Развитие лингвострановедческой компетенции у обучающихся старшей школы на основе песенного материала
статья по испанскому языку (11 класс)

Иванова Наталья Игоревна

Иванова Н.И. Статья. Развитие лингвострановедческой компетенции у обучающихся старшей школы на основе песенного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Наталья Игоревна, учитель английского и испанского языков

ГБОУ школа №103 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья «Развитие лингвострановедческой компетенции у обучающихся старшей школы на основе песенного материала»

  • Название песни - ESDM - Contigo Hasta El Final (With You Until The End) (Spain) 2013 Eurovision Song Contest
  • Источник/ссылка/запись – ссылка на видеоклип этой песни - http://www.youtube.com/watch?v=Q5m8aCZSvws

В ходе поиска подходящей музыкальной композиции, которую можно было бы использовать для развития лингвострановедческой компетенции у старшеклассников, я руководствовалась желанием найти красивую, мелодичную и популярную песню, которая будет с удобной тональностью и ритмическим рисунком для ее исполнения учениками. Выбор пал именно на эту песню, потому что она позволяет с легкостью понять, о чем идет речь в песне, начиная с ее названия, а также, у нее запоминающаяся мелодия. Эта песня будет представлена ученикам 11 классов, так как для данного уровня обученности, текст этой песни будет им понятен и близок. Я считаю, что эта музыкальная композиция содержит несколько важных аспектов для учеников. Это и лексический материал для изучения – как же выразить словами любовь? Ответ прост – песней. Стихи этой композиции действительно красивы и просты, а лексика будет полезна для запоминания и последующего использования, так как эта сфера жизни точно коснется каждого!

Также, эта песня служит проводником в страноведческий и культуроведческий аспект обучения испанского языка. В рамках темы «Испания в мире» можно рассматривать различные стороны жизни этой страны на мировой арене, такие как спорт, политика и, конечно же, музыка. Именно эта песня была исполнена на конкурсе «Евровидение» в 2013 году. Можно с учениками обсуждать этот конкурс, историю его создания, выступления Испании, ее успехи на всем протяжении этого песенного конкурса.

Также, такой лексический материал будет очень часто встречаться в жизни, на просторах Интернета, поэтому знание этой лексики будет полезным для учащихся.

Эту песню можно инсценировать весьма интересным образом (КТД): снять видео с участием учащихся, которые рисунками будут рассказывать содержание этой песни. Либо, можно поставить музыкальный номер, который можно будет использовать на выступлениях в школе (Новый Год/14 февраля/выпускной). Это весьма увлекательно и мотивирует ребят на учебу, на активное участие в школьной жизни, и, самое главное, это останется у них в памяти.

На эту песню есть музыкальный клип, а также ряд видео с субтитрами, для простоты исполнения и понимания песни.

  • Определяем тему, класс, в котором предлагается её использовать.

Тема – «Испания в мире»/“España en el Mundo”, музыкальный аспект/“Música en España”

Класс – 11

  • Определяем цель использования (следующие функции песни могут помочь в ее уточнении:

Цель использования – развитие лингвострановедческой компетенции, помощь в изучении темы «Испания в мире» музыкальный аспект.

Презентация материала по данной теме предусматривает предъявление музыкальных композиций, и презентация именно этой песни будет актуально, современно, мотивационно и увлекательно для учащихся.

Также, в ходе изучения данной песни развиваются такие свойства личности, как память, внимание; развивается слух, координация, так как песня ритмичная, нужно попадать в ритм, поэтому учащимся будет полезно развивать и практиковать такие качества на ее примере.

Формируются и совершенствуются практические навыки, универсальные учебные действия – личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Эта песня трогательная, позитивная, веселая, она способна разрядить строгую учебную обстановку в классе. Она позволит учащимся расслабиться и получить удовольствие от самой песни и процесса работы над ней.

Если не ограничить работу над этой песней только ее прослушиванием и чтением текста, то можно воплотить в жизнь интересные проекты и даже КТД.

В любом случае, я уверена, что эта песня способна повысить мотивацию к учебе в школе, к изучению испанского языка, что очень здорово.

  • Обоснование цели (доказать цитатами из песни)

Обосновать цель, в данном случае, очень легко, так как название песни говорит само за себя - Contigo Hasta El Final. Вместе с тобой до конца. Это касается как любовной темы, так и учебной, так как с испанским языком учащиеся точно будут до конца обучения в школе!

Я считаю, что 11 класс - это пора «расцветания» подростков, это и первая любовь, и первые переживания, но это все равно прекрасно, и песня тому доказательство. Именно такие песни возвращают уверенность в себе, в том, что все будет хорошо, каждый найдет свою любовь в этой жизни и будет любим. Поэтому, функция этой песни не только обучающая, но и психологическая,  морально-поддерживающая, если так можно сказать. Она красива, проста, мелодична, поэтому она обязательно оставит какой-нибудь, может и самый маленький, но отпечаток в душе каждого ученика.

Цитаты из песни, которые подтверждают мои слова:

  • ... y llegas tú con todo lo que significas tú.
  • ... descubriéndome quién soy, eres esa luz que a través del universo, tú me invitas a volar contigo hasta el final.
  • … vámonos sin temor, gritemos que al final triunfó el amor.

  • Методические рекомендации по работе с песней:

- задания до прослушивания

Задания на угадывание темы «О чем пойдет речь в песне?», например, раздача тематических картинок; написание названия песни на доске и попытка догадаться, какая тема будет затронута в музыкальной композиции.

Выписывание незнакомых слов для снятия фонетических и лексических трудностей.

-количество прослушиваний

На первом уроке – 3, далее, в зависимости от планов учителя на данную композицию, так как можно сделать с ее помощью КТД (например, провести Евровидение в школе, где будет выступление с этой песней).

-задания к каждому прослушиванию (в т.ч. на контроль понимания)

Для первого прослушивания дается установка на общее понимание, о чем идет речь. Далее идет обсуждение.

Для второго прослушивания можно раздать тексты с пропусками слов, которые во время прослушивания они должны заполнить (задание на вставку). Далее идет построчный перевод (фронтально). Если есть красивый перевод на русский, то учитель зачитывает его, а лучше, если выводит на экран интерактивной доски. Фонетическая отработка текста.

Третье прослушивание является и прослушиванием, и самим исполнением песни, где учащиеся вместе с текстом и видеоматериалом по этой песне исполняют ее.

Обсуждение впечатлений о песне, рефлексия.

Также, после третьего прослушивания-исполнения можно разобрать текст на наличие метафор, литературных средств выражения.

Домашнее задание может быть в форме доклада (о Евровидении, о группе-исполнителе, о музыке в Испании, жанрах, народных песнях и т.п.); или свободное сочинение на тему «Любовь», или более масштабное - подготовка КТД, оно, естественно, будет не на следующее занятие, а на определенный установленный срок.

- наличие зрительной/печатной опоры (текста/фрагментов текста)

Наличие видео с субтитрами, чтобы удобнее было работать с песней (петь), наличие видеоклипа этой песни, наличие видео с самим выступлением группы на Евровидении. Наличие распечатанного текста песни у каждого ученика.

- наличие зрительной опоры/наглядности (картинки, фото, двигательная активность, видео) в качестве опоры.

Наличие картинок к заданиям до прослушивания (вывешены на доске, или распечатаны и розданы учащимся), фотографии музыкальной группы, различные видеоматериалы. Также, можно расширить тему, и просмотреть видео наиболее ярких выступлений Испании на конкурсе Евровидение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лингвострановедческой компетенции

Методическая разработка для учителя английского языка.План-конспекты некоторых уроков для 6 класса по Кауфману...

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В.

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В....

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»...

Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся старшей школы в процессе преподавания русского языка и литературы.

Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, формы и методы работы, приёмы по совершенствованию владения разными видами чтени...

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...