Изучение немецкого языка как второго иностранного во внеурочной деятельности. Удалкова Татьяна Ивановна.
статья по немецкому языку на тему

Удалкова Татьяна Ивановна

"Слабые" и "тяжелые" стороны при изучении немецкого языка как второго во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetskiy_yazyk_kak_vtoroy_inostrannyy.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение немецкого языка как второго иностранного во внеурочной деятельности

ПЛАН

I. Внеурочная деятельность - важная часть процесса воспитания и образования школьников.

II. Направления внеурочной деятельности, цели и задачи.

III. Виды внеурочной деятельности.

IV. Немецкий как второй иностранный.

V. «Легкие» и «тяжелые» стороны второго языка.

VI. Методы и приемы, используемые при обучении второму иностранному языку.

I. Внеурочная деятельность - важная часть процесса воспитания и образования школьников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования   . Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Воспитание в школе должно осуществляться в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми  жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.). В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процесс

Внеурочная деятельность– это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Обучающимся предоставляется  возможность выбора из предложенных широкого спектра занятий по интересам ,внеурочную деятельность, направленную на  развитие ученика.  Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности,  формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей  и направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.

II. Направления внеурочной деятельности, цели и задачи.

Направления внеурочной деятельности:

1 Спортивно-оздоровительное

2 Художественное

3 Научно- познавательное

4 Гражданско - патриотическое

Цель внеурочной деятельности.

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

Одни из задач внеурочной деятельности это:

-обеспечить выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и  способностями.

-определить организацию внеурочной деятельности

-разработать модель организации внеурочной деятельности учащихся, как части общего уклада школьной жизни;

-эффективное использование имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

III. Виды внеурочной деятельности.

1. Игровая- Ролевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра.

2. Познавательная  - Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб.

3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.

4. Досугово- развлекательная -  Культпоходы в театры, музеи (досуговое общение) концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.).

5. Художественное творчество -  Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

6. Социальное творчество -  (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект.

7. Занятия по конструированию -  кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые- продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство.

8. Спортивно- оздоровительная деятельность -  Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме.

9. Туристско- краеведческая деятельность -  Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей.

IV. Немецкий как второй иностранный.

В качестве научно-познавательной деятельности во внеурочное время в нашей школе ведется изучение немецкого языка, как второго иностранного в 5 классе. Чем это обусловлено?  В первую очередь- это желание и интерес учащихся и их родителей.

С каждым годом наблюдается  интенсификация сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться учениками и учителями.

Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как(ИЯ2)), изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение.

Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания английского языка не вызывает никаких сомнений - это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных вузах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, книги. Предлагая для изучения иностранный язык, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка. Все чаще при приеме на работу знание английского даже не обсуждается, работодатель требует также знание второго языка. Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными. 

Чтобы учащиеся с удовольствием занимались иностранным языком, занятия должны быть  интересными. И  это задача учителя,  а родители со своей стороны, должны поддерживать этот интерес – поощрять участие ребенка в соответствующих мероприятиях, проводимых внутри школы: концерты на иностранном языке, школьные обмены, издание школьной газеты на разных языках Очень важно, чтобы ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только предмет в школе. Кроме того, для подростков (а именно в этом возрасте обычно начинается изучение второго иностранного) важно выделиться, и редкий язык может быть одним из поводов для этого.

V. «Легкие» и «тяжелые» стороны второго языка.

Полиглоты отмечают, что самый трудный язык – первый, а все остальные даются легче. Во многих языках есть похожие слова, часто схожи грамматические конструкции. Например, если ребенок понял в английском языке такую категорию как определенный и неопределенный артикль (которая отсутствует в русском), то в немецком языке эта тема будет освоена намного быстрее. 

Кроме того, в каждом языке есть свои «легкие» стороны. Где-то проще грамматика, где-то правила чтения, где-то произношение. 

Уже в начале изучении второго иностранного языка учащиеся убеждаются, что немецкий и английский языки имеют много общего:

1) латинский шрифт;

2) в области словаря и словоупотребления;

3) в структуре простого предложения (наличие глагола-связки);

Deutsch

___

English

Mein Name ist Miller.

My name is Miller.

Sie ist krauk.

She is ill.

Er spriсht Deutsch.

He speaks German.

4) в образовании временных форм (от трех основных форм глагола и использование вспомогательного глагола haben = to have);

Deutsch

___

English

Kommen - kam – gekommen

come - came - come

Bringen - brachte-gebracht

bring - brought - brought

Sprechen - sprach – gesprochen

speak - spoke - spoken

модальные глаголы;

müssen - must, to have to

können - can, to be able to

dürfen - may, to be allowed to

wollen - to want/wish to , be intended to

sollen - to be supposed to

mögen - to like to

употребление артиклей;

the Clown = der Clown (m)

a clown = ein Clown

the car = das Auto (n)

a car = ein Auto

the garage = die Garage (f)

a garage = eine Garage

Чтобы систематизировать знания, можно составить следующую таблицу:

Der unbestimmte Artikel

___

Der bestimmte Artikel

The indefinite article

the definite article

ein clown

der Clown

a/an ein Baby

the das Baby

eine Hostess

die Hostess

глаголы с отделяемыми приставками;

aufstehen:

___

get up:

Ich stehe gleich auf.

I'll get up in a minute.

Stehst du gleich auf?

Will you get up soon?

Wann stehst du auf?

When will you get up?

Steh auf!

Get up!

употребление относительных местоимений в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;

Einige Relativpronomen

___

Some relative pronouns

Singular, Personen

Persons (Singular)

die Frau, die…

the woman,

der Mann, der…

the man, who…

das kind, das…

the child,

Plural, Personen

Persons (Plural)

Die Leute, die…

the people, who…

Singular, Sachen

Things (Singular)

die Kiste, die…

the box,

der Ball, der…

the ball, that/which…

das Auto, das…

the car,

Plural, Sachen

Things (Plural)

die Spielsachen, die…

the toys, that/which…

повелительное наклонение;

I

___

II

Höre

das Gespräch!

Listen to

the conversation!

Denk an

deine Frau!

Think of

your wife!

Helft

euren Freunden!

Help

your friends!

будущее время;

I will buy…

___

Ich werde … kaufen.

will = werden

образование Perfekt со вспомогательным глаголом haben.

I have done.

___

Ich habe getan.

You have asked.

Du hast gefragt.

She has explained.

Sie hat erklärt. и т.д.

Все это может служить опорой при овладении немецким языком как вторым иностранным, особенно на начальном этапе обучения.

Эффективную помощь оказывает большое количество слов, узнаваемых при зрительном восприятии: интернационализмы, заимствования, например: die Donau, der Norden, der Süden, der Osten, der Westen, der Chef, die Ziffer, der Laborant, der Elektriker, der Soziologe, der Reporter и т.д. Предметом для сопоставления может служить и социокультурная информация.

VI. Методы и приемы, используемые при обучении второму иностранному языку.

Какие же методы и приемы я использую при обучении немецкому, как второму иностранному?

Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело.

1. Одним из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических). Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений

2 Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится  в той или иной ситуации.

3. Использование песен на уроке повышает  интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения.

4 Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование стихотворений и рифмовок. Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики,

5.Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки. Хоровое проговаривание речёвок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток.

6 Большой интерес у учащихся при обучении немецкому языку как второму иностранному вызывает работа над проектами. В данный момент мы работаем над двумя проектами: мы пишем «Das Buch uber mich» и готовим инсценированный отрывок из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

 Литература: 1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под редакцией академика РАО А. А. Миролюбова.

2.  Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения  Г.Н. Лебедева, Москва, Глобус, 2008 г.

3. Учебник для 5 класса И. Л. Бим, Л.И.Рыжова,

          «Немецкий язык. Первые шаги»   Москва,          «Просвещение», 2011г.

  1. Увлекательные игры на уроках немецкого языка В. Г. Якимкина, Москва, Дрофа, 2007 г.
  2.  Письма находят друзей. Е.И.Пассов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по немецкому языку как второму иностранному.

В работе описаны цели и задачи проектной деятельности, а также примерные темы по классам и параллелям....

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов по немецкому языку как второму иностранному. Программа рассчитана на 2 года, предусматривает допонильные знания, умения и навыки д...

Изучение немецкого языка как второго иностранного на базе английского языка

Проектная работа по изучению немецкого языка как второго иностранного на базе английского. Рассматривается лексическое, грамматическое и фонетическое сходство двух иностранных языков....

Особенности изучения немецкого языка как второго иностранного

В статье рассматриваются возможности сопоставления английского и немецкого языков для облегчения изучения немецкого языка как второго иностранного....

Технологическая карта урока немецкого языка по теме «Spezialitäten in Deutschland, Ősterreich und in der Schweiz». 6 класс (немецкий язык как второй иностранный, второй год обучения). УМК «Горизонты», 6 класс, Аверин М.М.,Джин Ф.,Рорман П., Издательство «

Тема урока: введение новой лексики по теме «Spezialitäten in Deutschland, Ősterreich und in der Schweiz»Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в изучаемой темеТип урока: Урок открытия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку как второму иностранному для внеурочной деятельности в д/о «Юные франкофоны»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо французскому языку как второму иностранному для внеурочной деятельности в д/о «Юные франкофоны»...