Формирование общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения
статья по английскому языку (11 класс)

Назарчук Ирина Витальевна

Статья, в которой комментируется последовательная/поэтапная работа с аутентичными текстами на английском языке в обучении чтению школьников средних и старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения

    Изменения в государственной образовательной политике в области обучения иностранным языкам в России выдвинули задачу повышения требований к качеству подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, в том числе к овладению разными видами чтения на иностранном языке.

    Научить школьников читать - одна из важнейших задач обучения иностранному языку,  практическое умение, которое потребуется  большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной  деятельности.

    Выпускник должен уметь читать литературу на изучаемом иностранном языке, используя разные стратегии чтения, то есть владеть умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового чтения, т.к. эти виды чтения позволяют обеспечить решение практически всех задач обращения человека к печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями. Ознакомительное чтение считается  видом чтения, который помогает учащимся ориентироваться в информации, отбирая наиболее  важную  для ее дальнейшей проработки в форме изучающего чтения. Развитие умений изучающего чтения является необходимым условием для эффективной деятельности старшеклассников, так как они часто сталкиваются с трудными текстами, а после окончания школы большинство профессионально-ориентированных текстов выпускникам предстоит читать с помощью данной стратегии. Необходимость быстро ориентироваться, находить нужную информацию как в печатных источниках, так и в Интернете свидетельствует о важности поискового чтения, которое также готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности. Обучение разным видам чтения может происходить на одном текстовом материале определенного стиля или жанра и в следующей последовательности:

1. Просмотровое, поисковое.

2. Изучающее.

3. Ознакомительное.

При этом задания к тексту построены по логике постепенного вхождения в текст.

«Петля обучения чтению» 

включает в себя три этапа:

I. Предтекстовый -  беглый просмотр и поиск  явных и скрытых опор в тексте, а также способствующий прогнозированию его основного содержания. Умения поискового чтения формируются путем усиления направленности внимания на поиск:

1) явных опор, таких как даты, имена собственные, географические названия, интернациональные, однокоренные слова, определенные грамматические показатели слов, которые способствует пониманию общего содержания читаемого;

2) скрытых опор, развивающих умения просмотрового чтения учащимся необходимо знать логико-композиционные структуры текстов отдельных стилей и жанров.

На данном этапе для преодоления лексико-грамматических трудностей, учащимся предлагается задание, основанное на лингвокомпаративном анализе. Целью данного задания является поиск опор и межязыковая семантизация найденных опор.

II. Текстовый - работа  с текстом, в процессе которой происходит его восприятие на уровне темы или фактов. Целью данного этапа является формирование специфических умений изучающего чтения. Части текста, содержащие незнакомый языковой материал, анализируются.  При этом незнакомые слова, значение которых вытекает из контекста, делаются для учащихся предметом самостоятельного анализа. На данном этапе учащиеся, исходя из создавшегося у них первичного понимания общего смысла текста, начинают разбивать его на элементарные смысловые единицы и устанавливать точный смысл каждого элемента предложения, чтобы добиться нового, более глубокого, полного, точного и обоснованного понимания.

III. Послетекстовый - в процессе, которого происходит новое общее восприятие на уровне смысла. Цель данного этапа заключается в формировании специфических умений ознакомительного чтения и в формировании навыков смысловой переработки текста. Адекватное понимание текста требует от читающего умения вывести на основе полученной информации суждение, установить замысел, понять подтекст читаемого материала. Некоторая часть послетекстовых упражнений предназначена для проверки понимания прочитанного и использования полученной информации в будущей деятельности.

Данную технологию можно представить в виде последовательной цепочки:

опоры  - синтез и общее понимание  -  анализ – прогнозирование

Предлагаемая технология рассматривается как один из приёмов  формирования  общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения на одном тексте и не исключает обучение различным видам чтения на самых разнообразных текстах.

Отбор текстов для чтения по технологии «петля обучения чтению»:

При отборе текстов необходимо учитывать: аутентичность, доступность и посильность языковой формы и смыслового содержания, объем текста, информативность, насыщенность социокультурными сведениями об иноязычной действительности, соответствие жизненному и языковому опыту обучаемых.

Технология взаимосвязанного обучения разным видам чтения способствует не только преодолению выявленных трудностей, но и обеспечивает формирование общих и специфических умений чтения на английском языке у учащихся старших классов базового уровня.

Среди перспективных направлений дальнейшей работы можно выделить использование этого подхода к обучению другим видам иноязычной речевой деятельности (в первую очередь рецептивным), а также применение данной технологии в практике обучения чтению, как в основной школе, так и в старших профильных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах

Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех  типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...

Владение разными видами чтения

Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни челове...

Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".

С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...

Обучение школьников разным видам чтения

Основные виды чтения, применяемые на уроках: ознакомительное, по ролям и другие....

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

«Обучение разным видам чтения»

Почему учащиеся читают английские тексты недостаточно хорошо?...