Образовательная программа факультативного курса «ГИД-ПЕРЕВОДЧИК»
рабочая программа (10, 11 класс) на тему

Постоева Вероника Игоревна

Факультативный курс,рассчитанный на 2 года обучения,направлен на профессиональное самоопределение учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gid.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

факультативного курса

«ГИД-ПЕРЕВОДЧИК»

(10-11 классы,1час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка

Данный курс предназначен главным образом для старших классов школ с гуманитарной ориентацией и является одним из школьных профильно-ориентированных курсов.

В настоящее время многие учебные заведения с гуманитарным уклоном объявляют факультативы в дополнение к обязательному курсу иностранного языка. Базовый курс иностранного языка, при всей его сложности и существующем многообразии учебных пособий, не всегда удовлетворяет различным потребностям учащихся, что и является объективной основой для разработки профильно-ориентированных, факультативных курсов по выбору. Как показывает практика, одним из наиболее востребованных является курс гидов-переводчиков.        

           

Цель и задачи курса

Данный курс можно условно подразделить на две части: гидовскую (информационную) и переводческую (практическую). В каждой из них решается целый комплекс задач в свете формирования коммуникативной компетенции и билингвизма.

Курс построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких, как история России и мира в целом, МХК, литература, иностранный язык, риторика, а также курс перевода, который редко присутствует не только в школьных, но и в вузовских учебных программах.

Междисциплинарная основа курса призвана соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам общения. Так, гидовская часть курса предусматривает обобщение знаний по истории и культуре отечества, включая основные вехи развития и связанные с ними имена, даты, факты, события. Здесь же формируются или системно повторяются базовые знания об основах русской церковной архитектуры, живописи, музыки, влиянии верований на светскую и духовную жизнь России.

Однако, для формирования как переводческих навыков, так и билингвизма в целом необходимо изучать культуру родной страны в сравнении другими культурами и культурными моделями. Поэтому в данном курсе проводится ознакомление с основными религиями мира и христианскими церквями Европы и Америки. Все эти сведения необходимы гидам - переводчикам, работающим с группами англоязычных туристов.

Данный курс рассматривает специфику экскурсий по Нижнему Новгороду и на конкретном примере показывает работу гида-переводчика.

Помимо решения образовательных задач, данный курс может иметь большое воспитательное и развивающее значение. Направленный на эмоционально-чувственное восприятие родной культуры, ее переживание через создание различных образов, данный курс может способствовать преодолению излишне рационалистического подхода к обучению. Курс ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения, осознание значимости отечественной культуры и ее вклада в мировую культуру. В рамках курса поощряется посещение музеев и исторических мест, участие в экскурсиях и их самостоятельное проведение и т.д.

Данный курс также призван развивать навыки исследовательской работы. Для этого в рамках курса широко используются проектные формы работы, совместное обсуждение проблем, дискуссии и диспуты, подготовка докладов и сообщений. Всё это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное, совершенствовать различные формы записи (как при получении информации со слуха, так и при чтении материалов), составлять учебный конспект, делать устные доклады и сообщения.

Практическая часть курса связана с развитием речи обучаемых на русском и иностранном языках, а также с умением взаимодействовать с аудиторией. Трудно представить себе гидов, а тем более переводчиков, которые не умеют свободно, ясно, чётко и образно выражать свои мысли, учитывать особенности аудитории и адаптировать свою речь применительно к условиям общения, грамотно аргументировать свою точку зрения.

Развитие навыков устно-речевого общения тесно перекликается с задачами формирования навыков перевода.

Одной из важнейших задач курса является формирование механизма девербализации, или умения отойти от формальных признаков конкретных слов, запомнить основное содержание сообщения и передать его иными словами.

Переводчикам и гидам необходимо развивать механизмы аудирования, включая механизмы речевого слуха, памяти, вероятностного прогнозирования и артикулирования. Для дальнейшего развития указанных навыков в контексте перевода используются такие задания, как:

  1. прослушивание текста с одновременным проговариванием его за диктором на том же языке;
  2. прослушивание текста и воспроизведение его содержания по памяти без каких-либо опор;
  3. выделение смысловых единиц сообщения с помощью ключевых или рельефных слов с последующим воспроизведением первоначального текста.

Для переводчиков необходимо формировать механизмы трансформации.

В теории и практике обучения переводу выделяют следующие трансформации:

А) Лексические и семантические трансформации.

Здесь предлагается использовать следующие виды заданий:

  1. толкование слов;
  2. изучение слов с различным объёмом значений и коннотативными особенностями;
  3. проведение синонимических/антонимических замен;
  4. передача информации иными словами, использование описательного и антонимического переводов;
  5. конкретизация понятий (от широкого к узкому, от общего к частному);
  6. генерализация понятий (от узкого к широкому, от единичного к общему).

Б) Грамматические трансформации с безусловным сохранением инварианта.

Все перечисленные упражнения теснейшим образом перекликаются с курсом риторики, особенно с одним из его разделов – речевыми ошибками и работой по их исправлению. Одновременно отрабатываются навыки произношения и ударения, правильного выбора слов с учётом особенностей значения, лексической сочетаемости, управления в предложении и стилистической окрашенности.

Формирование механизма переключения предполагает выполнение таких заданий, как:

  1. группировка слов и словосочетаний по семантическим полям на двух языках;
  2. смешанный перевод выбранных лексических единиц в убыстряющемся темпе;
  3. группировка разговорных клише, вводных конструкций в рамках разговорного этикета и перевод их вразброс;
  4. чтение смешанных текстов на двух языках и их перевод со слуха;
  5. перевод выступлений товарищей с одного языка на другой и т.д.

К чисто практическим задачам курса следует отнести и практическое освоение таких разделов курса риторики, как умение владеть голосом, взаимодействовать со слушателями, работать над композицией речи, использовать различные приёмы изложения мысли и аргументации; способы достижения словесной наглядности и выразительности.

Принципы построения курса

Материалы курса отбирают с учетом следующих принципов:

  1. постоянного речевого взаимодействия;
  2. избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;
  3. компаративности языков и культур;
  4. одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности.

В курсе предусматривается широкое использование проектных форм работы, создание  презентаций, составление экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий по достопримечательностям Нижнего Новгорода для зарубежных гостей гимназии.

Продолжительность курса.

Формы проведения занятий

Курс рассчитан на 68 часов. Занятия проводятся в 10-11 классах  по 1 часу в неделю. Сокращение количества часов происходит за счет уменьшения количества семинарских занятий и отсутствия экзамена за курс обучения.

Основными формами проведения занятий являются лекции, лекции-беседы и семинары с использованием активных методов, коммуникативных приемов обучения, а также  с  широким использованием информационно-компьютерных технологий.

Формы контроля

В зависимости от условий и характера аудитории преподаватель может варьировать формы и виды контроля, используя:

1) вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

2) выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста;

3) перевод;

4) микродоклады и сообщения;

5) тестовые задания на аудирование /чтение/ лексико-грамматические трансформации;

6) проектные задания, выполняемые в устной и письменной форме;

7) экскурсии;

8) зачёт.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • готовность и способность к образованию и самообразованию  на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

 

Метапредметные результаты:

  • · умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках  ностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
  • · сформированное индивидуальное мировоззрение, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры, осознание значимости  отечественной культуры и ее вклада в мировую культуру.

Предметные результаты:

  • знание социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке и культурного наследия стран изучаемого языка;
  • овладение умением представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различие в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  • овладение навыками перевода с одного языка на другой;
  • овладение умением свободно, четко и образно выражать свои мысли, взаимодействовать со слушателями, владеть своим голосом, работать над композицией речи, использовать различные приемы изложения мысли и аргументации.
  • обобщение знаний по истории и культуре отечества, включая основные вехи их развития и связанные с ними имена, даты, факты, события, а также знаний об основах русской, музыки церковной архитектуры, живописи. 

Тематическое планирование курса 

(68 часов)

Название темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Введение. Что
  мы знаем о работе гида-переводчика.

2

1

1

Раздел  I  Что нам важно помнить из курса риторики.

18

6

12

Тема 1.  Что лежит  в основе языковых ошибок и как их избегать
  в речи

4

2

2

Тема 2.  Как готовиться к
  выступлению. Композиция речи

8

2

6

Тема 3.  Искусство  взаимодействия со слушателем

6

2

4

Раздел II  Система верований и ее влияние на формирование  культуры.

14

6

8

Тема 4.  Языческие верования Древней Руси. Ранние религиозные мифы различных стран и культур.

6

2

4

Тема 5. Принятие христианства на Руси, предпосылки и последствия. Распространение христианства .  Другие монотеистические религии мира.

8

4

4

Раздел III Основные вехи средневековой истории России

14

6

8

Тема 6. Этапы становления Руси. Роль монастырей и городов в развитии культуры.

14

6

8

Раздел IV Искусство средневековой Руси.

20

8

12

Тема 7.  Развитие зодчества на Руси. Храмы Нижнего Новгорода.

8

2

6

Тема 8. Изобразительное искусство средневековой Руси. Мозаика- фреска- икона.

6

2

4

Тема 9 Архитектурный ансамбль Московского Кремля как собирательный образ русской истории и культуры. Нижегородский Кремль.

6

2

4

Итого

68

27

41

Содержание программы учебного курса

Введение. Что мы знаем о работе переводчика (2 часа).  

Определение терминов. Речевые навыки и речевые умения.

Тема 1. Что лежит в основе языковых ошибок и как их избегать в речи (4часа).

Фонетические нормы речи. Лексико-грамматические особенности текста. Разное и общее в грамматике русского и английского языков. Правила произношения, ударение, лексическая сочетаемость. Словарный запас.

Тема 2. Как готовиться к выступлению. Композиция речи (8 часов).

Культура России во взаимодействии с культурами других стран. Влияние истории и культуры России на ход мировой истории. Практика чтения. Требования к композиции речи. Этикетные формы приветствия. Практика написания эссе. Отработка речевых умений в упражнениях. Подготовка мини-выступлений по теме «Бытовая культура Средневековой Руси»

Тема3. Искусство взаимодействия со слушателем (6 часов).

Слова и их дефиниции.  Средства выразительности речи.  Практика комментирования текста. Практика монологических высказываний.  Приемы  эмоционального  воздействия. Подбор аргументов и контраргументов в защиту различных точек зрения.

       Тема 4. Языческие верования Древней Руси (6 часов).

          Языческие традиции древней Руси. Поиск ключевых слов в тексте. Практика работы с текстом. Совершенствование навыков устной речи. Функции мифов и легенд в обществе. Языческие верования различных народов.

Тема 5. Принятие христианства на Руси (8 часов).

 Появление христианства. Последствия принятия православия на Руси. Эквиваленты устойчивых фраз и выражений. Практика перифраза. Религии мира. Практика работы с текстом. Монотеизм и двоеверие. Подготовка презентаций «Мировые религии».

Тема 6. Этапы становления Руси. Роль монастырей и городов в развитии культуры (14 часов).

 Основные вехи развития мировой средневековой культуры. Монастыри, облик и устройство. Влияние монастырей на развитие городов. Возникновение средневековых городов. Трансформация и перифраз. Практика синхронного перевода. Совершенствование навыков пересказа по ключевым словам. Практика работы с текстом. Совершенствование лексико-грамматических навыков. Формирование навыков работы с текстом. Нахождение и исправление ошибок. Мини-доклады в контексте взаимообучения и контроля. Проектная работа «Монастыри Нижнего Новгорода». Составление рецензии на презентацию.

Тема 7. Развитие зодчества на Руси. (8 часов).

 Развитие деревянного храмового зодчества на Руси.  Практика перевода. Техника описания древних сооружений. Термины и способы подбора эквивалентов. Архитектурные школы Древней Руси. Развитие навыков перифраза при переводе текста. Практика работы с текстом. Проектная работа «Соборы нижнего Новгорода».

Тема 8. Изобразительное искусство (6 часов).

Составление двуязычного списка слов и словосочетаний к теме «Русская икона». Практика монологических высказываний «Икона – это не картина». Совершенствование навыков ораторского искусства, умения свободно выражать свои мысли. Создание ярких и понятных образов. Использование синонимов при переводе. Практика устной речи. Самобытность русской культуры. Практика перевода. Способы
выражения собственного мнения, аргументации и доказательности. Контроль устной речи.

Тема 9. Архитектурный ансамбль московского Кремля  как собирательный образ русской истории и культуры (6часов).

С чего начать разработку экскурсии. Способы перевода отдельных слов и выражений. Логика проведения экскурсий по Соборной площади Кремля. Грановитая  палата.  Колокольня «Иван Великий», Царь-колокол, Царь-пушка. Разработка экскурсии по Нижегородскому Кремлю.

 

  1. Английский язык: элективный курс «Гид-переводчик»: 10-11ый классы / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.  (Программы общеобразовательных учреждений).
  2. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком. – М.: Стелла, 2004
  3. How To Speak About Art in English: пособие по развитию навыков устной речи / М.М. Фалькович, Е.М. Лебединская, Н.С. Стрелкова, А.Д. Цигельная. – М.: Международные отношения, 2006

 

Дополнительная литература:

  1. Кохтев А.В. Риторика. – М.: Просвещение,2006.
  2. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 2008
  3. Религии мира: пособие для учителя / под ред. Я.Н. Щапова. – М.: Просвещение, 2009
  4. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. – М.: Владос, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Курс "Гид переводчик"

Данный курс создан как дополнительный материал к практическому пособию для изучения достопримечательностей Санкт-Петербурга автора М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург тексты и упражнения"....

презентация к элективному курсу ГИД-переводчик (введение)

Данная презентация создана к учебному пособию Солововой Е.Н "ГИД-переводчик" (ведение)Презентация содержит языковой и информационный материал, тесты, задания и упражнения для развития речи и формирова...

презентация к элективному курсу ГИД-переводчик раздел "Риторика"

Презентация к учебному пособию E. Solovova “GUIDE- INTERPRETER” элективный курс для уч-ся 9 класса. Раскрываются понятия "риторика", "софистика". Здесь можно найти ответы на вопросы:1....

Рабочая программа по курсу ГИД-переводчик на английском языке

Данная программа по курсу «Гид-переводчик по Санкт-Петербургу» предназначена для обучения школьников 10 класса школ с гуманитарной ориентацией и является школьным профильно-ориентированным курсом....

Статья "Экскурсия как вид проектной деятельности в рамках курса "Гид - переводчик"

Статья "Экскурсия как вид проектной деятельности в рамках курса "Гид-переводчик"...

рабочая программа для 10 класса по курсу "Гид - переводчик "(английский язык)

рабочая программа для 10 класса по курсу "Гид - переводчик "(английский язык)...

рабочая программа по курсу "Гид-переводчик" 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Гид-переводчик» для 8 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным    образовательным стандартом о...