Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
методическая разработка по теме

Григорьева Нина Петровна

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов

Григорьева Нина Петровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин

Каменский филиал АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»

       Актуальность темы обусловлена тем, что проблема повышения успеваемости и отсева студентов является чрезвычайно важной  в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в нашем техникуме, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения.

Успеваемость студентов является важным фактором обучаемости в учебном процессе.

Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов  представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые учебные заведения (вузы, техникумы, лицеи) могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором — стимулирование интеграции студентов в академическую среду.

      Во многих учебных заведениях отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению.

       На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что то или иное учебное заведение  не может обеспечить оптимальные условия обучения.

       При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).

       Отчисления в  большей степени   связаны с академической неуспеваемостью,  хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из стен учебного заведения.

      Являясь куратором в Каменском филиале АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» впервые созданной группы по профессии «Официант, бармен» в 2011-2014 уч. году, я проанализировала отсев студентов на протяжении 2,5 лет обучения.

Оказалось, что из всей численности в 30 человек выпустилось 13 человек, из которых 3 студента -  со справками об окончании пройденного курса.

       В чем причина столь низкого процента численности выпускников?

       Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов было  отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими профессии «Официант, бармен»

        Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.

        Кроме того, был немаловажен и тот фактор отсева студентов, когда в группу ОБ- 21 влились студенты из группы МСР (мастер строительных работ), отнюдь не «родственная», и долгое время не принимаемая  профессия студентами с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). То есть, слабая профессиональная направленность, и низкий уровень учебной мотивации оказались  в ряде причин отсева студентов.

      Сюда можно отнести "семейные обстоятельства" - третья по значимости причина отсева. Под семейными обстоятельствами имеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом в другой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более полно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишь охарактеризовав основные трудности семейных студентов.

      Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20-21 год. В моей группе, а это в основном молодые девушки, которые начинали вступать в брак, либо жить гражданским браком, семейные отношения складывались с 16- 17 лет, что приводило к нежеланию продолжать учебу дальше, либо пытаться «тянуть лямку» учебного процесса, погрязнув долгах за неуспеваемость и плохую посещаемость.

      Многие семейные студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много разного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности, отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требует мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск.

      В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебной дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 3,6%. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты, непрохождение учебной и производственной практик  и т.д.

      В студенческой среде складываются вполне определенные установки в отношении посещения занятий, направленные на перспективное средство повышения успеваемости и предотвращения отсева студентов.

Данные по мониторингу отсева студентов группы 100114.01 по профессии «Официант, бармен» на период с 2011 по 2014 уч. год

Курс/количество человек

Зачислено

Отчислено

Причины «отсева»

студентов

I курс – 18 человек

18

7

1)2 чел.-  перевод в другое учебное заведение;

2)3 человека – академическая задолженность;

3)2 человека – семейные обстоятельства

II курс – 22 человека

11(8 человек из группы МСР; 4 человека – из других учебных заведений)

7

1)2 чел. – семейные обстоятельства;

2)5 человек – академическая задолженность

III курс – 15человек

15

1

1) 1 человек – академическая задолженность

ВСЕГО: 30

15

15

Из таблицы видно, что численность студентов на момент выпуска составила 50% (причины указаны).

     Я попыталась провести в группе соцопрос, включающий  следующие установки:

  1. Необходимо посещать все занятия

А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

1.

  1. Достаточно посещать лишь интересные и важные занятия

А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

  1. Необходимо посещать только занятия, непосредственно связанные лишс будущей профессией

А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

  1. Самое лучшее – это введение свободного посещений занятий

А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

  1. Необходимо практиковать занятия по индивидуальному плану

А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом


          Ответы самые разные, в зависимости от индивидуального характера личности студента, уровня воспитанности и способностей.

    Пятая причина отсева: отчисление студентов за правонарушения. Среди нарушителей общественного порядка и совершивших другие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3 преобладают студенты I и II курса.

      Как показывает статистика, из материалов СМИ, активно употребляющих алкогольные напитки несколько больше среди студентов технических специальностей — 39,3%, 31,8 — среди гуманитариев, 29,0% — среди естественников.

       Частота употребления алкогольных напитков тесно связана также с нравственными установками и принципами. Проведенные классные часы и индивидуальные беседы  со стороны куратора, социального педагога, психолога, представителей охраны и правопорядка по темам – «Молодежь и наркотики», «Пьянство и алкоголизм», «Ваше здоровье», «Семейные ценности», «О вреде курения и злоупотребления алкоголя» и другие  давали эффект на непродолжительное время. Студенты не изменяли своим принципам и были отчислены из учебного заведения.

      Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов.

Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами.

На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на I курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т.д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход.

      Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга.

       На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:

        1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства.

2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе.

3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки).

4. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.

5. Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией.                  Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.

6. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах.

7. Введение слабого студента в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе.

8. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу).

9. Оказание помощи в профессиональном самоопределении студентов, осуществление психологической коррекции личности студента при компромиссном выборе профессии.

       Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.

        Таким образом, индивидуальный подход,  является высокодейственным средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов.

        Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может появиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеют психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. - 338 с.
  2. Андреева Д.А. Профессиональная адаптация студента / Д.А. Андреева // Молодежь и образование. М., 2006. - С.65
  3. Интернет сайт www.p-lib.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2020г

Приказ № 544-0    О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2020г...

Приказ №624-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2021г

Приказ №624-0  О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам 2021г...

Приказ № 544-0 О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам

Приказ № 544-0  О работе предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады  по общеобразовательным предметам...

Приказ № 753-0 о работе предметно-методической комиссии 2022г

Приказ № 753-0 о работе предметно-методической комиссии 2022г...