Как формировать и развивать речевые компетенции на уроках английского языка
статья на тему

Альбина Хатмулловна Таранова

Основной  целью предмета «иностранный язык»является формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития речевых компетенций на уроках английского языка. Предлагаются  разработки заданий по формированию диалогичесокй речи на уроках английского языка, метод проектов и форомирование такой речевой компетенции, как обучение аудированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_razvite_rk_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие речевых компетенций

на уроках английского языка

Основная цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. Учащимся приходится овладевать речевыми компетенциями в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.

В последнее время приоритетным стало развитие диалогической речи. Кроме того, с введением ЕГЭ и ГИА диалогическая речь  стала объектом итогового контроля.

Для развития  навыков и умений диалогической речи я  пользуюсь элементами технологии коммуникативного обучения, которая предполагает развитие речи через речевые ситуации, максимально приближённых к реальным, так как, оказавшись в нестандартных ситуациях, дети теряются, не всегда понимают речь своего собеседника.

Работу над диалогом провожу через ролевую игру. Основные умения, проверяемые при выполнении этого задания следующие: задать вопросы с целью получения фактической информации, выразить согласие или несогласие, принять решение. В ходе ролевой игры происходит обмен фактической информацией. На выполнение задания отводится не более 2 минут. Здесь же необходимо научить запоминать и выполнять задание в определённое время и озвучить своё решение в ролевой игре. Также в данном упражнении предоставляется возможность отрабатывать порядок слов в прямых и косвенных вопросах через коммуникативные задания.

Предлагаю вам один из вариантов ролевой игры.

"At  a Reception" (Student Card)

You are in a hotel in a foreign country. You want to stay in it for 5 days. You need a spare single room. Ask the receptionist the following questions:

  • If a room is available;
  • If it’s comfortable;
  • If there is a telephone;
  • About the price.

(The teacher will be the receptionist & will begin the conversation.)

"At a Reception" (Interlocutor Card)

You are a receptionist & will begin the conversation.

Interlocutor

Student

- Hello! What can I do for you?

     - Let me see. Yes, we’ve got some rooms.

    - Yes, there is one.

    - It is. There is an air conditioning & a TV set there.

    - Sure.

   -It’s $30 a day. How long are you going to stay?

   - Will you take it?

   -  Fill in the form, please.

   - You are welcome.

- I’d like to stay in your hotel. Are there any spare rooms?

- I need a single room. Have you got any?

- Great! Could you tell me if it’s comfortable?

- Wonderful. Is there a telephone in the room?

- And how much is the room?

- For 5 days.

- Yes, I will.

- Here you are. Thank you.

Более высокого уровня сложности - комбинированный диалог. В него входят: стимул (проблемная ситуация), который погружает ученика в задание и мотивирует на его выполнение; задачная формулировка (инструкция), которая содержит указания учащемуся по выполнению задания; инструмент проверки (карточка для учителя с предполагаемым ответом ученика).

       "Нiking" (Student Card)

  You are hiking. Your friend Alex is behind the group.

  • Come up to him & ask what's wrong;
  • Make sure if his backpack isn't too heavy;
  • Offer your help if necessary.

(The teacher will play the role of your friend. You'll begin the dialogue.)

"Hiking" (Interlocutor Card)

Student

Interlocutor

- Hi, Alex. You're legging back. What's wrong?

- It's a pity. Do you need a hand?

- Here you are. What about your backpack?    Is it very heavy?

- No problem. I'll help you.

- You're welcome.

- I'm very tired. Besides, my leg hurts badly.

- Yes, have you a plaster?

- Yes, it is. I can't carry it myself.

- Thank you very much.

Такие диалоги носят большую коммуникативную направленность и заставляют ученика решать задачи, максимально приближённые к жизненным.

Главные принципы технологии коммуникативного обучения позволяет реализовать и проектная методика. Учащиеся учатся мыслить в коллективе, оценивать себя и участников процесса обучения, высказывать собственное мнение, строить доказательства, делать выводы.

На уроках английского языка мы с ребятами учимся создавать проекты, т.к. именно упражнения, способствующие созданию проекта, имеют интерактивный характер, направлены на взаимодействие учащихся; кроме того, именно проект позволяет учащимся самостоятельно спланировать и реализовать задуманную работу.

Создание проекта приурочивается, в основном, к концу изучения темы, когда учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и грамматических структур для выражения своих мыслей и идей. Класс делится на пары или группы по 3 – 4 человека по интересам. Стараюсь отслеживать, чтобы в группах были и «сильные» и «слабые» ученики. Учитель выполняет роль консультанта. В ходе создания проекта ученик активен, проявляет творчество. Даже самый слабый в языковом отношении ученик имеет возможность проявить свою фантазию и креативность. Проектная работа позволяет учащимся задуматься не столько над языковой формой высказывания, сколько над его содержанием. В своей практике использую мини – проекты, на 1-2 урока и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). В любом случае, важным для проекта является его конечный продукт, который может быть предъявлен в виде рисунка, коллажа, текста. Конечный продукт должен быть представлен другим и конечно же должна пройти защита проекта с последующим оцениванием.  

При работе над проектами соблюдаем следующие этапы:

  • Целеполагание. Выявление проблемы. Выбор групп.
  • Планирование. Сбор информации.
  • Обсуждение первых результатов. Поиск новой информации.
  • Оформление проекта.
  • Защита.

Важное направление в формировании речевых компетенций - обучение аудированию. При формировании и развитии умений слухового восприятия иноязычной речи использую предтекстовые, текстовые, послетекстовые упражнения.

На предтекстовом этапе мы с учащимися определяем тип текста для прослушивания (повествование, реклама, интервью и т.д.); снимаем фонетические и лексические трудности; предлагаются фотографии или рисунки, иллюстрирующие содержание текста; обсуждаются задания к тексту.

На текстовом этапе хотелось бы выделить следующие упражнения:

определите жанр аудиотекста; соотнесите текст с картинкой; соотнесите высказывания с именами говорящих; ответьте на вопросы; выберите верный из множества предлагаемых ответов; заполните пропуски; закончите реплику; определите коммуникативное намерение говорящего и подтвердите своё мнение, опираясь на текст.

На послетекстовом этапе я предлагаю согласиться  или не согласиться с мнением автора; придумать вопросы; продолжить текст; описать личность действующего лица; описать возможные в продолжении текста события.

В последнее время при работе над аудированием практикую выполнение компетентностно-ориентированных заданий. Предлагаю один из вариантов такого задания.

Imagine that you & your mom are tourists in GB. In one of the supermarkets you hear a radio advertisement of a device. Help your mom to understand it.

           Listen to the advert & answer the questions:

  • What is advertised?      
  • Of what firm?              
  • The advantages.

Бланк

Name

Device

Firm

Advantages

Mark

За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 6. Criteria: 6 - Excellent, 5 - Good,3 - 4 - Satisfactory,2 - Bad.

Часть упражнений на аудирование использую и при работе с текстом, т. к. они способствуют не только извлечению информации, но и осмыслению ее, умению сделать вывод. В работе над текстом уделяю внимание и развитию аналитических умений, которые формируются при выполнении различных проблемных заданий: задания обобщающего характера (найдите фразы, факты); задания сравнительного характера (сравните; обоснуйте свой ответ); задания абстрагирующего характера (как вы понимаете фразу? прокомментируйте её); задания по высказыванию самостоятельного суждения с аргументацией (выберите ...; аргументируйте свой выбор); задания на умения делать умозаключение (что нужно сделать, чтобы ...?).

Разнообразие современных педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию на практике. Подойти к выбору технологии необходимо с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край) В последние годы в работе учителей английского языка...

Формирование речевых компетенций в изучении английского языка по УМК Spotlight 9

Аннотация В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средства формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорени...

Развитие речевых компетенций на уроке английского языка

В данной статье представленны речевые задания для уроков английского языка, которые развивают речевые компетенции учащихся. Задания взяты с англоязычных сайтов и привносят в школьную рутину атмосферу ...

Развитие речевой компетенции при обучении английскому языку посредством драматизации.

В методической разработке содержится анализ научно-методической литературы по данной проблеме, рекомендации по развитию речевой компетенции обучающихся посредством драматизации в урочной и внеурочной ...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...