Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии и России)
творческая работа учащихся (немецкий язык) по теме

Харланчук Галина Николаевна

 

Содержание данной работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karmannye_dengi.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя  общеобразовательная  школа №2

Проблема карманных денег у детей и подростков

(на примере Германии и России)

Автор:

Колотовкина Дарья Юрьевна

11 класс

Руководитель:

Харланчук Галина Николаевна,

учитель немецкого языка

г. Саяногорск

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

2

I. Некоторые аспекты жизни немецких школьников и молодёжи……............

4

     1.1. Жизнь немецкой молодёжи……………………………………………...

4

II. Карманные деньги детей и подростков Германии и России……………….

6

     2.1. Финансовое обеспечение молодых немцев (статистика)……………...

6

     2.2. «Карманные»  расходы  детей и подростков Германии……………….

7

     2.3.  Карманные деньги российской молодёжи…………………………...

9

     2.4. Сопоставительный анализ карманных средств детей и подростков


             Германии и России…………………………………………....................


11

Заключение……………………………………………………………………….

12

Библиография …………………………………………………………………....

                                       

18

Приложение………………………………………………………………............

19

Введение

Содержание данной исследовательской работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег.

Причиной многих споров и ссор подростков с родителями является нехватка выделяемых денег. И эти споры происходят не только у российской молодежи, но и в других зарубежных семьях, включая немецкие. В Германии молодежь живет активной, энергичной жизнью, поэтому у них часто возникают проблемы с недостатком денег. В этой работе рассматривается вопрос распределения и расходования карманных денег  у немецких и русских детей и подростков. Тема необходимости карманных денег – одна из животрепещущих и неоднозначных тем, касающихся молодежи. Она порождает множество дискуссионных вопросов, связанных с карманными деньгами: давать или не давать деньги; контролировать ли траты; если давать, то сколько; давать за что-то или просто так; с какого возраста давать; разрешать ли детям подрабатывать и т.д. На эти вопросы будет легче ответить, сопоставляя  трату карманных денег немецкой молодежи с личными расходами русских подростков. И с помощью выявленных различий и общего легче понять причины некоторых разногласий между родителями и их детьми. Ведь разная культура, мировоззрение, отношение ко многим вещам – это, возможно, и есть некоторые источники уровня развития того или иного государства.

Может возникнуть вопрос, почему именно немецкая молодежь? Германия – это одна из ведущих по развитию стран. Очень интересна жизнь немцев с их культурой, традициями и обычаями, с их законами, правами и обязанностями. А карманные деньги молодежи… Они показывают и менталитет народа, и раскрывают, в некоторой степени, права и обязанности немцев, и касаются культуры и личных интересов, то есть, проблема выделения карманных расходов – это составляющая всех сфер жизни общества.

Актуальность и важность выше обозначенных вопросов определили тему исследования «Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии и России)».

Цель настоящего исследования заключается в исследовании финансового обеспечения потребностей детей и подростков  в Германии и России.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: следующие задачи: 

1. познакомиться с некоторыми аспектами жизни немецкой молодежи;

2. сравнить материальное положение немецких и русских подростков;

3. исследовать отношение к проблеме «карманных» денег в Германии и России.

К  методам исследования, используемых для написания данной работы относятся:

  1. изучение и анализ литературы;
  2. наблюдения;
  3. опрос;
  4. анкетирование;
  5. анализ и синтез.

Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал можно применять на уроках иностранного языка, обществознания, географии.

Для более полного раскрытия данной темы были использованы информация из интернета, журналы «Schrumdirum», «Vitamin D», энциклопедия «Кругосвет», учебники немецкого языка «Deutsch Schritte 5» и «Deutsch, Kontakte 10-11».

I. Некоторые аспекты жизни германских школьников и молодежи

1.1. Жизнь немецкой молодежи

Центром притяжения для молодых людей – наряду с компанией сверстников, значение которой сильно возросло – является семья. Еще никогда так много молодых людей, а это 81% среди юношей в возрасте от 18 до 21 года и 71% среди девушек – не жили так долго вместе с родителями, как сегодня. Почти все в возрасте от 12 до 29 лет говорят, что у них очень хорошие и доверительные отношения с родителями.

Причина более длительного проживания в семье заключается в том, что все больше молодых людей находятся в процессе учебы. Их уровень квалификации заметно возрос. Почти 60% молодых людей одного года выпуска после окончания школы приобретают одну из признанных государством профессий в рамках дуальной системы профобучения или в профессиональном специализированном училище.

Сегодня 37% выпускников школ одного года начинают учебу в одном из 372 вузов страны, и лишь около 10% покидают систему образования без завершенной профессиональной подготовки. Проблемными группами в системе образования являются, прежде всего, молодые люди из социально слабых слоев общества и из семей эмигрантов.

По сравнению с прежними поколениями молодежи нынешние молодые люди стали более прагматичными и имеют хорошие отношения не только с поколением родителей, но и с демократией. Пессимистическая позиция протеста и нежелание что – либо делать, характерная для 80-х годов, в основном уступила место лишенному идеологии, оптимистическому прагматизму. Нынешнее молодое поколение ориентировано на успех и готово работать. Их жизненную максиму можно свести к формуле «Карьера вместо ухода из общества».

Достижение успеха, безопасность и власть стали для нее важнее, политическая активность же утратила свое значение. В начале XXI века лица в возрасте от 12 до 25 лет больше ценят карьеру, чем уход из общества и составляют свой коктейль ценностей из традиционных и современных ценностей. Для счастья нужна семья – это самое распространенное мнение. Креативность, независимость и безопасность имеют для жизни большое значение.

 В рамках традиционной схемы «левый – правый» молодежь, как обычно – стоит несколько левее населения в целом; экстремальные политические позиции представлены весьма редко. В отличие от этого весьма высока готовность к социальной активности. Примерно три четверти молодых людей выступают за решение социальных и экологических проблем: в защиту пожилых людей, нуждающихся в помощи, окружающей среды и животных, бедных, мигрантов или инвалидов. Интерес же к политике, партиям и профсоюзам падает. Лишь 30% молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет проявляет интерес к политике, среди молодых взрослых и студентов эта доля заметно выше: 44 и соответственно 64 процента.

Социальная активность молодых людей  Германии отрадно высока. 37% из них в возрасте от 14 до 24 лет работают на общественных началах: особенно в области спорта, досуга, общения, в школьной, культурной и церковной сферах, а также в спасательных службах. При этом их участие в некоторых сферах настолько велико, что без молодежи в них уже не обойтись, например, в спорте. Половина молодежи участвует в деятельности различных союзов, четверть – в работе крупных общественных организаций, особенно церквей.

Всем известно, что главным хобби немцев является телевизор. Они смотрят его после работы, на выходных и даже в отпуске. Но все же просмотр телевизора – это любимое занятие немцев не всех возрастов. Молодежь Германии любит ходить на дискотеки, в клубы, на различные вечеринки.

Согласно данным опроса, доступ к компьютеру дома имеют уже 3,5 миллиона детей (60 процентов). Хотя юные пользователи большей частью играют на ПК (94 процента), уже больше половины детей пользуется компьютером для составления текстов и работой с образовательными программами. Интернет используется в первой очереди в качестве информационного источника для выполнений школьных заданий. Доступ к интернету имеют 46 процентов опрошенных в целом и 70 процентов детей из возрастной категории от 10 до 13 лет.

II. Карманные деньги детей и подростков Германии и России

2.1. Финансовое обеспечение молодых немцев

Психологи и экономисты утверждают: хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Первые результаты, полученные еще в 60-е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между "покупательскими навыками" и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.

Сколько денег получают дети в западных странах?

Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд. евро в год.

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи?

Как ни странно, дети, которых воспитывает один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно "традиционных", семей, где работает только отец. Если же школьник недоволен слишком маленьким "пособием" от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда они берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию "карманные деньги", чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их чада закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

2.2. Карманные расходы детей и подростков Германии

Свежее исследование потребительской активности детей показало, что сумма карманных расходов маленьких немцев, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 10 процентов и достигла почти 6 миллиардов евро.

Согласно репрезентативному исследованию, в 2006 году дети в Германии впервые получили на расходы в среднем больше 1000 евро. Совокупная сумма увеличилась всего за год на 10 процентов и достигла почти 6 миллиардов евро. Однако основная часть этих денег хранится на детских «сберегательных книжках».

В ходе исследования были опрошены 1652 человека в возрасте от 6 до 13 лет. Результаты исследования, по словам его организатора Инго Хёна дают следующую картину: пропасть между бедными и богатыми детьми продолжает увеличиваться, причем дети из состоятельных семей получают значительно больше денег, чем в предыдущие годы.

 Репрезентативное исследование, вот уже десять лет ежегодно проводящееся по поручению детских и юношеских издательств, ставит своей целью изучение медийных предпочтений детей.

Треть своих карманных денег (35 процентов), согласно опросным данным, дети и подростки тратят на журналы и комиксы. Две трети детей указали, что регулярно читают журналы. Но большая часть денег все же тратится, как и в предыдущие годы, на сладости (61 процент). Употребление сладостей среди маленьких сладкоежек в этом году опять возросло, кроме того, почти каждый четвертый ребенок тратит часть своих карманных денег на фастфуд. Заметна тенденция к росту трат на минеральную воду (67 процентов) и мультивитаминные соки (35 процентов).

 Больше половины детей от 10 до 13 лет указали в опросе, что имеют собственный мобильный телефон. Телефонные расходы детей в среднем составляют 284 евро, что значительно выше расходов на игрушки (164 евро), но намного ниже суммы, потраченной на одежду (309 евро). Но все эти траты карманными расходами не считаются и идут из общего семейного бюджета.

Покупательная способность детей и подростков в странах ЕС постоянно растёт – в Германии юные покупатели ежегодно расходуют около 6 миллиардов евро. Почему они приобретают те или иные товары? Кто и как влияет на потребительские решения молодёжи? Такие вопросы задала себе в 1996 году студентка Боннского университета Юлия Фаут (Julia Fauth), провела социологическое исследование и на его основе написала дипломную работу.

Через шесть лет Юлия Фаут, научная сотрудница кафедры экономической социологии Боннского университета, по заказу одной из компаний, выпускающих кредитные карточки, повторила опрос. Она разослала анкеты в школы по всей Европе – и 11 тысяч респондентов в возрасте от 10 до 17 лет прислали ей свои ответы. Так кто же оказывает наибольшее влияние на юных потребителей – семья, сверстники, школа или средства массовой информации? Анализ анкет показал, что Север и Юг Европы существенно отличаются друг от друга.

"Оказывается, в южных странах всё ещё действуют старые системы ценностей. Здесь важнейшее место по-прежнему занимает семья, а потому именно она и оказывает наибольшее влияние на потребительские решения детей. А в северных странах велика роль сверстников, и их мнение для юного покупателя часто важнее, чем советы членов семьи".

Ещё один вывод: перед походом в магазин к мнению родителей больше прислушиваются девочки, чем мальчики. В целом же тенденция по всей Европе такова: в денежных вопросах влияние родителей на детей постоянно уменьшается. Иными словами, молодые потребители становятся всё более самостоятельными. И всё более требовательными. Обладать собственным мобильным телефоном и компьютером – это сегодня для многих подростков нечто само собой разумеющееся. Особенно на севере Европы. Больше всего денег на "трубки" и компьютеры тратят ирландские и английские подростки – меньше всего итальянские и испанские дети. Ещё одна ясно обозначившаяся за последние шесть лет тенденция: сегодняшняя молодёжь не хочет откладывать полученные от родителей или заработанные деньги на будущее, а предпочитает их тут же тратить.

"Наиболее интересным и поистине сенсационным является изменение отношения к сбережениям. Во время предыдущего опроса накапливание денег стояло на первом месте в списке приоритетов, сейчас оно оказалось на четвёртом. Меня это просто пугает". (Ю.Фаут)                                  

Ну, а розничную торговлю скорее радует. Впрочем, подобная ориентация на активное потребление товаров и услуг вовсе не означает, что современная молодёжь не умеет обращаться с деньгами. Исследование, проведённое научным сотрудником Боннского университета, показало, что в тех странах, где существует давняя традиция регулярно выдавать детям карманные деньги, подрастающее поколение рано учится ответственно обращаться с деньгами – и, соответственно, с кредитными карточками.

Дети с раннего возраста привыкают распределять свои карманные деньги на достаточно длительный срок, а именно - на целый месяц. Деньги эти выдаются им регулярно, то есть не используются родителями как инструмент поощрения или наказания. Поэтому ребёнок учится планировать свои расходы. В результате такие дети реже берут деньги в долг и скорее проявляют желание обзавестись сбережениями.

В ходе опроса, проведённого Боннским университетом, выяснилось, что меньше всего денег на карманные расходы получают дети в Португалии - 14 евро в месяц. А самые "состоятельные" подростки живут в Люксембурге – им родители выдают 27 евро.

           В Германии размер карманных денег составляет в среднем 25 евро. Немцы, которым свойственна определенная рациональность, платят своим чадам не потому, что идут у тех на поводу, это не баловство, а воспитательный процесс. Ребенок понимает, как нужно правильно распределять средства, чтобы хватило на неделю. Дети познают цену вещей, учатся экономить.

2.3 «Карманные» деньги российской молодежи

Взгляды россиян на проблему участия подростков в денежных отношениях определяются и их представлениями о месте ребенка в семье и обществе, о должном способе (и времени) взросления, и ценностно окрашенным отношением к труду и к деньгам, и многими другими мотивами. Здесь возникают сложные коллизии, заметные даже при беглом знакомстве с мнениями участников опроса.

Подавляющее большинство респондентов – 94% – почитают за благо, если подростки в свободное время работают для заработка. Только 3% сказали, что если подросток работает – это плохо. Три четверти участников опроса считают при этом необходимым, чтобы подростки отдавали заработанные деньги родителям, причем относительно немалая доля (15%) – уверены, что ребенок должен отдавать все заработанное; 58% говорят в этой связи о части зарплаты. Только 16% опрошенных придерживаются мнения, что подросток имеет право самостоятельно распоряжаться всей заработанной суммой.

Характерно, что в суждениях представителей разных социально-демографических групп о допустимости детского труда различия отсутствуют, а вот во мнениях по вопросу о праве подростка распоряжаться заработанным они обнаруживаются, причем наиболее заметные – отнюдь не по уровню дохода, как можно было бы предположить, а по уровню образования. Респонденты, не имеющие среднего образования, намного чаще других настаивают, что подросток должен отдавать все деньги родителям (так считают 30%), и намного реже – говорят, что отдавать заработанное он не должен (9%).

Вообще, 28% опрошенных считают, что в идеале у подростков совсем не должно быть свободных денег (по их мнению, подростки не умеют распоряжаться деньгами; деньги их развращают, подталкивают к употреблению табака, алкоголя и наркотиков). Не согласны с этим 66% респондентов – с их точки зрения, у подростка обязательно должны быть деньги, которыми он мог бы распоряжаться самостоятельно (они чаще всего объясняют свою позицию тем, что удовлетворение потребностей и интересов подростка требует денег, а также тем, что опыт обращения с деньгами способствует воспитанию, взрослению). Кстати, наиболее сильное расхождение мнений по этому вопросу также связано с уровнем образования: среди респондентов, не имеющих среднего образования, 44% уверены, что в идеале у подростка не должно быть денег, среди респондентов с высшим образованием так думают только 18%.

Впрочем, даже среди участников опроса, считающих, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению, большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 400 рублей в месяц, 17% – от 400 до 500 рублей, и лишь 20% называют более значительные суммы (остальные затруднились с ответом). В то же время респонденты, полагающие, что в идеале у подростка денег быть не должно, отнюдь не всегда склонны распространять эту установку на деньги, зарабатываемые самими подростками: лишь треть из них полагают, что родителям следует отдавать всю сумму.

Вопрос: "Как Вы считаете, подростки должны или не должны отдавать заработанные деньги родителям? и если должны, то всю заработанную сумму или ее часть?"

Не должны отдавать заработанные деньги

20

9                          

Должны отдавать всю сумму

8

32

Должны отдавать часть суммы

62

49

У большинства участников опроса есть собственный опыт подростковых заработков. Довольно многие (21% по выборке) заработали свой первый рубль еще до 14 лет, определенных нынешним российским законодательством как нижняя граница трудового возраста. Еще 41% опрошенных свои первые деньги заработали в 14 – 16 лет. Интересно, что по этому показателю межпоколенческие различия незначительны. Однако они весьма заметны в суждениях о трудолюбии современных подростков и их стремлении заработать.

В целом среди участников опроса преобладает мнение, что сегодня мало кто из подростков стремится подзаработать в свободное время, – так думает 55% опрошенных, тогда как мнения, что зарабатывать хотели бы многие подростки, придерживаются 33%. Но если среди молодых людей вторую точку зрения разделяют 42%, то среди пожилых – 19%.

Что касается объективных условий – возможностей поработать в свободное время, – то сегодня их, по мнению двух третей опрошенных (62%), у подростков в нашей стране недостаточно. Только 30% полагают, что таких возможностей достаточно. Здесь мнения представителей разных поколений совпадают.

Судя по данным опроса, опыт самостоятельного зарабатывания денег есть сейчас, действительно, у весьма немногих подростков – то ли из-за недостатка желания, то ли из-за отсутствия возможностей. У 19% опрошенных оказались дети или внуки 12 – 16 лет, и менее четверти из этих респондентов сообщили, что их чадо работает в настоящее время (меньше 2% от выборки) или что ему случалось работать раньше (меньше 3%). Кстати, подавляющее большинство "предков" неработающих подростков заявили, что не возражали бы, если бы их дети или внуки решили в свободное время поработать для заработка (17% от числа всех опрошенных – против 2%, которые заявили, что возражали бы против этого).

2.4. Сопоставительный анализ карманных средств детей и подростков Германии и России

Как уже было сказано раньше, в Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне.

 Согласно статистике, большинство детей  до 12 лет расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. Подростки предпочитают тратить свои «представительские» на модную одежду, телефонные разговоры, концерты, дискотеки, вечеринки. Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются из родительского кошелька и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и  детских пристрастий.

Согласно последнему исследованию покупательная способность детей и подростков в Германии велика как никогда. По данным Института немецкой экономики она составляет 7,5 миллиарда евро в год.

        От 25 до 30 евро в месяц на карманные расходы в 15 лет вполне достаточно, по предписанию Jugendamt - ведомства по делам детей и молодежи. Родители могут получить примерную таблицу с суммами карманных денег, положенных детям в зависимости от возраста по закону. Например, в возрасте до шести лет ребенку будет вполне достаточно пятидесяти центов в неделю. Семилетнему малышу причитается еженедельно уже полтора-два евро. В 10 лет ребенок может рассчитывать на 10-12 евро в месяц. 13-летнему подростку по таблице Jugendamt положено ежемесячно до 20 евро. А, например, 14-летней Тане из Мюнхена родители дают гораздо больше: "Я получаю в неделю 7,50. В месяц это примерно 45 евро".

Но все больше подростков не хотят просить деньги у родителей. Они предпочитают сами их зарабатывать. Сегодня уже более половины школьников имеют побочный заработок. С 16 лет разрешено сортировать в магазинах одежду и обслуживать покупателей на кассе. Но и для тех, кто моложе, есть разные возможности подзаработать. Кто-то выгуливает собаку и разносит газеты. И это дает существенный заработок. Николь, например, сидя с чужими детьми, получает 40 евро в месяц. Нина, выгуливая собаку, - до 50 евро в месяц.                                      

На что же эти 15-летние девушки тратят свои         деньги?
          Хорошо выглядеть - это модно. Так считают почти 90 процентов подростков. Поэтому неудивительно, что одежда стоит на первом месте в списке покупок молодых людей. Производители одежды давно уже оценили возросшую покупательную способность юных клиентов и устраивают для них грандиозные рекламные кампании.

Все больше денег тратится на телефонные разговоры. Четверо из пяти уже имеют сотовый телефон. Он давно перестал быть статусным символом. Теперь это обычное средство коммуникации. А вот сигареты, по данным все того же исследования потребительского спроса немецких детей и подростков, из моды вышли. Вместо них подростки предпочитают откладывать деньги. И это тоже новое, два года назад такой тенденции еще не было.

В результате проведенного исследования среди  школьников МОУ СОШ №2 города Саяногорска, выяснено, что в среднем в 3-4 классах детям родители дают 40 и более рублей в неделю, в 5-ом классе доход увеличился до 73 рублей в среднем. А вот затем происходит небольшой спад – в 6-7ом классах родители дают детям 50 или чуть более рублей, в 8-ом классе -75 рублей и в 9-ом классе, в среднем, 70 рублей в неделю. Но сразу, следует отметить, что интервал денежных средств заметно колеблется, некоторым ученикам (17%) 9-х классов   деньги родители вообще не дают, а многим – 47% дают более 100 рублей, некоторым и до 1000 рублей.                                                              

Расходование карманных денег происходит следующим образом: в 3-4х классах в основном деньги  тратятся на еду и игрушки; в 5-6 классах в основном на игрушки и аксессуары для одежды; в 7-ом классе ребята довольно много говорят по телефону, поэтому помимо потраченных денег на еду и игрушки, они вынуждены класть деньги на телефон; в 8-ом классе ребята равномерно распределяют деньги между едой, телефоном и игрушками, не забывая про развлечения и накопления. В 9-ом классе 46% школьников тратят карманные деньги на еду, 24% на игрушки, аксессуары и одежду, 19% ребят развлекаются и лишь 8% тратят деньги на телефон.

Таким образом,  подводя  итог сравнительного  анализа  расходования карманных денег,  было  выяснено, что в жизни немецкой и русской молодежи есть как общее, так и отличия. И для тех, и для других подростков характерно стремление к развлечениям. Они ходят в кино, кафе, пиццерии, в клубы, на дискотеки и многие другие заведения с целью развлечения. Но также из любимых увлечений немецких подростков является телевизор, что не является характерной чертой для русской молодежи. Общим является то, что и те и другие тратят деньги на еду (минеральная вода, сладости, жвачки), телефонные переговоры, компьютерные игры.

Различия наблюдаются в финансовом обеспечении детей и подростков. В Германии карманные расходы ребенку определяет государство. Немецкие школьники могут еще подрабатывать в течение года. А в России –  все зависит от родителей,  которые могут дать деньги на карманные расходы своему ребенку, а могут и не дать. В основном школьники устраиваются на работу в летнее время, на период каникул.

А разве нельзя решить на законодательном уровне вопрос о количестве карманных денег школьников России? Пора молодым россиянам обратится в комитет по делам молодёжи Государственной Думы с предложением о законодательном решении финансового обеспечения детей и подростков в России!

Заключение

Целью данной исследовательской работы явилось исследование финансового обеспечения потребностей молодых людей Германии и России. Для наиболее полного раскрытия данной темы  были поставлены следующие задачи:

  1. познакомиться с некоторыми аспектами жизни немецкой молодежи;
  2. сравнить материальное положение немецких и русских подростков;
  3. исследовать отношение к проблеме «карманных» денег в Германии и в России.

В первой главе работы рассматриваются некоторые аспекты жизни немецкой молодежи. Определено, что центром притяжения для молодых людей Германии – наряду с компанией сверстников, значение которой сильно возросло – является семья. Почти все в возрасте от 12 до 29 лет говорят, что у них очень хорошие и доверительные отношения с родителями.

Причина более длительного проживания в семье заключается в том, что все больше молодых людей находятся в процессе учебы. Их уровень квалификации заметно возрос.               Нынешнее молодое поколение ориентировано на успех и готово работать. Их жизненную максиму можно свести к формуле «Карьера вместо ухода из общества».

Чем же занимается молодежь вне учебы? Главным хобби немцев является телевизор. Они смотрят его после работы, на выходных и даже в отпуске. Молодежь Германии любит ходить на дискотеки, в клубы, на различные вечеринки, а также предпочитает пользоваться компьютером в качестве информационного источника для выполнения школьных заданий и для развлечения.

Во второй главе анализируются карманные средства юношей и девушек России и Германии. Согласно статистике, последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их чада закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Анализируя карманные расходы молодых немцев, было выяснено,  что треть своих карманных денег (35 процентов), согласно опросным данным, дети и подростки тратят на журналы и комиксы. Но большая часть денег все же тратится на сладости (61 процент).

Немцы, которым свойственна определенная рациональность, платят своим чадам не потому, что идут у тех на поводу, это не баловство, а воспитательный процесс. Ребенок понимает, как нужно правильно распределять средства, чтобы хватило на неделю. Дети познают цену вещей, учатся экономить.

А как происходит расходование карманных денег у российской молодежи?

Взгляды россиян на проблему участия подростков в денежных отношениях определяются и их представлениями о месте ребенка в семье и обществе, о должном способе (и времени) взросления, и ценностно окрашенным отношением к труду и к деньгам, и многими другими мотивами. Здесь возникают сложные коллизии, заметные даже при беглом знакомстве с мнениями участников опроса.

Подавляющее большинство респондентов – 94% – почитают за благо, если подростки в свободное время работают для заработка. Только 3% сказали, что если подросток работает – это плохо. Три четверти участников опроса считают, чтобы подростки отдавали заработанные деньги родителям, (15%) – уверены, что ребенок должен отдавать все заработанное; 58% говорят о части зарплаты. Только 16% придерживаются мнения, что подросток имеет право самостоятельно распоряжаться всей заработанной суммой.

Участники опроса считают, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению. При этом большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 400 рублей в месяц, 17% – от 400 до 500 рублей, и лишь 20% называют более значительные суммы (остальные затруднились с ответом).

Проанализированы  мнения более старшего поколения. А как  же на самом деле обстоят дела с карманными деньгами у российских школьников. В результате проведенного исследования среди  учащихся школы №2 города Саяногорска, было выяснено, что в среднем в 3-4 классах детям родители дают 40 и более рублей в неделю, в 5-ом классе доход увеличился до 73 рублей в среднем. А вот затем происходит небольшой спад – в 6-7ом классах родители дают детям 50 или чуть более рублей, в 8-ом классе -75 рублей и в 9-ом классе, в среднем, 70 рублей в неделю. Но сразу, следует отметить, что интервал денежных средств заметно колеблется, некоторым ученикам (17%) 9-х классов   деньги родители вообще не дают, а многим – 47% дают более 100 рублей, некоторым и до 1000 рублей.

Саяногорские дети и подростки тратят карманные деньги следующим образом: в 3-4х классах в основном деньги  тратятся на еду и игрушки; в 5-6 классах в основном на игрушки и аксессуары для одежды; в 7-ом классе ребята довольно много говорят по телефону, поэтому помимо потраченных денег на еду и игрушки, они вынуждены класть деньги на телефон; в 8-ом классе ребята равномерно распределяют деньги между едой, телефоном и игрушками, не забывая про развлечения и накопления. В 9-ом классе 46% школьников тратят карманные деньги на еду, 24% на игрушки, аксессуары и одежду, 19% ребят развлекаются и лишь 8% тратят деньги на телефон.

Согласно последнему исследованию в Германии покупательская способность детей и подростков велика как никогда.  По данным Института немецкой экономики, она составляет 7,5 миллиарда евро в год.

  Но все больше подростков Германии и России не хотят просить деньги у родителей. Они предпочитают сами их зарабатывать. Сегодня уже более половины школьников имеют побочный заработок.

На что же подростки тратят свои деньги?
     Хорошо выглядеть - это модно. Так считают почти 90 процентов подростков. Поэтому неудивительно, что одежда стоит на первом месте в списке покупок молодых людей. Все больше денег тратится на телефонные разговоры. Четверо из пяти уже имеют сотовый телефон. Он давно перестал быть статусным символом. Теперь это обычное средство коммуникации. А вот сигареты, по данным все того же исследования потребительского спроса немецких детей и подростков, из моды вышли. Вместо них подростки предпочитают откладывать деньги. И это тоже новое, два года назад такой тенденции еще не было.

Итак, исследования, проведенные в данной работе, дали искомые результаты. Выяснилось, что в жизни немецкой и русской молодежи есть как общее, так и отличия. И для тех, и для других подростков характерно стремление к развлечениям. Они ходят в кино, кафе, пиццерии, в клубы, на дискотеки и многие другие заведения с целью развлечения. Но также из любимых увлечений немецких подростков является телевизор, что не является характерной чертой для русской молодежи. Общим является то, что и те и другие тратят деньги на еду (минеральная вода, сладости, жвачки), телефонные переговоры, компьютерные игры.

Различия наблюдаются в получении карманных денег. В Германии карманные расходы ребенку определяет государство. Немецкие школьники могут еще подрабатывать в течение года. А в России –  все зависит от родителей,  которые могут дать деньги на карманные расходы своему ребенку, а могут и не дать. В основном школьники устраиваются на работу в летнее время, на период каникул.

Библиография

  1. Бим И.Л. «Deutsch. Schritte 5». Учебник немецкого языка  для общеобразовательных учреждений для 9 класса, Москва «Просвещение» 2005
  2. Воронина Г.И., Карелина И.В. «Немецкий язык, контакты». Учебник для общеобразовательных учреждений для 10-11 классов, Москва «Просвещение» 2004
  3. Журналы «Schrumdirum», № 2-4, 2007
  4. Информация из интернета (немецкие молодежные сайты) 2008
  5. Международный Журнал экономической психологии , 2001
  6. Энциклопедия «Кругосвет», 2005
  7. Geni@l. Deutsch als Fremdsprache für Jugendliche. Kursbuch A2. Langenscheidt, München 2003
  8. Deutschland – Russland Jugendszene. Heft 1,2. Goethe-Institut, Inter Nationes 1998
  9. Tangram. Deutsch als Fremdsprache. Max Hueber Verlag, 2002
  10. Deutsche Zeitschrift «Vitamin D» №1-3, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

«Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом»

В статье «Проблемы инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом» рассматриваются проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей и подростков ...

ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ...

Роль карманных денег в экономической социализации

Важность для формирования социализации включения подростка в экономические отношения...

Взаимосвязь культур и языков на примере Германии и России

Связи между Россией и Германией прочны как никогда, но это не значит, что они не могут стать ещё прочнее. Два крупнейших народа Европы должны хорошо знать друг друга, шаг за шагом у них должно расти д...