Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах
методическая разработка по английскому языку

Богатчук Людмила Александровна

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению проблемных вопросов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка

в старших классах

Интерактивные методы обучения английскому языку относятся к инновационным. Целесообразными являются задания, в самой формулировке которых содержится необходимость интерактивного взаимодействия. Подобные задания построены таким образом, что их невозможно сделать самостоятельно.

Интерактивные методы обучения английскому языку возможно широко применять в старшей школе при изучении страноведческих и социально-бытовых тем. В качестве интерактивных подходов выделяют интерактивные лекции, ролевые, имитационные, образовательные игры, к которым относятся, например, «Ученик в роли учителя», «Каждый знает каждого», «Интервью» и т.д. Активную мыслительную деятельность учащихся вызывают такие задания, как «Дюжина вопросов», «Выбор», при выполнении которых учащимся необходимо демонстрировать собственное восприятие окружающего мира. Коммуникативным характером отличаются творческие задания под названиями «Ассоциации», «Выбор афоризма». Задания «Рефлексивный круг», «Цепочка пожеланий» базируются на методах организации рефлексивной деятельности и направлены на развитие умений самоанализа.

К интерактивным методам также относятся дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, тренинги, кейс-метод, занятия в игровой форме и т.д. Перед учащимися моделируется конкретные ситуации, приближенные к реальным. Учащимся необходимо решить определенную задачу, что приводит к активной вовлеченности в процесс обучения английскому языку.

Одной из наиболее популярных форм проведения интерактивных занятий является ролевая игра, то есть игра, основанная на выполнении учащимися определенных ролевых функций и действий, которые предполагают принятие того или иного решения. Ролевая игра предполагает имитирование участниками поведения, соответствующего полученной роли. Правильно организованная ролевая игра является эффективным средством развития навыков принятия решения.

Не менее популярной формой проведения занятий по английскому языку является деловая игра, в рамках которой обучающиеся развивают профессиональное мышление и приобретают навыки применения своих теоретических знаний на практике. Деловая игра способствует развитию умения работать в коллективе, вести дискуссии и выступать на публике.

Актуальной является игра по кейс-методу, которая представляет собой исследование и анализ реальных ситуаций с последующим предложением возможных решений проблемной ситуации.

Одной из наиболее эффективных форм стимулирования творческой активности обучающихся является мозговой штурм, суть которого заключается в том, что до начала работы с обучающимися учитель формирует проблему, задает учащимся ряд вопросов с целью получения ответов. В ходе занятия обучающиеся обдумывают возможные варианты решения данной задачи. В конце занятия учитель и учащиеся подводят итоги и отмечаются наиболее творческие идеи.  

Интерактивность на уроках английского языка сводится к замене теоретических вопросов на практические задания и решение проблемных ситуаций. Интерактивные методы обучения позволяют учащимся старших классов активно участвовать в образовательном процессе, формируют и развивают их познавательную активность.

Интерактивное взаимодействие предполагает взаимодействие вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.

Интерактивная модель обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным путем.

Ядром интерактивных методов обучения являются активные методы – формы обучения, направленные на развитие у учащихся

самостоятельного мышления и способности решать поставленные задачи. Целью обучения служит развитие мышления у обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, одновременное развитие практических навыков и умений общаться на иностранном языке. Отмеченные особенности интерактивного взаимодействия позволяют сформулировать следующие рекомендации:

  • предварительное определение учителем цели деятельности на уроке;
  • обозначение приемов и средств интерактивного взаимодействия, т.е. разработка тактики деятельности;
  • четкое определение последовательности действий на уроке, т.е.

выстраивание логики протекания и развития деятельности, ее внутренних закономерностей;

  • подготовка необходимых материалов, ознакомление с литературой по интересующей проблеме.
  • прогнозирование характера протекания деятельности, предположение возможных трудностей и проблем, выбор путей их преодоления и устранения;
  • правильная организация деятельности каждого учащегося и осуществление постоянного, незаметного для учащихся, контроля над ее выполнением;
  • организация работы учащихся в группах, в которых, они сравнивают предложенные ими утверждения, и выбирают наиболее или наименее популярные, а затем высказываются от лица группы либо каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат;  
  • обсуждение полученной каждым учащимся информации и нахождение правильных решений;
  • работа в парах, при которой учащиеся высказывают свое отношение к проблеме, выражают свое мнение;
  • организация         ролевых         игр         таким         образом,         чтобы они

активизировали чувства и мысли каждого учащегося;

  • рассмотрение проблемных ситуация, дискуссионных вопросов, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;
  • создание опоры в виде ключевых слов, вопросов и т.п. для учащихся;
  • обсуждение ситуации или проблемы как в парах, так и перед всем классом;
  • организация такой работы, чтобы были задействованы все учащиеся с незаметным контролем учителя за процессом взаимодействия и не перекладыванием «слабыми» учениками всей работы на «сильных», а также за тем, чтобы учащиеся не использовали русский язык в процессе обсуждения.

Отметим, что данные рекомендации не являются исчерпывающими, однако значительно облегчают обучение английскому языку в старших классах. Обратим внимание, что при интерактивном взаимодействии учитель не должен брать на себя те функции, которые могут реализовать сами учащиеся, работа на уроке должна быть организована последовательно. Также необходимо предвидеть, что некоторые учащиеся могут не настолько глубоко разбираться в каком-либо вопросе. Для снятия подобных трудностей стоит предлагать текст для ознакомительного чтения либо небольшое видео, что позволит одновременно совершенствовать навыки чтения либо аудирования.

Таким образом, считается, что использование различных методов интерактивного взаимодействия в практическом обучении английскому языку обеспечит результативность и эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Интерактивное обучение на уроках английского языка в старших классах. Презентация.

Презентация на тему формирование коммуникативной компетенции посредством реализации интерактивного обучения на уроках английского языка в старших классах....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

Проект на тему «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах»

Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образо...

Интерактивное чтение на уроках английского языка в старших классах

Приемы организации интерактивного чтения могут быть использованы на уроках чтения отрывков из художественных произведений в старших классах...