Доклад "Стратегия подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики"
статья по теме

Черноусова Альфира Зинуровна

Опыт работы по подготовке профессиональных кадров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pedchten-2009_k.d.ushinskiy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения, посвященных 185-летию Константина Дмитриевича Ушинского «Перспективное развитие российской образовательно-воспитательной системы, ориентированной на реализацию личностного потенциала в современном обществе», тема Стратегия подготовки профессиональных кадров для реального сектора экономики, И.З.Черноусова

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Таштагольский горный техникум», e-mail: vaganova_v @mail.ru, spotgt @ inbox.ru

Современные социально – экономические отношения, складывающиеся в стране, в Сибирском регионе, повлияли существенным образом на профессиональное образование. Рост конкуренции на рынке труда увеличивает спрос на практикообразующие профессиональные квалификации, многофункциональные умения и навыки. Благодаря реализации Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в целом сформирована система подготовки специалистов среднего звена. Выпускник образовательных учреждений СПО обладает требуемым уровнем ключевых компетенций (технологических, коммуникативных, рефлексивных), что обеспечивает профессиональную мобильность, конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена задача реструктуризации среднего профессионального образования, необходимость решения которой определялась удовлетворением запросов в квалифицированных специалистах для реального сектора экономики, обеспечением доступности, качества и эффективности СПО. От образовательного учреждения  требуется проведение гибкой политики по смене специальностей, идти в ногу со временем, а возможно и опережая его. Стратегия подготовки профессиональных кадров нашла отражение в учебно - воспитательной системе, созданной педагогическим коллективом ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум».

В 2008г. была разработана Программа инновационного развития государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Таштагольский горный техникум» на период 2009-2012 гг.,  реализующая основные направления:

- создание условий для успешного формирования ключевых компетенций будущих специалистов с использованием инновационных педагогических технологий в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;

- создание единой автоматизированной информационной среды в техникуме;

- совершенствование механизмов управления воспитательно-образовательным процессом, управления качеством профессиональной подготовки в рамках реализации системы менеджмента качества;

- обеспечение условий для проектирования системы научно-исследовательской деятельности студентов на основе учебно-научно-производственной интеграции;

- расширение географии социального партнерства с организациями и предприятиями, исходя из реальных потребностей конкретных потребителей образовательных услуг, для реального сектора экономики;

- обновление материально – технической базы в соответствии с современными технологиями, используемыми на предприятиях работодателей.

В тесном сотрудничестве с Администрацией Таштагольского района, Государственным учреждением Центр занятости населения города Таштагола, предприятиями и организациями был проведен мониторинг трудовых ресурсов города, района в период 2006 – 2007 годов. По результатам исследования отмечено в жилищно -  коммунальном секторе профессиональное несоответствие выполняемым трудовым функциям, уменьшение общей численности трудовых ресурсов, значительная доля работников пенсионного и предпенсионного возраста. Проведенные исследования показали, что в 30 % обследованных предприятий, организаций существует проблема обеспеченности квалифицированными кадрами. Дефицит квалифицированных специалистов на рынке труда стал серьезным препятствием для дальнейшего роста экономики Таштагольского  района.

Особо остро встал вопрос дефицита специалистов по направлениям Теплоэнергетика и Электроэнергетика, а именно потребность в теплотехниках, техниках – энергетиках.  По заказу  Администрации Таштагольского района, ГУ Центр занятости населения г. Таштагола в 2008 году в Таштагольском горном техникуме согласно полученной лицензии на право осуществления образовательной деятельности  началось обучение по специальностям 140102 Электрические станции, сети и системы, 140206 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, а также по рабочим профессиям машинист топливоподачи, слесарь по ремонту оборудования топливоподачи,  электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий.

Ведущие специалисты рекомендовали содержание циклов Дисциплины специализации, Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением. Работодатели определили требования к выпускникам специальностей, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда. Рекомендации были учтены при разработке рабочих учебных планов по специальностям 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, 140206 Электрические станции, сети и системы. Для проведения практических, лабораторных работ, занятий по курсовому проектированию, занятий на производстве, производственной практики заключены договоры с электросетевыми компаниями «Южно-Кузбасская энергетическая компания», «Шерегешэнерго», а также с  предприятиями по обслуживанию теплотехнического оборудования и тепловых сетей. Взаимная заинтересованность в качественной  подготовки специалистов стали основой партнерских отношений. Потребители выпускников участвуют  в создании рабочих учебных программ, их рецензировании, составлении рекомендаций по развитию новых информационных форм профессиональной подготовки специалистов.

         В 2010 году планируется получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности еще по трем рабочим профессиям машинист (кочегар) котельной, электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач.

В настоящее время подготовка специалиста для реального сектора экономики, как никогда ранее, требует от выпускника готовности к самостоятельному получению знаний, осмыслению новых научных фактов, способности ориентироваться и принимать решения в сложном динамически меняющемся современном мире. Именно такие компетенции выпускников востребованы на современном рынке труда. Это можно сделать, только обеспечив механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг и предложив им конкурентоспособного специалиста, подготовленного в новых условиях для реального сектора экономики.

Литература

1.Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. -256с.

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

3.Корсаков В.В. Социальное партнерство: аспекты взаимодействия предприятий и учреждений СПО в деле подготовки специалистов. Текст М.: Среднее профессиональное образование, №5, 2007г. – 72с

4.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп.учреждений сред.проф.образования. -  М.:Мастерство, 2001. – 272с.

5.Полякова С.Н. Социальное партнерство в системе профессионального образования. Текст М.: Среднее профессиональное образование, №1, 2007г. – 52с.

6.Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие/М.В.Привезенцев, О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева и др. – М.:Альфа-М, 2007. – 160с.: ил.

7.Череда О.В. Проблемы подготовки практико – ориентированных специалистов в современных условиях. Текст М.: Среднее профессиональное образование, №4, 2007г. – 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКЕ

Презентация может быть использована на уроках географии в 8 - 9 классах....

Презентация по географии. 8 класс. Первичный сектор экономики.

Цель: сформировать представления о составе добывающей промышленности, о типах и видах природных ресурсов и проблемах их использования....

" Вторичный сектор экономики" итоговый тест 9 класс

Итоговый тест по  теме "Вторичный сектори экономики - отрасли, переробатывающей промышленности"...

Третичный сектор экономики

Тест с использованием макросов для проверки знаний по теме...

Тест по теме "Вторичный сектор экономики"

Обобщающее повторение по географии для учащихся 9 класса по теме "Вторичный сектор экономики" (в двух вариантах)...

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Материалы Межрегионального научно-практического семинара «Литература, язык, искусство-основа формирования региональной, национальной и общекультурной идентификации личности учащихся»...

Статья "Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров»

Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров» по направлению - Информатизация учебного процесса...