  1. Методические рекомендации по организации внеаудиторной                самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык     (немецкий)

   Назначение самостоятельной работы

В процессе обучения иностранному языку значительное место занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию, осмыслению и усвоению новых знаний. Самостоятельная работа создает условия для более глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.

Внеаудиторные занятия привлекают студентов возможностью применить знания и умения, приобретенные на уроках, в новых ситуациях. Индивидуальные формы внеаудиторной работы удовлетворяют возрастающие потребности учащихся в самообразовании. В результате происходит приобретение систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений путём самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи какого-либо обучающего лица.  

Подготовка к самообразованию в условиях внеаудиторной работы идет в двух направлениях:

    а) по линии расширения круга сведений общеобразовательного характера;

б) по линии развития умений извлекать из литературных источников новую информацию, относящуюся к сфере будущей практической деятельности учащихся, с тем, чтобы в будущем прийти к самостоятельному чтению литературы по специальности.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ППССЗ, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

 мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

 повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

 способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

 создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия с планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной СР обучающихся осуществляется на практических занятиях  учебной дисциплины или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио». В практике учреждений профессионального образования представлены три типа портфолио:

 портфолио достижений,

 портфолио-отчет,

 портфолио-самооценка.

Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются учебные продукты, выполненные в процессе СР, за определенный промежуток времени, которые обучающийся рассматривает как собственное достижение.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.

  1. Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
  1. Домашнее чтение.

Содержание и характеристика:

 В процессе внеаудиторной работы домашнее чтение является преобладающим видом самостоятельной работы студентов. При такой форме работы чтение имеет свою специфическую коммуникативную задачу – извлечение информации и параллельную функцию – переработку и передачу информации. Оно представляет собой одну из форм реального общения, содержание читаемого является для учащихся определенной познавательной ценностью.

Языковой материал – лексика и грамматика, на котором развивается речевая деятельность учащихся, соответствует тому объему языкового материала, на котором строится система уроков. Это относится прежде всего к минимуму, которым учащиеся должны оперировать в устной речи. Для понимания читаемого учащиеся должны уметь пользоваться справочной литературой (словарем, грамматическим справочником). Умение рационально пользоваться справочной литературой очень важно развивать как в процессе обучения на уроках, так и в процессе внеаудиторных (индивидуальных) занятий.

Связь урока и внеаудиторной работы выражается в общности тематики для устной речи и чтения. Общность тематики позволяет учащимся в своей речевой деятельности вне урока опираться на материал ранее изученный, и вместе с тем раскрыть эту тематику в других ситуациях с помощью дополнительной информации по этим же темам.

 Тексты подбираются в зависимости от выбранной специальности и цели чтения. Перед чтением ставятся задачи и определяется форма контроля. В среднем, тексты содержат от 800 до 2 000 знаков и соответствуют уровню подготовки студентов.

Деятельность преподавателя: 

-непосредственно отбирает текст;

-выдаёт задания перед чтением;

- консультирует при затруднениях.

-контроль понимания прочитанного.

Деятельность студента: 

-читает текст и старается охватить в самых общих чертах его содержание;

-отвечает себе на вопрос «о чём идёт речь?», затем пытается озаглавить отдельные части текста. (оглавление может служить планом для последующего пересказа)

-переводит текст, пользуясь словарями и справочниками;

-отвечает на вопросы после текста;

Критерии оценки:

- обобщение результатов учебной деятельности;

- готовность к самостоятельному учению;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;              

-  наличие      логической   связи изложенной информации;          

-  соответствие   оформления требованиям;        

-  аккуратность              и   грамотность изложения;        

- работа представлена в   срок;

   2. Аудирование

Содержание и характеристика:

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие — процесс выделения и усвоения информативных различительных признаков (т. е. формирование образа) и узнавание — опознание сформированного образа в результате сличения его с эталоном. Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь.

Деятельность преподавателя:         

 -  подбор материала;      

 -  анализ смысловой структуры;      

 -  создание в тексте опор на информацию, знакомую слушателю;

 -  работа с языковым материалом текста;

 -  подготовка к проверке правильности понимания прослушанного текста;

Деятельность студента: 

- прослушать и понять изложенный материал;

- ответить на вопросы по прослушанному материалу;

- передать суть прослушанного материала;        

Критерии оценки:

- обобщение результатов учебной деятельности;

- готовность к самостоятельному учению;

- грамотность  и полнота изложения;

-  глубина      проработки  материала;      

-  ясность, лаконичность изложения мыслей студента;  

- выражение  личного  мнения   студента  на  прослушанный  источник ;                     

- соответствие  оформления требованиям;        

  1. Методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, творческих работ, заполнению документации
  1. Реферат

Содержание и характеристика: 

Краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

 Титульный лист.

 Оглавление.

 Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).

 Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

 Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

 Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Деятельность преподавателя:

- определяет тему  и  цель  реферата;                                            

- определяет место и сроки   подготовки реферата;                          

-  оказывает   консультативную     помощь     при     формировании   плана реферата;                                    - рекомендует   базовую   и     дополнительную   литературу     по теме реферата;                                        -  оценивает   реферат  и его оформление в   контексте занятия;

Деятельность студента:

- собирает       и       изучает    литературу по теме;                                      

-  составляет      план      реферата;                                                  

-  выделяет           основные    понятия;                                                        

-  оформляет                реферат  письменно;

-  сдаёт        на        контроль преподавателю   и   озвучивает   в установленный срок;

Объём выполненного задания, требования к оформлению:

Рекомендуемая структура реферата:

- Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.

- Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.

- Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.

Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Текст и его оформление

- Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

 - Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.

 - Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:

 - Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word.

- Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

- Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Критерии оценки:

- обобщение результатов учебной деятельности;

- готовность к самостоятельному учению;

- актуальность темы;          

-  соответствие  содержания теме;      

-  глубина      проработки  материала;        

-  грамотность и полнота  использования источников;            

-  соответствие  оформления   реферата  требованиям;

Творческое задание:

2. Проект

Содержание и характеристика:

Метод проектов - это способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным соответствующим образом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. Существуют следующие типы проектов: По доминирующей в проекте деятельности проекты бывают

  • Исследовательские. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;
  • Творческие. Предполагают соответствующее оформление результатов: сценарий видеофильма, программа праздника, описание спортивной игры и т.д.
  • Ролевые, игровые. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта в соответствии с темой устного общения;
  • Информационные. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, анализ этой информации обобщение фактов;
  • Практико-ориентированные. Результат деятельности участников проекта ориентирован на социальные интересы самих участников- документ, созданный на основе полученных результатов исследования.

Деятельность преподавателя:

- рекомендует литературу;

- консультирует при затруднениях;

Деятельность студента:

- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

- устанавливает логическую связь между элементами темы;

- представляет характеристику элементов в краткой форме;

-выбирает опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отображает в структуре работы;

- оформляет  работу и предоставляет к установленному сроку.

Объём выполненного задания, требования к оформлению:

- Символы: Times New Roman, размер 14 пт (основной шрифт).

-  Заголовки должны быть оформлены в виде стиля заголовка. Абзац: Выравнивание – по ширине, интервал между абзацами – 0, межстрочный интервал – полуторный, первая строка – отступ на 1,27 см (основной шрифт).

- Изображение должно иметь положение – «вокруг рамки» или «по контуру», подпись (оформлена меню Вставка – Ссылка - Название).

- Иллюстрацию и подпись необходимо выделить и в контекстном меню выбрать команду Группировка – Группировать.

- Документ должен содержать колонтитулы (меню Вид – Колонтитулы): Имя, фамилия автора, название документа, номер страницы.

- Документ должен содержать сноски (меню Вставка - Ссылка - Сноска). Все источники (и иллюстрации) должны быть указаны.

- Документ должен содержать указатели. Выделить слово. Открыть меню Вставка - Ссылка – Оглавление и указатели - Вкладка «Указатель» - Кнопка «Пометить».

- Указатели и оглавление должны быть оформлены на отдельных страницах (указатели – в конце текста, оглавление – после титульной страницы).

Критерии оценки:

- обобщение результатов учебной деятельности;

- готовность к самостоятельному учению;

- соответствие содержания теме;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

3. Ролевая игра

Содержание и характеристика:

Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением мотивации и интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В рамках ролевой игры все время и внимание сконцентрировано на практике и развитии речевых знаний умений и навыков участника, причем, не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией.

Деятельность преподавателя:

- определяет тему и цель;                    

-  осуществляет       контроль     правильности                исполнения,     оценивает работу.

Деятельность студента:

-  внимательно           читает      задание    и    формулирует    тему     не только актуальную по своему     значению,    но    и   оригинальную      и интересную по содержанию;                      

- подбирает      и      изучает      источники по теме, содержащуюся      в них информацию;                                        - выбирает      главное      и      второстепенное;                                                

- составляет монолог;                      

- лаконично,      но      емко      раскрывает содержание проблемы      и свои подходы к ее решению;                       -  оформляет игру и сдаёт в      установленный срок.  

Критерии оценки:

- соответствие   содержания теме;          

- творческое исполнение   задания;            

-  практическая   значимость          игры        и   возможность ее использования   на практических занятиях;      

 - эстетичность   оформления;        

 -  работа представлена на   контроль в срок

4. Написание статьи

Содержание и характеристика:

Написание     конспекта     первоисточника     (статьи,  монографии, учебника, книги и пр.) - представляет собой  внеаудиторную     самостоятельную     работу     студента     по  созданию   обзора   информации,   содержащейся   в   объекте  конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В  конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные    методологические   положения   работы,   аргументы,   этапы   доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно   повышается, если студент излагает мысли своими словами, в   лаконичной форме.                                                                             Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника  (фамилии   автора,   полного   наименования  работы,    места  и  года  издания).  Особо  значимые  места,   примеры    выделяются   цветным   подчеркиванием,   взятием   в   рамку,    пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и   прочнее запомнить.

Деятельность преподавателя:

-  усиливает   мотивацию   к     выполнению    задания    подбором     интересной темы;                                          

-  консультирует             при     затруднениях.                                                                                                  

 Деятельность студента:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- изучает               материал    источника,   выбирает   главное   и     второстепенное;                                               - устанавливает                       логическую          связь          между    элементами темы;

- записывает только то, что      хорошо уяснил;                                              

- выделяет ключевые слова      и понятия;                                                          

- заменяет              сложные      развернутые обороты текста более      лаконичными (свертывание);                            

- разрабатывает                и      применяет свою систему условных      сокращений.

Объём выполненного задания, требования к оформлению:

- содержательность конспекта (статьи), соответствие плану;

-отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;

- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

-наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации;

- соответствие оформления требованиям;

- грамотность изложения;

- конспект сдан в срок.

Критерии оценки:

- содержательность  конспекта, соответствие плану;      

- отражение     основных  положений, результатов работы  автора, выводов;      

- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;            

- наличие схем,  графическое   выделение   особо  значимой  информации;                           - соответствие  оформления требованиям;        

- грамотность  изложения;            

- конспект сдан в срок. 

5. Эссе

Содержание и характеристика:

          Написание эссе - это написание сочинения небольшого   объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую   субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе   должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть   не только суть проблемы, привести различные точки зрения,    но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы   требует от студента умения  четко выражать мысли как  в   письменной     форме,     так     и     посредством     логических   рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.                             Эссе,    как    правило,    имеет    задание,    посвященное   решению одной из проблем, касающейся области учебных или   научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на   основании    чего    студент    сам    формулирует    тему.    При   раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода   к    решению    проблемы,    реалистичность,     полезность    и   значимость     предложенных     идей,     яркость,     образность,   художественную оригинальность изложения.                                

Деятельность преподавателя:

- помогает      в       выборе   источников по теме;                                    

- помогает                         в   формулировании      темы,      цели,   выводов;                                                     - консультирует             при  затруднениях.

Деятельность студента:

- внимательно           читает      задание    и    формулирует    тему     не только актуальную по своему     значению,    но    и   оригинальную      и интересную по содержанию;                        

- подбирает      и      изучает      источники по теме, содержащуюся      в них информацию;                                        

- выбирает      главное      и      второстепенное;                                              

- составляет план эссе;                      

- лаконично,      но      емко      раскрывает содержание проблемы      и свои подходы к ее решению;                        

- оформляет эссе и сдаёт в      установленный срок.

Объём выполненного задания, требования к оформлению:

- общий объем эссе не должен превышать 10 страниц (включая титульный лист, план работы и список литературы), объем пояснительного текста (введение, основная часть, заключение) должен составлять 4-7 страницы).

- эссе выполняется на стандартных листах формата А 4 (210х297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

- поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно. Шрифт – 14, интервал – 1,5.

- нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется.  

- на титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, фамилия и инициалы слушателя курсов, номер группы, название ДОУ, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего данную работу, город и текущий год.

- на второй странице располагается «План» работы, включающий такие разделы работы как: «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Литература». «Основная часть» должна иметь подразделы, которые нумеруются.  

- источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом: 1.Нормативно-правовые акты: а) законы; б) указы Президента РФ; в) законодательные акты Федерального собрания РФ; г) постановления Правительства РФ; д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ; 2. Книги (монографии, сборники); 3. Периодические издания; 4. Статистические сборники и справочники; 5. Печатные материалы на иностранных языках; 6. Интернет-ресурсы. Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.

- работа должна быть надлежащим образом скреплена.

- количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер сплошного текста.

Критерии оценки:

- новизна,  оригинальность идеи, подхода;          

- реалистичность оценки  существующего         положения  дел;        

- полезность                  и  реалистичность    предложенной   идеи;          

- значимость реализации  данной идеи, подхода,  широта  охвата;        

- художественная  выразительность,            яркость,  образность  изложения;      

- грамотность   изложения;            

- эссе    представлено    в срок.

6. Составление анкет, визиток

Содержание и характеристика:

            Составление анкет, визиток.  вопросов интервью и беседы - это  самостоятельная работа студентов по созданию методических  средств для проведения психодиагностики (приложение 14).  Данный    вид    заданий    требует    от    студентов    развитого  критического   мышления   по   осмыслению   информации,   ее  структурированию на главные элементы и второстепенные, а  также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее  в вопросной форме.                                                                          Анкета     является     методическим     средством     для  получения           первичной           социально-психологической  информации    на    основе    вербальной    коммуникации    и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной   в   виде   ответов   на   поставленные,   заранее сформулированные,        вопросы.        Беседа       -       метод, предусматривающий    прямое    или    косвенное    получение психологической    информации    путем    речевого    общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Деятельность преподавателя:

- даёт  целевую   установку     на выполнение задания;                          

- консультирует             при     затруднении;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Деятельность студента:

- изучает  информацию  по  теме;                                                                

- разрабатывает     вопросы  анкеты, интервью или беседы;                    

- оформляет     задание      и  представляет     на     контроль     в  установленный срок.                                                                                                                                                                                                           

Объём выполненного задания, требования к оформлению:

Строгих правил, касающихся размеров визитных карточек, не существует. Стандартный размер - 90х50 мм. Визитные карточки женщин (в качестве супруги) чаще всего меньше по размеру - 80х40 мм (однако в Великобритании визитные карточки женщин, наоборот, больше). Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше.

Критерии оценки:

- соответствие вопросов    теме;        

- охват                      всей    проблематики темы;        

- корректная    формулировка вопросов;          

- соответствие    оформления требованиям;          

- работа представлена в    срок.

7. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но
    допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

8. Заключение

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные  упражнения, подготовленные ответы на вопросы и т.д.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономическая теория"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент" предназначены для чёткой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материа...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Литература»

Методические рекомендации  предназначены для студентов ГБОУ НПО ПУ №69 КК.  Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Практика устной и письменной речи второго иностранного языка»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Практика устной и письменной речи второго иностранного языка»./ сост.Г.А.Самигуллина – Набере...