Методический портфель учителя
статья по теме

Cветлана Викторовна Попова (Батарина)

Портфолио-как основа оценивания деятельности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uchitelja.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методический портфель учителя

Методический портфель учителя часто является составной ча стью оценивания качества профессионализма учителя при аттеста ции и проведении различных профессиональных конкурсов для учителей.

Безусловно, существует много путей создания портфелей, структура, содержание и параметры оценивания которых будут варьироваться. Предлагаемая здесь структура и содержание методического портфеля апробированы на факультете профессио нальной переподготовки Московского института открытого обра зования. Портфель содержит инвариантные и вариативные (по меченные звездочкой) пункты. Некоторые пункты рассчитаны на учителей высшей категории и могут быть исключены при атте стации других категорий учителей.

Цели и задачи методического портфеля

  Развитие  рефлексии  и  критического мышления учителя ино странного языка.

  Мониторинг динамики развития профессионализма учителя иностранного языка.

   Систематизация учебного материала.

    Выявление зон трудностей для учителя и учащихся.

    Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации.

  1. Раскрытие  творческого  потенциала учителя  иностранного языка.

Структура методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

3. Методическая часть (Методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность.

б) Научно-методическая деятельность.

в) Организационно методическая деятельность.

г) Экспертиза и диагностика.

4.  Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).

Содержание методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

 Информация о личности владельца методического портфеля (возраст, специальность, образование, педагогический стаж, стаж работы в данной школе, родной язык, владение ино странными языками и их уровень, повышение квалификации, интересы и потребности владельца).

     Копии документов об образовании, повышении квалифика ции.

    Характеристики, отзывы методистов и учителей об уроках учителя.

 Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо» / «Мои основные педагогические ценности» / «Мой педагогический портрет».

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

    Анализ школьной среды (тип школы, где работает владелец методического портфеля, модель школы в области изучения иностранного языка, функции учителя иностранного языка в данной школе, функции владельца методического портфеля, нагрузка в школе, личное расписание уроков, список обору дования, доступного учителям и учащимся в кабинете ино странного языка).

    Анализ психолого-педагогического портрета одного из клас сов, где работает учитель (количество учащихся, этап обуче ния, общая учебная нагрузка, уровень владения иностранным языком, склонности, интересы, языковые способности уча щихся, трудности в обучении и т.д.).

    Анализ портрета сильного и слабого учащегося (возраст, уровень владения иностранным языком и другими предмета ми, языковые способности, склонности и интересы, взаимо отношения с другими учащимися. Что дается легко, трудно сти в обучении, сколько тратит времени на подготовку к уро ку иностранного языка, умения самоконтроля, степень авто номности и др.).

    Краткая характеристика учебного плана и учебной програм мы, которыми пользуются в школе (вариант базисного учеб ного плана, тип, вид программы, количество учебных часов по иностранному языку).

  1. Краткая характеристика УМК по иностранному языку, ис пользуемых в учебном процессе в качестве: а) основных, б) дополнительных.

3. Методическая часть (методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность

 Учебно-тематическое планирование (технологические карты, графики прохождения учебного  материала,   графики кон трольных мероприятий).

   Развернутые планы собственных (открытых;) уроков и их са моанализ (не менее шести: разные параллели).

    Фотографии посещенных уроков коллег и их анализ (не ме нее четырех).

   Дневник или журнал учителя (наблюдения за учащимися и их усвоением учебного материала, описание непредвиденных ситуаций, рефлексия учителя на свою каждодневную дея тельность).

 Перечень аудио-, видео- и других материалов для аудиторной и самостоятельной работы учащихся.

 Описание  и краткая  характеристика  созданных учителем учебно-методических разработок (в том числе аудио-, видео-, компьютерных).

 Банк обучающих памяток для учащихся (примеры памяток для снятия лингвистических, речевых и социокультурных трудностей усвоения учебного материала).

 Банк обучающих заданий (примеры формулировок заданий для развития навыков и умений всех видов речевой деятель ности и аспектов языка).

  Игротека (примеры игр для развития умений и навыков всех видов речевой деятельности и аспектов языка).

 Банк контролирующих заданий (примеры формулировок за даний для контроля умений и навыков всех видов речевой деятельности и аспектов языка).

 Банк учебно-методической  литературы по  проблемам обуче ния иностранному языку.

б) Научно-методическая деятельность

  1.    Научно-методическая   концепция   обучения   иностранному языку в школе.
  2. Сообщения и доклады на заседаниях школьных методобъеди-нений, семинарах, конференциях.
  3. Планы научного руководства проектами и рефератами уча щихся.
  4. Доклады на окружных и городских конференциях по обобще нию собственного опыта или школьного опыта и результатов работы экспериментальной площадки.
  5. Научно-методические статьи по проблемам исследования.
  6. Автореферат кандидатской диссертации.
  7. Глоссарий методических терминов.
  8. Глоссарий филологических терминов.

в) Организационно-методическая деятельность

  1. Планы организации и проведения классных часов.
  2. Планы заседания методических объединений.
  3. Планы организации клубов по интересам и кружков по иностранным языкам.
  4. Сценарии проведенных внеклассных материалов по иностран ным языкам.

г) Экспертиза и диагностика

  1. Материалы оценивания: критерии' и шкалы оценивания раз личных продуктов (проектов, сочинений, устных монологи ческих и диалогических высказываний и т.д.).
  2. Анализ материалов входного (диагностического) тестирова ния, промежуточного и итогового контроля.
  3. Анализ пилотирования экспериментальных программ и мате риалов.
  4. Рецензии на учебники и учебные пособия, проектные задания учащихся.
  5. Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах речевой деятельности.
  6. Примеры оцененных работ учащихся.

4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы)

  1. Повышение квалификации в области методики преподавания иностранных языков (чтение специальной литературы, кур совая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков и тем).
  2. Повышение квалификации в области лингвистики и филоло гии (чтение специальной литературы, курсовая или модуль ная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием кон кретных сроков).

Оценивание методического портфеля

Методический портфель может оцениваться по следующим критериям:

  1. Психолого-педагогическая компетенция.
  2. Методическая компетенция.
  3. Коммуникативная компетенция.
  4. Творчество и академизм.
  5. Культура презентации материала.
  6. Культура устной презентации методического портфеля.

Портфель относится к аутентичным средствам оценивания и может быть использован, чтобы документально подтвердить про веденные мероприятия, показать динамику развития профессио нализма учителя, дать возможность учителю самостоятельно оценить свою деятельность. Методический портфель облегчает процесс внешнего оценивания и служит важным инструментом для аттестации качества труда учителя.

Другой вариант организации методического портфеля учителя

РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения об учителе»

  1. Личные данные
  2. Копия диплома о высшем образовании
  3. Копия удостоверения о повышении квалификации
  4. Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
  5. Копии грамот

РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».

  1. Самоанализ педагогической деятельности
  2. Итоговые результаты по предмету за 3 года
  3. Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов
  4. Результаты окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов
  5. Результаты сдачи выпускных экзаменов
  6. Список медалистов за 3 года
  7. Списки победителей интеллектуальных марафонов за 3 года
  8. Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
  9. Список учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету

РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».

  1. Пояснительная записка к программам.
  2. Список учебно-методического обеспечения.
  3. Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер - классов».
  4. Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
  5. Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
  6. Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
  7. Перечень публикаций с их приложением.
  8. Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
  9. Разработка авторских программ (участие, программа)

РАЗДЕЛ 4. «Внеурочная деятельность»

  1. Программа кружка (если ведется)
  2. Программа факультативов.
  3. Перечень творческих работ учащихся.
  4. Список проведенных классных мероприятий с фотографиями.
  5. Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
  6. Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).
РАЗДЕЛ 5. «Учебно-материальная база»
  1. Перечень оборудования учебного кабинета
  2. Перечень нового оборудования.
  3. Список учебных фильмов.
  4. Перечень наглядных пособий
  5. Список аудиозаписей.
  6. Перечень справочной литературы и дидактических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

Методический портфель классного воспитателя

1. Примерное содержание  дневника наблюдений классного воспитателя. 2. Журнал классного воспитателя. 3. Этапы работы классного воспитателя....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»...

Методический портфель педагога

Методический портфель педагога...

Методический портфель. Игровой стретчинг

Игровой стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий....

Методический портфель. Силовая гимнастика

Силовая гимнастика - дозированные силовые нагрузки, которые укрепляют детское здоровье. Они повышают мышечный тонус, помогают контролировать вес и развивают опорно-двигательный аппарат....