Статья:"Игра -средство обучения языку"
статья на тему

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

В этой статье я написала не только об играх ,но и о средствах ,помогающих педагогу заинтересовать.детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-angl.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - средство обучения языку.

Как известно большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Эффективность обучения здесь обуславливается в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся, говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание. Любую игру нужно хорошо подготовить и четко организовать. Игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у учащихся чувство удовлетворения и радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. Учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъект учения.

Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Игра может использоваться не только на начальном этапе обучения, но и на других этапах обучения.

Таким образом на начальном этапе обучения можно использовать драматические игры. Драматические игры помогают школьникам овладеть навыком общения. Для учебных целей важно устно связать характер драматической игры с уровнем знания иностранного языка и направить действия учащихся на определенный уровень творческой активности.

На первом этапе обучения творчество ученика проявляется преимущественно в его воспроизводящей активности, для которой характерно овладение навыками и умениями по образцу. На этом этапе достаточно внести в занятия элемент неожиданности, чтобы воспроизведение уже знакомого материала приобрело эмоциональную окраску, стало ситуативно значимым и, следовательно, творческим. Игры, принадлежащие к первому уровню активности - уровню творческого воспроизведения, следует использовать преимущественно начальном этапе обучения иностранному языку. Следующий, второй, уровень творческой активности учащихся - творческая интерпретация - характеризуется умением применять усвоенный материал в новых ситуациях. Это очень важный этап работы, так как довольно часто, выучив определенный грамматический или синтаксический материал на уроке, ученик не способен использовать его ни в одной из жизненных ситуаций. Для третьего уровня творческой активности школьников - творческого отбора и употребления языкового материала в предлагаемой ситуации - характерен самостоятельный поиск решения речевых задач. Наивысшая творческая активность учащихся на

уроках иностранного языка проявляется в том, что они могут использовать весь усвоенный синтаксический и грамматический материал для решения коммуникативных задач. Такие задачи могут быть положены в основу драматических игр на завершающей стадии изучения темы и особенно рекомендуются для использования на среднем и завершающем этапах обучения. В соответствии с тремя уровнями творческой активности учащихся можно выделить три вида драматических игр:

  1. игры на уровне творческого воспроизведения
  2. игры на уровне творческой интерпретации
  3. игры на уровне творческого отбора и использования языкового материала в предлагаемой ситуации.

Вот пример ряда драматических игр на уровне творческого воспроизведения и на уровне творческой интерпретации для начального этапа обучения.

Игра 1 Учитель (или ведущий) предлагает одному из учащихся назвать любую букву английского алфавита. Обычно эту игру провожу стоя. Стоящий радом ученик должен быстро назвать букву, следующую за названной в алфавитном порядке. Игра проводится в быстром темпе. Ученик, не сумевший быстро и правильно назвать букву, выбывает из игры. И здесь, уже для того, чтобы оценить учеников выбывших из игры, приходится отвечать алфавит полностью. Этот вид игры применяется на всех этапах обучения: при изучении букв, звуков, тематических слов, неправильных глаголов.

Игра 2 Учитель просит учащихся вспомнить обстановку одной из школьных комнат, задавая ряд вопросов:

How many windows are there in the room?

Are any of the windows open?

What is there on the teacher’s table Are there any pictures on the wall?

What is there in the left hand corner?

Школьники должны подумать и обсудить ответы в играх. Учитель ходит по классу, слушает, как отвечают ребята, помогает им, если это необходимо и называет лучших. Можно показать тематическую картину, затем убрать её и задать вопросы.

Игра 3 Учитель предлагает учащимся встать, пройтись по классу, кто как одет и постараться запомнить как можно больше деталей одежды своих товарищей. Через некоторое время учитель просит всех быстро встать парами спиной друг к другу. Каждый ученик должен описать, во что одет его партнер. Учащийся, одежду которого описывают, может помогать партнеру по игре:

PI: You have trousers and a shirt on

P2: You are right. What colour are my trousers?

PI: They are blue.

P2: Dark blue or light blue?

PI: They are dark blue.

P2: That’s right. And what about my shirt.

Можно разделить учащихся на группы, тогда каждый ученик посмотрит внимательно и запомнит детали одежды товарищей только в своей группе. Победителем может стать группа.

Игра 4 Учитель заранее подбирает открытки с портретами разных людей. Игра проводится в парах. Каждая пара получает по открытке. В течение нескольких минут школьники изучают внешность человека, изображенного на открытке. Затем один из учащихся в каждой паре поворачивает открытку обратной стороной к себе и приступает к описанию. Другой в это время смотрит на портрет и задает наводящие вопросы:

What can you say about his nose?

What colour are his eyes?

Is his hair long or short?

Выигрывает тот, кто правильно и подробно описал внешность человека.

При обучении детей иностранным языкам нужно проявлять много выдумки и творчества. На уроках я предлагаю детям сочинять сказки, разыгрывать сказки. Это является также одним из видов игровых форм на уроках. Так на уроках я применяю сценарии сказок по учебникам Биболетовой, которые стараюсь показать не только в классе, родителям, школе, но и выступать на

фестивалях района. В старших классах стараюсь использовать инсценирование более сложных произведений.

Для меня все же особенно важен начальный этап первого года обучения. Конечно, на мой взгляд наиболее эффективным обучением является обучение в возрасте 4-5 лет, которое должно начинаться не стихийно: в клубах, у репетиторов, а именно на базе школы, чтобы учитель знал, с чего он начал и чем он закончит свое обучение. Именно в раннем возрасте ребенку хочется побыстрее читать, говорить, писать, понимать чужую речь. Решению этой задачи служит создание на уроке атмосферы доброжелательности, взаимного доверия и уважения, а также всяческое поощрение первых успехов ребят. Так, если это обучение в начальной школе, отметки ребятам не ставлю. В конце четверти ставлю сказки для родителей, где и родители и дети видят свои успехи. А если это обучение с 5 класса, то в I и II четвертях можно ставить только 4 и 5, чтобы помочь ребятам начать учиться.

Итак вот несколько игровых упражнений на начальном этапе:

  1. Учащиеся составляют слова из букв, записанных на доске или из букв слова: celebration Make up many word out of the letters you see on the blackboard.
  2. Ребятам предлагается дописать слова, записанные учителем на доске Finish the words quickly: b..., p..., ap...
  3. Ребята составляют цепочку из слов (chainword), где каждое последующее слово начинается с буквы на которую заканчивается предыдущее слово. Буквы называют ученики.

Let’s play the game “Chain word” pupils: bag - girl - little - eiglight

  1. Подготовив несколько предложений, учитель передает каждое из них быстро по буквам (в их алфавитном звучании). Ученики набирают предложения на наборном полотне и записывают их в тетрадях. Чтобы проверить понимание, учитель просит ребят выполнить его просьбу.

Show те the letter I

Give me a pencil, please, Nick.

Come to the table, Kate.

Count from five to ten, Lena По моему мнению, особый интерес для детей имеет какой-либо сказочный герой на уроке, например особая кукла. Идея игры с куклой, персонажем, который воплощал определенные человеческие черты. Позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке. В игре может участвовать либо одна кукла (в руке учителя)б либо много кукол (у каждого

ученика). Кукла в руках учителя одна и та же,          классу. У нее есть свое имя, семья, своя

биография, определенный характер. Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры , она обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Вместе с тем игра с куклой, как специфическая форма игры имеет некоторые особенности, на которых хотелось бы остановиться. Во-первых, игра с куклой может быть использована в работе с детьми любого возраста. Во- вторых, кукла, особенно кукла-зверушка, имеет ясный выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу - волеизъявлению. Упрямый ослик на любые побуждения ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать отрицательную роль, в частности избалованного капризного, ленивого, боязливого, непонятливого ребенка. Так, жадная кукла утверждает, что все в классе принадлежит ей, а группа учеников восстанавливает справедливость. При этом возможна беседа:

Это мой карандаш!

Нет это не твой карандаш, а Машин.

Это мой класс!

Нет это не твой класс, это наш класс.

Тренируется употребление элемента принадлежности. Например кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: «Ты должна» - отвечает: «Я не хочу».

Идет тренировка употребления модальных глаголов. Рассеянная кукла все забывает, переспрашивает, путает, и группа учащихся вынуждена объяснять одно и то же несколько раз (при этом проговаривается нужный текст), и исправлять ошибки в речи куклы по содержанию. Куклу можно использовать в разных ситуациях. Например перед классом появляется незнакомая кукла.

Это создает стимул к диалогу - расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу?». За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле. В V классе при обучении установлению контакта сложно организовать диалог-расспрос в форме ролевой игры. В более старших классах можно применить ситуации: «Мы - взрослые, а куклы - наши дети»: Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им. Чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы - партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое. Игра с куклой - партнером психологически основана на человеческой и особенно ярко выраженной у детей особенности полноценно общаться, не получая никакой вербальной реакции. Мы легко разговариваем с собакой, кошкой и многими животными. Часто можно видеть как ребенок командует куклой, гладит ее или отчитывает за что-то, как он один ведет долгие сюжетные игры, попеременно на разные голоса говорит то за себя, то за одну куклу, то за другую, а иногда и за машину. По отношению к кукле ребенок всегда старший, взрослый, компетентный человек. Играя

во взрослого ( а дети не любят играть роль детей), ребенок учится быть         

        не ведомым, а ведущим,

принимающим решения, берущим на себя ответственность. Думается, что на эту потребность детей в игре моделировать деятельность, отношения и общение взрослых, на эту закономерность детского развития, на это условие созревания их детской психики мы могли бы опираться в

организации всего учебного процесса в общей        ,чем

это принять в школе сейчас. Вообще кукла - это особый, действующий, активный вид наглядности на уроке. Игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует таким образом коммуникативной направленности в различных классах. Вообще каждый учитель любой свой урок на различных этапах вправе разнообразить, сделать интересным и вот именно игра, либо игровые моменты должны помочь в этом учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-средство обучения и воспитания.

Игра - творчество. Игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечаю...

Статья "Игры на английском языке".

Статья : Игры на английском языкеАвтор: Котова Елена Владимировна, учитель английского языка Уже несколько лет работаю в начальной школе и накопила много вариантов игр с детьми младшего шко...

Статья Игра - средство обучения иностранному языку

в статье рассматриваются различные классификации игр и даются рекомендации для их проведения...

Статья "Игры в обучении иностранному языку"

Статья посвящена играм в обучении иностранному языку. В первой части объяснена важность игр для учащихся, влияние позитивных эмоций на обучение, отмечено, почему использование игры на уроке отвечает т...

статья "Интерактивные средства обучения"

Статья об интерактивном средстве обучения-квесте, применяемого на уроках биологии...

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся."...