Организация работы в группе на уроке испанского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся
методическая разработка (8 класс)

Групповое общение на уроке иностранного языка можно рассматривать как технологию, которая повторяет по своей природе социальное поведение учащихся в жизни.

Чтобы создать благоприятные условия для осуществления данного вида работы в процессе обучения, нужно, прежде всего, научиться организовывать иноязычное общение учащихся на уроке. Речь идет не только о говорении, а о взаимодействии всех видов речевой деятельности. Например, учащиеся начинают с прослушивания или чтения текста индивидуально, затем обсуждают его содержание в парах (группах). Письменная речь (составление плана, отзыв) также может быть задействована.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_v_gruppe.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Балутина Т.А., учитель испанского языка

                                                              ГБОУ школа ? 300 Центрального района

                                                              Санкт-Петербурга

Организация работы в группе на уроке испанского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся


        Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

        Принципиальным отличием  современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

        Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

        Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

        Перемены, происходящие в современном обществе нашли свое отражение в современном стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

        Групповое общение на уроке иностранного языка можнорассматривать как технологию, которая повторяет по своей природе социальное поведение учащихся в жизни.

Чтобы создать благоприятные условия для осуществления данного вида работы в процессе обучения, нужно, прежде всего, научиться организовывать иноязычное общение учащихся на уроке. Речь идет не только о говорении, а о взаимодействии всех видов речевой деятельности. Например, учащиеся начинают с прослушивания или чтения текста индивидуально, затем обсуждают его содержание в парах (группах). Письменная речь (составление плана, отзыв) также может быть задействована.

        Общение в парах и группах увеличивает долю взаимодействия учащихся в режиме «ученик - ученик» и уменьшает работу в форме «учитель - класс».

Обучение, основанное на групповом общении, ставит учащегося в центр процесса обучения и ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ учащегося - реакция (оценка) учителя.

        Групповое общение создает в классе благоприятную атмосферу, способствующую личному участию каждого ученика. К тому же учитель, который переходит от группы к группе, может больше помочь учащимся в лингвистическом плане, чем в традиционном обращении к классу и учащимся с учительского места.

        Однако обучение, основанное на групповом общении, часто вызывает трудности организационного и психологического характера, и преподаватели предпочитают использовать другие формы работы, почему появилась необходимость ликвидировать трудности организации группового общения на уроках иностранного языка и предложить пути их преодоления.

1. Неготовность учащихся к данной форме работы на уроке (они приводят к традиционной форме общения учитель-ученик).

2. Языковая неподготовленность учащихся к групповому общению (нерешимость использовать живой разговорный язык, в то время как учитель сам его использует).

3. Непонимание учащимися своей речи в процессе общения.

4. Боязнь учащихся говорить на разговорном языке в присутствии других.

5. Возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе.

6. Выполнение заданий учащихся в разное время внутри группы, т.е. одни учащиеся выполняют задания раньше и начинают мешать другим.

Эти трудности, безусловно, присутствуют, но можно  предложить пути их преодоления.

1. Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах.

2. Сюжеты и ситуации для диалогов должны быть разнообразны, интересны учащимся и побуждать их к общению.

3. Преподавателю необходимо иметь под рукой необходимый вспомогательный материал, который поможет учащимся облегчить процесс общения (карточки с заданиями, карточки для организации ролевых игр, словарь, элементы костюмов и так далее). Весь этот инструментарий должен быть подготовлен заранее.

4. Постепенный переход от назначения учителем партнера для общения к свободному выбору его самим учащимся. Для этого необходимо свободное передвижение по классу.

5. Прежде чем переходить к групповому общению в режиме «ученик - ученик», учащиеся должны привыкнуть к этому общению, так как в учебных условиях они более удобно себя чувствуют в режиме общения «учитель - ученик».

6. Как только учащиеся привыкнут к общению в парах, можно переходить к организации группового общения, которое следует начинать под руководством учителя (учитель, например, должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся).

7. Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет только негативную реакцию учащихся.

8. Учитель должен четко, ясно и, по возможности, кратко объяснить задание так, чтобы оно было понятно всей группе и каждому члену группы в отдельности. Необходимо также проверить, все ли учащиеся поняли задание, и, если нет, то дополнительно им пояснить.

9. Задания должны соответствовать уровню владения языком каждым учащимся. Если задание трудное в языковом отношении, то учащимся раздаются карточки с лексическими единицами и речевыми образцами.

10. Необходимо определять время для подготовки того или иного задания и четко его соблюдать. Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и при этом предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты. Для тех групп, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания.

11. Во время подготовки групповых заданий учитель должен переходить от одной подгруппы к другой подгруппе, чтобы быть в курсе, как они работают, а также участвовать в общении.

12. Очень важно не прерывать учащихся в процессе общения и обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки преподаватель может отметить для себя, чтобы впоследствии поработать с детьми над ними дополнительно.

  1. Во время контроля или подведения итогов группового общения учителю следует делать акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал, использование жестов, интонация, эмоциональный фон), не обходя вниманием и ошибки.
  2.          В силу своей специфики обучение в сотрудничестве затрагивает вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения, т.к. работая в малой группе, учащиеся могут работать с посильным по объему и сложности материалом, продвигаясь в свойственном каждому ученику темпе.

        Учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

Организация обучения с использованием малых групп сотрудничества позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на этапах формирования и совершенствования навыков, а также в ряде случаев на этапе творческого применения речевого материала.

Литература

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.

  1. 2.Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - ?5.
  2. 3.Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – .2016 –? 6. – 80с.
  3. http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-6949
  4. http://www.uchportal.ru/fgos/pedagogicheskie-tekhniki-razvitiya-uud-u-uchashchihsya-vtoroj-stupeni-obucheniya-6877
  5. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/18/aktivnye-metody-obucheniya-na-urokakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии

Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

Организация работы в группе на уроке математики

Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показы...

Статья "Методика работы с песней на уроке испанского языка"

Тема: Эмоционально-ценностное развитие ребенка через урок иностранного языка.Статья: Работа с песней на уроке испанского языкаПричины эффективности использования аутентичных песен на уроках и принципы...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...