Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.
статья по французскому языку на тему

Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно - познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_urochnoy_i_vneurochnoy_form_uchebno.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.

                       Актуальность данной проблемы обусловлена как изменением контекста развития образования в целом, так и языкового образования в частности. Одним из основных принципов. на которых основывается государственная политика в области образования является организация внеучебной (внеурочной) деятельности.

                        В соответствии с современными тенденциями развития образования, современный учебно-воспитательный процесс всё больше обращается к проблеме взаимосвязи  и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного  общего образования. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,  (патриотическое) социальное, (общественно-полезная деятельность)общекультурное, (художественно-эстетическое) общеинтеллектуальное. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Образовательная стратегия нашей гимназии также  нацелена  «на становление гуманитарно-образованной, творческой, ориентированной на достижение жизненного успеха личности». Гуманитарные предметы, в том числе и французский язык, призваны сыграть в этом процессе важную роль. В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по французскому языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования  коммуникативной компетенции учащихся.

Среди наиболее эффективных педагогических средств, способствующих решению данной проблемы, выделяется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, разработанная Е.И. Пассовым, основными принципами которой являются:

-  речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение;

- функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон  речевой деятельности;

- ситуативность,  ролевая  организация  учебного  процесса  при  максимальной

 мотивированности учебных ситуаций;

- новизна,  проявляющаяся  в  различных  компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов  работы.

- личностная ориентация общения;

- коллективное взаимодействие;

- моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде

Данные принципы соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО.

Создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по французскому языку способствует достижению результатов освоения программы основного общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Внеурочная деятельность по французскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции школьников, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы образовательной деятельности, отличные от классно-урочных, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции учеников, развитию социокультурной компетенции. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения французскому языку, предоставляя учащимся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения.

Сочетание урочной и внеурочной деятельности в наибольшей степени способствует достижению личностных результатов, включающих  развитие таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, эмпатия, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия.

Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту  школьников. Данные составляющие эмоционального благополучия детей в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала во внеурочной деятельности, затем на уроках французского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.

                         Практическая значимость данного направления моей педагогической концепции лежит в основе существующего в гимназии театра «Modus vivendi» на иностранных языка, где ученики представляли постановки «Мещанин во дворянстве» (Ж.-Б.Мольер), «Лекарь поневоле» (Ж.-Б.Мольер), «Кармен» (П.Мериме), «Собор Парижской богоматери» (В.Гюго), «Козетта» (В.Гюго), «Таинственный остров» (Ж.Верн). Также разработаны сценарии по  проведению Недели иностранного языка и в подготовке к различным конкурсам и олимпиадам. Разработаны учебно-педагогические технологии: литературные композиции, праздники, предметные вечера, инсценировки, конференции.

Учащиеся готовились и принимали участие в Днях французского языка и культуры, в вечере, посвящённом Борису Пастернаку, в торжествах, посвящённых юбилею романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», в конкурсе рекламы иностранных языков, в городских и школьных мероприятиях празднования Рождества на иностранных языках, в вечере французской поэзии, в мероприятиях, приуроченных ко дню рождения Виктора Гюго. Стало доброй традицией, что гимназисты готовятся к концерту ко Дню переводчика. Мероприятия, формы и направленность внеурочной деятельности часто позволяют решать те педагогические, социальные и психологические задачи, решению которых не всегда удается уделить должное внимание на уроках иностранного языка.

                              Концептуальность и новизна педагогического опыта обусловлена тем, что она осуществляется в условиях модернизации образования, предполагающих внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Методологическую основу педагогического опыта составляют системно-деятельный подход, развивающее обучение. 

                  В основе концепции заложены основные принципы:  

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы гимназии;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
  • многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися, что стимулирует их интерес к занятиям.

               В основе ведущей педагогической идеи  работы лежит формирование устойчивого интереса к французскому языку, воспитание творчески активной личности, повышение мотивации обучающихся.

                           Результативность опыта можно проследить по  повышению качества  образования школьников, созданию максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышения уровня саморазвития и самообразования. Подобный вид деятельности является важным дополнением к урочным занятиям и обладает эффективными формами воспитания и развития обучающихся, что и является ее основной целью, при этом осуществление внеурочной деятельности содействует улучшению качества владения обучающимся содержанием предмета, повышает уровень владения иностранным языком как средством общения и познания. Внеурочная форма работы по иностранному языку позволяет широко использовать нетрадиционные формы взаимодействия как между учителем и обучающимися, так и между самими школьниками. Положительными чертами внеурочной деятельности по иностранному языку является возможность ее осуществления на всех ступенях школьного образования, а также усиление мотивации и интереса школьников к овладению иностранным языком как средством межкультурного общения и средством познания. А это, в свою очередь, требует усиления коммуникативной направленности процесса в рамках урочной деятельности и вовлечения детей в различные формы сотрудничества и взаимодействия.

   Мероприятия, формы и направленность внеурочной деятельности часто позволяют решать те педагогические, социальные и психологические задачи, решению которых не всегда удается уделить должное внимание на уроках иностранного языка.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности деятельность обеспечивает необходимые условия для реализации одной из важных задач – формирование творческой личности ребѐнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

ФГОС второго поколения предполагают внеурочную деятельность учащихся. Вариант взаимодействия урочной и внеурочной деятельнсти представлен в данной статье....

Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности

Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции  "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий в развитии способностей учащихся

проблемы внеурочных занятий, вовлечение детей, этапы внеурочной работы...

Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка

Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне  позволи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету Французский язык «Французский язык для общения»

Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету Французский язык «Французский язык для общения» для 8.классов

Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский ...