Исследовательская работа учителя иностранных языков МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска Гущиной Маргариты Николаевны
материал

Гущина Маргарита Николаевна

Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм вербального (словесного) общения – письменную. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает доступ к ведущим на сегодняшний день источникам информации – книге и газете, и тем самым является одним из основных средств удовлетворения познавательных потребностей человека и осуществления информационной деятельности. Поэтому при обучении иноязычному общению обучение чтению играет очень важную роль.

Задачей любого учебного заведения в области чтения является обеспечить его выпускникам возможность пользоваться приобретенным умением читать практически.

Перед средней школой стоит задача сформировать у учащихся так называемый уровень зрелости чтения. Его достижение является обязательным, так как только в этом случае у учащихся создаются объективные предпосылки для чтения по собственному побуждению.

А практика в деятельности повлечет за собой и дальнейшее совершенствование последней, и наоборот, если учащийся за годы обучения не овладеет приемами зрелого чтения, то он и не будет читать на иностранном языке и быстро утратит приобретенные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа учителя иностранных языков МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска Гущиной Маргариты Николаевны

«Роль ознакомительного чтения в обучении иностранному языку».

Введение.

Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм вербального (словесного) общения – письменную. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает доступ к ведущим на сегодняшний день источникам информации – книге и газете, и тем самым является одним из основных средств удовлетворения познавательных потребностей человека и осуществления информационной деятельности. Поэтому при обучении иноязычному общению обучение чтению играет очень важную роль.

Задачей любого учебного заведения в области чтения является обеспечить его выпускникам возможность пользоваться приобретенным умением читать практически.

Перед средней школой стоит задача сформировать у учащихся так называемый уровень зрелости чтения. Его достижение является обязательным, так как только в этом случае у учащихся создаются объективные предпосылки для чтения по собственному побуждению.

А практика в деятельности повлечет за собой и дальнейшее совершенствование последней, и наоборот, если учащийся за годы обучения не овладеет приемами зрелого чтения, то он и не будет читать на иностранном языке и быстро утратит приобретенные умения и навыки.

Актуальность изложенной проблемы определила выбор моего исследования «Обучение ознакомительному чтению».

Цель работы заключается в определении основных умений ознакомительного чтения и  приемов их формирования.

В данной работе были решены следующие задачи:

  • рассмотреть особенности чтения как вида коммуникации;
  • проаккомулировать текст как единицу коммуникации;
  • выделить основные умения ознакомительного чтения;
  • определить приемы формирования умений ознакомительного чтения.

Практическая ценность работы состоит в том, что была разработана система заданий для обучения ознакомительному чтению.

Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, его цель, практическая ценность, задачи и методы исследования.

В Главе 1 я рассматриваю особенности чтения как вида коммуникации и текста как единицы этого вида общения, виды чтения и трудности понимания текстов.

Глава 2 посвящается разработке технологии обучения ознакомительному чтению: выделены основные умения и определены приемы работы по формированию умений ознакомительного чтения.

В Заключении излагаются основные положения данного исследования.

В приложении предлагаются серия фрагментов уроков и упражнений по обучению ознакомительному чтению


Глава 1.

1. Текст как единица  коммуникации.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащегося и повышения гуманистического содержания обучения.

Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, как определяет Программа «Иностранные языки», является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычной речевой деятельности.

Реализация указанной цели в плане практического владения иностранным языком заключается в формировании умений осуществлять речевую деятельность на иностранном языке, которые обеспечат основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов-носителей изучаемого языка.

А так как «под речевой деятельностью следует понимать деятельность… человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка», то чтение с полным основанием можно отнести к речевой деятельности.

Как  всякая деятельность, чтение целенаправленно. Оно направлено на получение информации, содержащейся в записанном речевом произведении – тексте.

Человек окружен текстами. Он видит их с первых лет своей жизни: подписи к картинкам, сказки, объявления, газеты, учебники произведения художественной литературы и т.д.

Для того чтобы научить учащихся ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать необходимую информацию, учитель должен знать, что такое текст.

Сейчас язык рассматривается не только как система знаков, но и как речевая деятельность, как средство общения. Такое понимание сущности языка изменило взгляд на единицу коммуникации, которой сейчас признается текст объемом от отдельного высказывания до большого романа. Текст трактуется лингвистами как определенным образом организованная совокупность предложений с единой коммуникативной задачей.

Законченная последовательность предложений, составляющих текст, связана друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора. Степень сложности текста, его объем зависят от коммуникативной задачи, от особенностей общения в конкретной отрасли знания или деятельности, от принадлежности к определенному жанру текста, от характеристик его компонентов.

Исходя из изложенного, текст определяется, как единица коммуникации, где единицы системы языка служат средством его реализации, а содержание задается мышлением.

С. К. Фоломкина указывает, что как коммуникативной единице тексту свойственны такие признаки, как целостность, смысловая законченность, завершенность. Целостность этой единицы проявляется в структурно-смысловой структуре, интеграция частей которой обеспечивается семантико-тематическими связями, а также формально-грамматическими средствами.

Другими словами, релевантными признаками рассматриваемой единицы являются: а) ее смысловое единство; б) коммуникативное единство; в) структурная целостность. Указанные признаки обеспечивают и такую важную ее черту, как воспроизводимость в разных условиях.

Эти и другие характеристики служат основанием для выделения типов/жанров текстов по характеру коммуникативных задач, которые они реализуют. Каждый из этих жанров характеризуется не только определенной композиционной структурой, набором специфических языковых средств, обеспечивающих смысловые связи, но и своей конкретной коммуникативной задачей.

Научные тексты описывают, изучают и объясняют факты, предметы, явления действительности в виде законов и закономерностей.

Научно-популярные тексты знакомят читателя-неспециалиста в доступной и понятной форме со знаниями, полученными наукой.

Эти два жанра текстов относят, согласно их основным коммуникативным намерениям, к информирующим текстам.

Назначение газетных текстов – воздействовать на читателя идеологически, посредством актуальной информации и ее разъяснения, основанной на идейной осмысленности и эмоционально выраженной оценке. Газетные тексты по своей коммуникативной направленности являются информирующе-разъясняющими текстами.

Цель литературно-художественного текста – образное познание  и переживание мира, показ жизни в ее идейно-эмоциональном осмыслении. Тексты этого жанра относят к активизирующим. Их коммуникативная задача – убеждать, заинтересовывать, эмоционально затрагивать.

Рассмотрим каждый из этих типов текста с методической точки зрения.

Основное назначение газет – формирование общественного сознания, но эта задача складывается из более частных.

Работа над чтением газетных текстов преследует общеобразовательные и воспитательные цели. Постоянное чтение газетных текстов способствует запоминанию языкового материала, расширению словарного запаса, в конечном итоге – развитию навыков устной речи. Газета отражает современное состояние языка. В ней наблюдается активное сближение книжной и разговорной речи.

Газета – источник новой информации. Её содержательный диапазон чрезвычайно широк; она многотемна и многопроблемна.

Наш кругозор расширяется и при чтении научно популярной литературы. Особенности научно-популярных текстов, обуславливающие методику работы с ними, объясняются специфическими чертами коммуникации в области науки и техники, которые отличают её от коммуникации в обыденной жизни.

Важнейшим организующим элементом любого текста, а следовательно и научно-популярного является его заголовок. В содержательной структуре текста ему принадлежит существенная, если не ведущая роль. Название отражает суждение автора текста о помещенной в нем информации, оно в концентрированной форме  передает основную тему текста. В методическом плане заголовок – это сильная позиция научно-популярного текста – является первым смысловым ориентиром в работе над ним. Специфика научно-популярного изложения заключается в том, что авторы знакомят нас со всей совокупностью знаний – и научных и технических. Поэтому при работе с этими текстами мы сталкиваемся как с техническими, так и с научными терминами. Полнота и глубина понимания научно-популярного текста во многом зависит от умения читающего ориентироваться в тексте, быстро выделять его тему, т.е. предмет изложения.

Совместная работа людей разных стран ведется не только в сфере науки, но и в области культуры. В процессе обмена культурным достоянием между странами и народами художественная литература играет огромную роль. Это объясняет её особое место в преподавании иностранных языков. Знакомство с литературными ценностями другого народа обогащает интеллект школьника, расширяет его кругозор, художественное отражение действительности способствует развитию эстетических и этических сторон его личности.

Остановимся теперь на своеобразии художественных текстов, которое необходимо принимать во внимание, применяя эти тексты в учебных целях.

Художественные тексты настолько разнообразны, что дать их однозначную характеристику сложно. Они различаются не только по родам (эпос, драма, лирика)  и жанрам (роман, рассказ, сказка и др.), но и по эпохам, стилям, художественным направлениям. В каждом из таких текстов запечатлевается, прежде всего, личность его автора во всем ее многообразии. Художественный текст направлен прежде всего на чувственное отражение при помощи восприятий, представлений, эмоций.

В художественном произведении писатель отражает мир не непосредственно, а опосредованно, через образную систему, которую называют художественной моделью мира.

Художественное произведение включает воздействие на читателя не только жизненным материалом, но и его идейно-эмоциональным осмыслением. Функция языка в художественном произведении состоит в оптимальной реализации художественного отражения действительности в сознании человека. Коммуникативная функция художественного произведения связана с его языком – только посредством языка художник  может увлечь читателя своим видением мира, убедить его в истинности своих идей.

Художественные тексты, предлагаемые учащимся для чтения, на разных ступенях обучения отличаются друг от друга как тематически, так и по степени трудности языкового материала.

 

2. Чтение и понимание текстов.

В процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников – книг, журналов, газет и тем самым дает возможность учащимся удовлетворять потребность в познании окружающего их мира. Роль чтения в формировании личности школьника возрастает от этапа к этапу обучения. Особенно велика роль чтения в старших классах. Старшеклассники проявляют большой интерес к политическим, историческим событиям не только в нашей стране, но и за рубежом, к достижениям науки и техники, к жизни молодежи разных стран и прежде всего стран изучаемого языка. Тем самым приобщаются к чтению художественной, научно-популярной литературы, а также газет и журналов на иностранном языке. Поэтому одной из важнейших практических задач обучения иностранным языкам  в средней общеобразовательной школе является обучение чтению как виду речевой деятельности. Роль чтения велика еще и потому, что оно используется как важнейшее средство для развития других видов иноязычной речевой деятельности, а именно говорения и письма.

В процессе обучения чтению на иностранном языке учащиеся должны овладеть следующими видами чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления  о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, т.к. читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста – источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познавательное чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся  в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75% текста, если в остальные 25% не входят ключевые положения  текста, существенные для понимания его содержания.

Темп ознакомительного  чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180 в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным прочтением частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания. Именно этот вид чтения учит бережному отношению к тексту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискусивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по определенным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, т.к. поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Главным показателем зрелости чтения служит полнота и глубина понимания смыслового содержания читаемого, смысловой обработки поступающей информации.

Исследования процессов смысловой обработки поступающей информации приводят ученых к выводу, что понимание смыслового содержания текста, закодированного при помощи той или иной языковой системы, осуществляется чтецом сразу на нескольких уровнях. Это требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций: сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции и т.д., что свидетельствует о том, что процесс осмысления – сложная мыслительная деятельность, включающая и мнемическую (запоминание).

Психологи, отмечая неоднородность смыслового восприятия, наметили основные принципы выделения уровней понимания речевого сообщения – от определения значений отдельных слов к пониманию смысла сообщения. Опираясь на эту концепцию, И. А. Зимняя предлагает в качестве характеристики уровней понимания принять глубину проникновения в основное содержание, в основную мысль текста.

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются смысловые связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средствами это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли текста, независимо от того, сформирована ли она или дана в подтексте.

Достижению каждого из этих уровней понимания способствует применение определенных положений лингвистики текста.

Так, первый уровень учитывает:

  1. Создание или активизацию фоновых знаний, связанных с культурой страны изучаемого языка, с реалиями географического, исторического и другого характера, наукой, техникой и политикой;
  2. Уточнение сферы коммуникаций (например, научная, художественная) и на этой основе характера текста (научно-популярная статья, хроникальная заметка, повесть), а также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение);
  3. Прогнозирование темы текста с учётом его сильных позиций (заголовок, начальные и конечные абзацы).

Второй уровень понимания предполагает:

  1. Определение смысловых вех текста (терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек) для уточнения и развёртывания схемы текста;
  2. Определение способов связи (коннекторов) между предложениями и абзацами текста как средство раскрытия содержания текста (развёртывание темы текста), следование фактов по времени, установление причинно-следственных связей.

Третий уровень понимания текста основан на раскрытии композиций текста с целью извлечения основной фактологической информации. Заголовок текста и его начальные абзацы связаны с его темой, основная часть содержит фактическую информацию, а концовка – вывод.

Четвёртый уровень понимания текста исходит из раскрытия интенции (намерения) адресанта (автора) с опорой на понимание темы текста, содержащейся в нём фактологической и оценочной информации, а так же его композиций.

Выводы

Основной единицей коммуникации является текст. Для понимания текста необходимо принимать во внимание целый ряд признаков, которые современная лингвистика разделяет на экстралингвистические (внешнелингвистические) и интралингвистические (внутрилингвистические). К первым признакам текста относят его его принадлежность к определённому роду (виду) текстов и намерения его автора; предназначенность текста определённому кругу лиц и объём знаний, необходимый для его понимания.

Ко вторым признакам текста относят его тему, отражающую заключённую в тексте информацию, средства создания связности и членения текста, в том числе тематические слова, грамматические и другие средства связи.

В данной главе были раскрыты основные положения лингвистики текста, дана характеристика текстов, а также различных уровней понимания текстов.


Глава II. 

Технология обучения ознакомительному чтению.

1. Основные умения зрелого ознакомительного чтения.

Основной задачей обучения чтению является подготовка учащихся к чтению незнакомых аутентичных текстов без посторонней помощи с адекватной скоростью и уровнем понимания читаемого в соответствии с различными целями деятельности. Дж. Шилу подчёркивает, что самостоятельный чтец в зависимости от поставленных целей, то есть может переходить от просмотрового чтения к ознакомительному или к чтению с детальным извлечением информации (и наоборот) , а также к может судить о степени адекватности понимания этих целей.

Я в своей работе остановлюсь на обучении ознакомительному чтению, т.к. обучение этому виду чтения начинается уже на начальном этапе.

З.И. Клычникова указывает, что любая деятельность будет протекать успешно лишь в том случае, если она подготовлена, если учащиеся предварительно овладели необходимыми средствами и способами её осуществления. Под последними обычно понимаются соответствующие умения. Чтение как деятельность также осуществляется благодаря умению читать.

Как известно, чтение является рецептивным видом деятельности, механизмы которого опираются на зрительное восприятие речи.

Прием через зрительный канал обуславливает особую работу механизмов антиципации, поскольку каждый вид рецептивной деятельности располагает своими «опорными признаками», зависящими от канала связи. Этот механизм – один из главных для чтения. Неразвитость механизма структурной антиципации фраз всегда является причиной медленного чтения, а, главное, непонимания смысла той или иной фразы, даже если все слова читателю знакомы. Отсутствие интонации, пауз, логического ударения при чтении заставляет реципиента опираться на какие-то другие опознавательные знаки и на свое чувство антиципации. А чувство это не появляется само, его необходимо специально развивать.

Учащемуся нужно сообщать те «опознавательные знаки», которые нужны на первых порах для предвосхищения той или иной структуры. Ученики должны быть вооружены алгоритмами их распознавания и антиципации.

Как уже говорилось, темп чтения устанавливает сам читающий, поэтому он может вернуться к предыдущим языковым знакам, вновь осмыслить их. Такая возможность благоприятна для функционирования механизма догадки.

Не менее благоприятна она и для механизма логического понимания: опираясь на зрительный образ, гораздо легче осуществлять членение текста на смысловые куски.

Обучение чтению на начальном этапе происходит при громкой речи. Эффект проговаривания заключается в том, что оно способствует формированию внутренних обобщенных артикуляторных схем, является основой формирования внутренней речи. Устранение артикуляции на начальном этапе повышает количество ошибок в чтении. В рамках чтения вслух зрительные образы слов, которые начинают формироваться, связываются ассоциативно с речедвигательными их образами. Так начинает свою работу речезрительный анализатор. Затем постепенно происходит свертывание речедвижений. В этом случае зрительный анализатор берет все функции на себя. Зрительная система у человека является доминантной, т.к. она играет роль внутреннего канала между всеми анализаторными системами.

«Передача власти» зрительному анализатору происходит тем быстрее, чем большими и более сложными единицами восприятия оперирует читающий. Вначале воспринимается и узнается какой-то мелкий элемент речевой цепи (буква, слог, слово). Затем из комбинаций ранее усвоенных образов вырабатывается новый сложный образ, новый зрительный комплекс. Это значит, что его опознание происходит не на основе суммы всех признаков, которыми обладают все составляющие новый образ элементы, а на основе какого-то нового признака (словосочетание узнается не поэлементно, а целиком). Следовательно, зрительный синтез читающего поднимается на более высокую ступень, образуются «оперативные единицы» восприятия.

Становление зрительных комплексов находится в теснейшей связи с внутренней речью. Чем более совершенствуется восприятие, чем большими зрительными комплексами оно осуществляется, тем более совершенствуется восприятие, чем большими зрительными комплексами оно осуществляется, тем более свернутыми становятся речевые кинестезии. При беглом чтении они свернуты до предела, но понимание происходит, т.к. работает механизм внутреннего речевого слуха.

Когда читающий воспринимает текст, причем воспринимает крупными зрительными комплексами, он, естественно, сличает их с теми, которые хранятся в его памяти. Но в мозгу человека не хранятся все возможные предложения. Очевидно, обыкновенный чтец воспринимает текст главным образом синтагмами, иногда словами, иногда фразами. Все это еще раз подчеркивает ту мысль, что чтение – активный аналитико-синтаксический процесс, предполагающий извлечение информации из текста на основе восприятия, сличения и узнавания зрительных комплексов определенной величины в бесконечно новых сочетаниях. Такой подход налагает определенный отпечаток на методику работы над чтением, а именно переносит центр тяжести на развитие умения читать.

Как любое умение, умение читать основано на определенных навыках, т.е. на отдельных автоматизированных действиях. Извлечение информации из текста возможно лишь тогда, когда развито умение читать. Это умение, в свою очередь, развивается на основе сформированных навыков.

На правах таких навыков в умение читать входят:

  1. навыки соотнесения зрительного образа речевой единицы  с её слухоречедвигательным образом (речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и фраза); сумма этих навыков и составляет технику чтения;
  2. навыки соотнесения слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением. В этой группе навыков две подгруппы:
  • навыки соотнесения звуковых образов слов и словосочетаний с их значениями (лексические навыки чтения);
  • навыки соотнесения грамматических форм с их значениями (грамматические навыки чтения).

Все указанные навыки обусловливают умение читать. Но умение к этим навыкам не сводится, оно есть нечто большее в качественном отношении. Опираясь на технику чтения и на осознание значений речевых единиц, читающий воссоздает содержание всего текста и понимает его смысл. Быть готовым к извлечению смысла из текста позволяет только умение. Именно умение читать должно быть названо в качестве цели обучения.

Используя положение лингвистики текста, были выделены следующие умения ознакомительного чтения:

1. Умения, связанные с оперированием языковым материалом:

  • определять значение слов с опорой на языковую догадку;
  • игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста;
  • распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логические отношения между предложениями и абзацами, указывающих на последовательность развития темы;
  • ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.
  1. Умения, связанные с пониманием содержания текста:
  • определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);
  • прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов;
  • ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологической информации;
  • членить текст на смысловые части, устанавливать соотношение между ними, исходя из композиции текста;
  • выделять в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию;
  • выделять в тексте ключевые слова (смысловые вехи);
  • устанавливать логические соотношения между выделенными фактами.
  1. Умения, связанные с пониманием смысла текста:
  • определять оценочную информацию;
  • давать оценку полученной информации.

Важнейшим условием формирования указанных умений является обильная практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам:

  • задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями;
  • задания, направленные на снятие языковых трудностей;
  • задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра;
  • задания с целью контроля понимания содержания текста.

Хочу отметить, что целью контроля при ознакомительном чтении должно быть понимание содержания в целом, а не отдельно языковых явлений.

Все указанные умения должны быть сформированы у зрелого чтеца. Учитель должен направить свою работу на их формирование в процессе обучения иноязычному чтению.


2. Обучение технологии ознакомительного чтения.

Методика обучения чтению текстов разных типов дифференцируется по трем видам учебной деятельности обучаемых:

  • до чтения (pre-reading activities);
  • в процессе чтения (while-reading activities);
  • после чтения (post-reading activities).

Работу для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на цельных текстах. Обработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество обучающих упражнений.

В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Прочитайте заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое.

Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

На дотекстовом этапе рекомендуется выполнить следующее:

  • предварить содержание текста для чтения при помощи подсказок, опор, фотографий, рисунков, схемы, заголовка и подзаголовков;
  • дать необходимую фоновую информацию;
  • упростить или сократить вариант текста;
  • переставить или перекомпановать разрозненные предложения, либо соединить разрозненные предложения или фргменты текста;
  • проанализировать аналогичный тип текста в котором представлены ключевые слова и выражения;
  • прослушать текст по той же теме в качестве упреждающего слушания (например, освещение на радио или по телевидению того же события, что стало предметом изложения в газетном тексте для последующего чтения);
  • прочитать подобный текст на родном языке для последующего сравнения с текстом на иностранном;
  • представить текст в виде систематизирующей решетки или схемы;
  • на основе уже имеющихся знаний и опыта предположить, какая новоя информация может оказаться в тексте;
  • сориентироваться в ходе мозговой атаки в основных моментах содержания предложенной темы и высказать свои суждения;
  • согласиться или не согласиться с рядом утверждений преподавателя по теме с соответствующей аргументацией;
  • догадаться о теме и содержании текста, используя ключевые слова и варианты темы;
  • на основе ключевых слов предварительно составить собственный текст по теме или предполагаемую последовательность событий в тексте, который будет дальше предложен на текстовом этапе;
  • написать рассказ, основываясь на представленных фотографиях, изображениях или газетном заголовке с тем, чтобы в дальнейшем сравнить его с оригиналом.

На дотекстовом этапе  рекомендуется выполнить следующие упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

  1. Прочитать опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
  2. Прочитатйте текст и лексические единицы, составляющие его тематическую основу. Определите, правильно ли они выделены.
  3. Прочитайте текст и дополните предлагаемую тематическую основу текста необходимыми словами.
  4. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста.
  5. Прочитайте текст и найдите в нём повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста.
  6. Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.)Не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
  7. По схеме, состоящей из ключевых слов, догадайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.
  8. Соотнесите данные в схеме субъекты и предикаты, чтобы получить логическую схему текста. Прочитайте текст и проверьте, получилась ли логическая схема.
  9. Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.
  10. Прочтите предложения и сократите их так, чтобы использовать оставшуюся часть в качестве темы сообщения.
  11. Прочитайте абзац (предложение, текст). Определите, какие слова являются сигналами второстепенной информации.
  12. Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.
  13. Подчеркните в тексте слова, наиболее чётко и лаконично выражающие главную мысль автора.
  14. На основе текста подготовьте сообщение в виде телеграммы.
  15. Назовите и выпишите из текста ключевые слова, которые можно использовать в качестве опоры при обсуждении проблемы, освещаемой в тексте.
  16. Изучите денотатную карту текста и дополните её ключевыми словами из текста.

Упражнение на определение связующих средств текста.

  1. Прочтите сложные предложения и назовите союзы (союзные слова), которые используются для связи простых предложений.
  2. Прочтите пары предложений. Назовите во втором местоимения, заменяющие подлежащие первого предложения.
  3. Прочтите пары предложений. Назовите во втором предложении местоимение и слово, которое оно заменяет.
  4. Просмотрите ещё раз текст, обратите внимание на выделенные в нём специализированные средства связи. Скажите, как они способствуют логическому изложению. Определите их функциональную направленность.
  5. Прочтите тексты с выделенными ключевыми предложениями. Обоснуйте собственный выбор ключевых предложений, определите структуру абзаца.
  6. Просмотрите внимательно первый абзац текста ещё раз, выделите ключевое предложение, назовите слова и местоимения, замещающие их. Проанализируйте подобным образом последующие абзацы.
  7. Прочтите отрывок текста и выпишите связующие элементы текста.
  8. Прочтите отрывок текста с пропущенными союзами и союзными словами. Заполните пропуски, используя соответствующие союзы и союзные слова из указанных ниже.
  9. Расположите данные на карточках предложения в логической последовательности и употребите необходимые средства связи.
  10. Определите значение следующих средств межфразовой связи сгруппируйте их в соответствии с выражаемыми или логико-смысловыми отношениями:

- сравнение, противопоставление;

- сообщение дополнительных сведений;

- пояснение, иллюстрация;

- выражение причинно-следственных отношений;

- обобщение, вывод;

- определение последовательности во времени;

- выявление допустимости (мысли, суждения);

- выявление противоречия.

11.Назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

12.Выпишите слова, которые указывают переход от одной законченной  мысли к другой.

13.Выберите одно из трёх предложений, являющихся переходным от введения к информационной части (от информационной части к заключению).

14.Введите в текст дополнительные слова, указывающие на смысловой переход от одной мысли к другой.

15.Найдите и исправьте ошибки в связи данных предложений.

16.Составьте план текста. Найдите в тексте вводные словосочетания и связующие предложения.

17.Прочтите отрывок текста, выпишите средства межфразовой связи и определите логико-смысловые отношения между предложениями, которые ими выражаются.

18.Проследите, как развивается тема первого абзаца в последующих, разделяется ли она на подтемы. Скажите, как это иллюстрируется ключевыми словами, местоимениями, их замещающими, или словами-эквивалентами.

19.Просмотрите ещё раз первые четыре абзаца. Проследите, как развивается в них главная тема. Установите, за счёт чего осуществляется единство абзацев в этом отрывке текста.

20.Обратите внимание на…и….абзацы, назовите средства связи между ними. Определите функцию … абзаца.

Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомы слова, не влияющие на понимание общего смысла.

  1. Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимание не обращая внимание на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми слова.
  2. Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.
  3. Вычеркните из данных предложений (абзацев) слова, несущие незначительную смысловую нагрузку.
  4. Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова, несущие смысловую нагрузку.
  5. Прочтите абзац (текст) и постарайтесь понять его без словаря.
  6. Прочтите…абзац текста и, не обращая внимания на незнакомые слова, найдите в нём предложения, содержащие основную информацию.

Упражнения на выделение и понимание структурно-смысловых компонентов текста.

  1. Проанализируйте структуру каждого абзаца, выделяя и называя все виды предложений, входящих в каждый абзац.
  2. Установите, сколько раз повторялась главная мысль в тексте. Скажите, в каком структурном компоненте текста она формулируется.
  3. Сформулируйте главную мысль текста, ориентируясь на приведённую аннотацию.
  4. Установите, в какой из приведённых пар предложений объясняется причина события. Укажите слова, используемые для этого в тексте.
  5. Найдите и подчеркните конструкции, перевод которых даётся под чертой
  6. Укажите предложение из приведённых ниже в котором можно заменить подчёркнутые в тексте конструкции
  7. Соедините предложения с помощью подчинительных союзов.
  8. Определите и отметьте в тексте одну или несколько синтаксических конструкций, выражающих качество предмета.
  9. Попытайтесь определить структурные компоненты прочитанного текста: заглавие, подзаглавие, головные строки, зачин, информационную часть, концовку, вывод.
  10. Определите компонент текста (заглавие, подзаглавие…), который наиболее точно выражает его главную тему.
  11. Установите, верно ли указана в тексте граница основной части, если нет, исправьте ошибку.
  12. Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку).
  13. Проверьте, правильно ли обозначена в тексте граница концовки. Дайте свой вариант, если это необходимо.
  14. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
  15. Прочтите текст, обратите внимание на чертеж (иллюстрацию) и его заглавие.
  16. Отметьте заглавие из перечисленных ниже, которое лучше всего отражает основную мысль текста.
  17. Прочтите текст и постарайтесь определить его тему. Используйте в качестве ориентиров заглавие, головные строки, фотографию, термины – интернациональные слова.
  18. Попробуйте определить тему текста по иллюстрации.
  19. Назовите структурные компоненты текста, в которых формируется его тема (заглавие, подзаглавие, головные строки, зачин, информационная часть, концовка).
  20. Отметьте номер абзаца, в котором выражена следующая мысль.
  21. Выберите из данных ниже предложения, которые дополняют содержание краткой информацией.
  22. В каждом абзаце определите ключевое предложение. Найдите абзац, который содержит основную мысль всего текста.
  23. Назовите основные структурные части данного текста. Скажите, в каком из структурных компонентов текста выражена его главная мысль.

Упражнения на прогнозирование содержания текста.

  1. Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.
  2. Внимательно посмотрите на фотографию/рисунок. Используя этот ориентир, попытайтесь догадаться, о чем пойдет речь в тексте.
  3. Прочтите текст до указанного листа. Скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочтите текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
  4. Прочтите заключительные абзацы текста и, основываясь на их содержании, скажите, о чем идет речь в тексте. Прочтите весь текст и проверьте себя.
  5. Прочтите отмеченные преподавателем  абзацы текста. Скажите, какие события описаны в тексте. Прочтите весь текст, скажите, правильным ли оказалось ваше предположение.
  6. Прочтите текст до указанного места. Выскажите предположение о том, какие аспекты проблемы рассматриваются во второй части текста. Прочтите текст до конца и отметьте случаи, когда ваша догадка оказалась правильной.
  7. Прочтите вводный абзац текста  и выскажите предположение о возможной структуре и проблематике материала. Прочтите текст, проверьте свои предположения.
  8. Выскажите предварительные суждения о теме текста под заглавием.
  9. Ознакомившись с заглавием текста, прочитайте первый абзац. Основываясь на полученной информации, предположите, о чем пойдет речь в тексте.
  10. Скажите, по каким словам предложенных заглавий можно установить, что речь идет о …
  11. Прочтите вводный абзац текста и постарайтесь предсказать его возможную структуру и проблематику.
  12. Прочтите заглавие, просмотрите текст и установите, как развивается тема:
  • Индуктивно;
  • Дедуктивно.

Прочитайте текст, сверьте свои предположения.

На текстовом этапе рекомендуется использовать следующие методические приемы, задания и упражнения: выведение значения, вопросно-ответную работу, узнавание языковых единиц, приведение в соответствие и сорасположение фрагментов, выполнение инструкций, сравнение способов выражения, конспектирование, завершение и заполнение предложений, принятие решений и решение задач, проблемные ситуации и задания.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
  • ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
  • Кроме того, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Упражнения на выделение смысловых вех в тексте и понимание единичных фактов.

  1. Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную (главную) информацию.
  2. Прочтите заглавие и первый (последний) абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.
  3. Прочтите текст до конца. Найдите в абзаце предложение, содержащие аргументацию главной мысли предшествующего абзаца.
  4. Прочтите абзац (текст) и назовите слова, которые, на ваш взгляд, несут наибольшую смысловую нагрузку.
  5. Прочтите заглавие текста, которое представляет собой вопрос. Скажите, что на ваш взгляд, заставило автора вынести вопрос в заглавие текста.
  6. Прочтите абзацы. Обратите внимание на первые предложения каждого абзаца, т.к. они выражают главную мысль абзаца.
  7. Прочтите абзац. Скажите, где (когда) происходит описываемое событие. Добавьте ориентирующие слова.
  8. Прочтите внимательно абзацы. Выберите для них заглавия (варианты даются).
  9. Прочтите два текста и скажите, чем они отличаются друг от друга в освещении одной и той же проблемы.
  10. Выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают…
  11. Прочтите текст и назовите два основных вопроса, которые обсуждаются в нем.
  12. Рассмотрите чертеж. Прочтите текст и скажите, какие данные чертежа не нашли отражение в тексте.
  13. Прочтите текст, с тем чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.
  14. Отметьте предложения, соответствующие содержанию текста.
  15. Скажите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста.
  16. Укажите номер абзаца, в котором выражена следующая мысль (Мысль сформулирована на русском языке).
  17. Укажите номер предложения, наиболее полно соотносящегося по смыслу с заглавием.
  18. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
  19. Прочтите текст (абзац) и сформулируйте основной вопрос, который обсуждается в нем.
  20. Найдите (зачитайте, запишите) главные факты текста.

Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста:

  1. Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
  2. Прочтите абзац и скажите, в каком предложении направление мысли автора изменяется.
  3. Прочтите следующие абзацы и укажите те из них, в которых вторая часть противоречит первой.
  4. Прочтите текст (абзац) и скажите, какое из содержащихся в нем предложений лишнее (не имеет отношения к данному тексту).
  5. Перегруппируйте предложенные пункты плана в последовательности, соответствующей содержанию прочитанного текста.
  6. Прочитайте текст и скажите, на сколько частей можно условно разделить его, чему посвящена каждая отдельная часть.
  7. Прочтите текст и скажите, какие из данных утверждений вытекают из содержания текста.
  8. Найдите главные мысли в тексте, ориентируясь на аннотацию к тексту. (Приводится на родном языке).
  9. Составьте к тексту письменно … тезисов на родном языке.
  10. Составьте список вопросов к тексту.
  11. Подготовьте план пересказа текста.
  12. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
  13. Найдите в тексте предложения, в которых содержатся:
  • основная информация;
  • уточняющая информация;
  • подтекст.
  1. Прочтите текст. Ответьте на вопросы к нему. Прочтите еще один текст по той же проблеме. Укажите общее и разное в их содержании.
  2. Выделите цифры, цитаты, даты в тексте. Предположите вначале, в связи с чем автор может их привести. Прочтите текст, проверьте свои предположения.
  3. Прочтите текст, дополните приведенные утверждения предложениями из текста.
  4. Подтвердите достоверность суждений о …
  5. Сравните точки зрения, изложенные в тексте.
  6. Прочтите текст. Выберите из предложенных заглавий наиболее соответствующее содержанию.
  7. Прочтите часть текста (на карточке). Найдите карточку с продолжением текста.
  8. Прочтите данные вразброс части рассказа (предложения, абзацы). Обсудите в группе порядок их следования, соедините части, чтобы получился связный рассказ.
  9. Найдите в тексте аргументы, подтверждающие…
  10. Найдите в тексте основные положения. Прочтите их вслух, соединяя различными средствами связи таким образом, чтобы получился связный рассказ.
  11. Приведите факты из текста, подтверждающие… (опровергающие…); укажите предложения характеризующие…
  12. Напишите предложения в последовательности; отражающей события в тексте.
  13. Скажите, какие из следующих предложений могут служить заглавиями частей текста, укажите их последовательность.
  14. Исправьте предложенный план текста.
  15. Составьте к тексту вопросы, ответы на которые могли бы служить планом пересказа текста.
  16. Укажите абзац из предложенных после текста, который мог бы служить его продолжением.
  17. Скажите, какая из аннотаций или какое из резюме, предложенных ранее, передают основное содержание текста наиболее адекватно.
  18. Прочитайте  текст. Сверьтесь с планом. Проверьте, правильно ли вы поняли основные положения текста.
  19. Составьте из абзацев связный текст.
  20. Найдите в каждом абзаце предложения, уточняющие смысл выделенных предложений.
  21. Проследите за развитием сюжета текста от абзаца к абзацу, опираясь на информационные центры.
  22. Изобразите в виде схемы (диаграммы) основные положения текста.
  23. Прочтите несколько абзацев текста и выделите предложения, выражающие повторение одной и той же мысли или выражающие контрасты и противопоставления фактов.
  24. Прочтите текст. Найдите в нем две части.
  25. Прочтите текст и заполните его денотатную карту. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок).
  26. Расположите в логической последовательности следующие предложения, отражающие основные факты текста.

Упражнения на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое.

  1. Перечислите содержащиеся в тексте факты, которые могут служить доказательством каждого из следующих утверждений.
  2. Прочтите приведенные словосочетания из текста и определите, отражают ли они логическую последовательность событий текста. Если нет, расположите их правильно. Подберите дополнительные словосочетания, которые понадобятся для пересказа текста.
  3. Прочтите вслух предложения из текста, которые объясняют название его темы.
  4. Сформулируйте идею текста.
  5. Прочтите текст, отметьте факты, на основании которых автор делает главные выводы.
  6. Сократите текст за счет подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
  7. Поясните главную мысль текста своими словами.
  8. Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
  9. Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что …
  10. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированости умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

На послетекстовом этапе обучаемым предлагаются следующие задания:

  • выразить свое отношение к предмету или теме текста;
  • соотнести со своим собственным опытом;
  • обсудить и аргументировать различные интерпретации текста;
  • выполнить различные трансформации текста – драматизировать его, представить в форме ролевой игры, интервью с писателем;
  • создать новый текст по аналогии, более детально разработать или расширить его тематическое содержание;
  • выразить свое отношение к тексту или проиллюстрировать содержание текста эпизодами из собственной жизни, а также журнальными фотографиями;
  • перестроить или воссоздать текст по ключевым словам;
  • написать резюме;
  • использовать текст для изучения грамматики и лексики, найти синонимы и антонимы и т.д.

Упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста:

  1. Прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста.
  2. Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.
  3. Ответьте на вопросы к тексту.
  4. Выберите правильный ответ на вопрос к тексту из нескольких данных.
  5. Составьте план прочитанного текста.
  6. Расположите смысловые части текста в логической последовательности.
  7. Перескажите текст на родном языке.
  8. Обобщите понятую вами информацию в виде резюме, используя клише.
  9. Поясните данный к тексту чертеж.
  10. Составьте резюме (реферат) прочитанного текста (можно на родном языке).
  11. Составьте денотатную карту прочитанного текста и поясните ее.
  12. Составьте тезисы к прочитанному тексту.
  13. Составьте вопросы к тексту.

Упражнения на определение коммуникативного намерения автора и основной функции текста.

  1. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. (Предлагается несколько вариантов ответа, из которых следует выбрать правильный).
  2. Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
  3. Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей.
  4. Определите основное коммуникативное намерение автора текста (сообщить новую информацию, оценить (прокомментировать) событие или факт, убедить в чем-либо читателя, оказать на него воздействие).
  5. Определите доминирующее намерение автора и сопутствующие мотивы.
  6. Соотнесите смысловые части текста и его функции (сообщение, оценка, убеждение, воздействие и т.п.).
  7. Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, одиночная, воздействующая или функция убеждения).

Упражнения на развитие умения выражать одиночные суждения о прочитанном:

  1. Выразите свое отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
  2. Скажите, что было бы для вас особенно интересно узнать из текста и почему.
  3. Прочитайте вслух предложения, которые объясняют заглавие текста.
  4. Скажите, с какими из изложенных в тексте положений вы не согласны и почему.
  5. Укажите факты и сведения из текста, которые были вам уже известны.
  6. Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в данном тексте.
  7. Поясните, в чем вы видите расхождения в подходе авытора данного текста и авторов учебника, которым вы пользуетесь.
  8. Назовите другие статьи по этой проблеме, которые вы читали.
  9. Составьте вопросы, по которым вы бы хотели получить информацию по теме из литературы, изданной за рубежом.

Выводы.

Чтение как вид речевой деятельности может быть успешным тогда, когда у учащихся будут сформированы речевые навыки чтения и умения читать. К таким умениям относят умения оперирования языковым материалом, умения, связанные с пониманием смысла текста. Эти умения  должны быть сформированы при обучении ознакомительному чтению на иностранном  языке.

Работа по обучению чтению текстов делится  на три этапа:

  • до чтения (pre-reading activities);
  • в процессе чтения (while-reading activities);
  • после чтения (post-reading activities).

Формирование умений ознакомительного чтения происходит в ходе выполнения заданий на каждом из указанных этапов.

Заключение.

Умение читать закладывается у учащихся с начальных классов, когда преподаватель уделяет огромное внимание ритму, интонации, произношению.  Мы должны сформировать прочный навык выразительного чтения именно на этом этапе. В дальнейшем требования к чтению снижаются, но не сводятся на нет. На среднем и старшем этапах обучения задачи, предъявляемые к чтению другие: извлечение информации из прочитанного текста. Учащийся должен уметь извлечь информацию, различая в текстах разнообразные виды связи, тематические слова, а также грамматические структуры. Читая тексты, которые часто относятся к разному виду или роду, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассуждения, видят как начинается текст и чем он заканчивается. Они видят, как строятся высказывания. Работа над текстом длительная, состоящая из трех этапов, на каждом из которых необходимо выполнить различного рода задания. Только после того, как мы научим детей анализировать текст подобным образом, только тогда можно сказать, что они поняли содержание, вникли в смысл текста.

Проблема совершенствования умений и навыков чтения на иностранном языке привлекает методистов различных школ и направлений.

Большое значение я придаю индивидуализации обучения, осуществляемой за счет:

  1. Последовательности обучения, которое начинается с овладения чтением текстов, соответствующих уровню индивидуальной подготовки каждого учащегося.
  2. Работы с такими учебными материалами, которые отвечают интересам учащихся.
  3. Получения при необходимости консультации у преподавателя.
  4. Соревнование между собой.
  5. Изучения литературы по исследуемой проблеме.
  6. Изучение опыта работы учителей иностранного языка.
  7. Наблюдение уроков английского языка в старших классах гимназии № 2 города Георгиевска.


Список используемой литературы.

1. Гез Н. И., Ляховский М. Д.

Методика обучению иностранным языкам в средней школе. М. – 1982 г.

2. Зимняя И. А.

Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М. – 1985 г.

3. Клычникова З. И.

Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М. – 1983 г.

4. Городничев М. Д.

Лингвистика текста и обучением ознакомительному чтению в средней школе.  Пособие для учителя. Просвещение - 1987 г.

5. Настольная книга преподавателя иностранного языка.

Минск. Высшая школа -1997 г.

6. Лассов Е. И.

Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.

М., «Русский язык» - 1989 г.

7. Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н.

Личностгное чтение. М., ИЯШ, № 1 – 1994 г.

8. Фоломкина С. К.

Методика обучения чтению на иностранном языке в средней школе, АДД, М. - 1974  г.

9.  Фоломкина С. К.

Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.

М. «Высшая школа» - 1987  г.

10. Фоломкина С. К.

Обучение чтению

М.  - 1980  г.


Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, его цель, практическая ценность, задачи и методы исследования.

В Главе 1 я рассматриваю особенности чтения как вида коммуникации и текста как единицы этого вида общения, виды чтения и трудности понимания текстов.

Глава 2 посвящается разработке технологии обучения ознакомительному чтению: выделены основные умения и определены приемы работы по формированию умений ознакомительного чтения.

В Заключении излагаются основные положения данного исследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год....

План работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" на 2013-2014 учебный год

План работы МО учителей иностранного языка на 2013-2014 учебный год...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

План работы МО учителей иностранных языков МБОУ "Школы-гимназии" г. Ярцева Смоленской области

План работы МО учителей иностранных языков школы на 2017/2018 учебный год...

Внеклассное мероприятие по английскому языку «Через века, через года помните!» 8 класс. Учителя английского языка МБОУ «Гимназия г.Алдан» : Иванцова Т.Ю.

Урок рассчитан на обучающихся старших классов. Может быть использована для проведения урока или внеклассного мероприятия. Данная разработка предлагает решить проблему патриотического воспитания на зан...