Доклад на заседании ШМО учителей русского, башкирского, английского языков и литературы на тему: «Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»
занимательные факты по английскому языку

Гайфуллина Разифа Аснафовна

)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady.docx53.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании ШМО учителей русского, башкирского, английского языков и литературы на тему: «Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания – обучающийся, его личность. Поэтому основная цель современного преподавателя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающегося , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принцип вариативности, провозглашенный на сегодняшний день в российском образовании, дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализуемых на уроках иностранного языка можно выделить следующие:

1. Обучение в сотрудничестве (эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех обучающихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Обучающиеся разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые обучающиеся стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале; кроме того, сильный учащийся будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути.

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:

1. Группы обучающихся формируются преподавателем до урока, с учетом психологической совместимости ребят. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый обучающийся. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами учащиеся, преподаватель может дать рекомендации).

3. Оценивается работа не одного обучающегося, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.

4. преподаватель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый обучающийся (в нашей дисциплине это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. 

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1. «Ажурная пила, машинная ножовка»: этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе преподаватель может задать любому обучающемуся в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2.«Учимся вместе»: группа разбивается на разнородные (по уровню обученности)под- группы в 3-5 человек. Каждая подгруппа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работают все. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри подгруппы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала подгруппа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль преподавателя - контроль.

«Исследовательская работа обучающихся в группах»: акцент делается на самостоятельную деятельность.Обучащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных обучающихся. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдается во всех случаях.

Приложение 1

Памятка

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ

Очень часто на уроках немецкого языка вы будете выполнять задания с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее, но главное - полезнее, хотя работать вдвоем так, чтобы получилось в два раза лучше, чем в одиночку, - непросто!

Почему? Да потому, что вы - разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?

1) Если вы видите, что ваш одноклассник (напарник) справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2) Если ваш напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляйте этим. Не обижайся на одноклассника, если он исправит ту или иную ошибку.

3) Если вы выполняете задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомнить: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику (напарнику). Вы в ответе за него, он за тебя.

Приложение 2

Памятка

Ваша группа работает над проектом на заключительном этапе обучения иноязычному общению на тему: «…».

Помните, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (соревнования, игры, путешествия,…). Поэтому успешность этой деятельности зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при ее обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.

Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.

Когда вы получите рекомендации, организуйте;

а) их прочтение всеми членами группы для выявления целей проекта , порядка выполнения действий и ожидаемого результата;

б) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;

в) распределение обязанностей;

г) выполнение заданий, предлагаемых и рекомендованных на уроке или дома;

д) обсуждение подготовленных материалов, внесение уточнений, исправлений, дополнений по мере необходимости;

е) презентацию проекта.

4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте все «за» и «против», четко излагайте свои мысли.

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности (например, методу проектов );

2. Метод проектов ( Проект можно рассматривать как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты, хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит ребят сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучающихся. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Ребята работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Обучающийся самостоятельно или под руководством преподавателя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества);

.

Актуальность проекта заключается в следующем:

-продуктивный способ сбора, изучения и анализа дополнительной, интересующей информации.

-эффективный путь развития и совершенствования устной речи (монологической и диалогической).

- -обучение происходит в сотрудничестве, что способствует развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки.

3. Модульное обучение ( Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Только те педагогические технологии имеют успех в развитии личности обучающегося , которые включают в себя рефлексию, т.е. чтобы учащийся осознавал себя, оценивал себя глазами других и отвечал за свои действия. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения.

Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучающимся более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Воспитание учащегося-исследователя - это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление обучающегося , знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого учащегося . Учебное исследование позволяет обучаться в зоне ближайшего развитии подростка. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

Внедрение модульной технологии в практику требует от преподавателя четкого понимания принципов модульного обучения:

1 принцип модульности предполагает:

а) конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед обучающимся цели,

б) представление учебного материала законченным блоком,

в) интегрирование различных видов и форм обучения;

2 принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, группу – на основе структурирования содержания образования;

3 принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности обучающегося;

4 принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5 принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности учащегося через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6 принцип успешности каждого обучающегося , использование стимулирующего поощрения активной деятельности учащегося при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7 принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации преподавателя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.)

Приступая к проектированию модульной программы, преподаватель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что преподаватель:

- управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к дисциплине;

- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому обучающемуся , создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоанализ собственной деятельности учащегося и формирует его адекватную самооценку.

Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления.

Реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала. Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности.

Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения дисциплины(полугодие, год) и т.д.

t1572712749aa.png

t1572712749ab.png

П – постановка проблемы;

Ср – самостоятельная работа; Ин→У – изучение нового по учебнику; А – аудирование; Аат – анализ аутентичного текста; Т – текст; Ин→С – изучение нового по схемам; Ри – ролевая игра; Крр – конкурс ролевых рассказов; Оим – обобщение изученного материала; ПК – презентация с картинками; Ко – контрольный опрос;

Четыре прямоугольника иллюстрируют четыре урока-блока (2 по 30 мин.), посвященные изучению темы. Каждый прямоугольник разделен на две части, иллюстрирующие тридцатиминутки, в которых прописана как и ведущая форма организации учебного материала (например, А - аудирование), так и учебно-познавательной деятельности учащихся (например, ПК — презентация с картинками, Ко - контрольный опрос и т.д.). Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов.Таким образом, мы сделали попытку разработать алгоритм деятельности по реализации модульно-рейтинговой технологии на практике.

4. Игровые технологии (Важным резервом повышения качества и эффективности обучения иностранному языку, бесспорно можно считать игровую деятельность. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится обучающийся со своими интересами и потребностями. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно чтобы она могла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, активность, внимание и воображение, там работает мышление. Игра может быть, так сказать, одноразовой и многоразовой, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для такой игры каждый обучающийся получает какую-то роль. Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания и отработать его; если же цель развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.

имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка, вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести при необходимости корректировку в преподавание.

5. Информационные технологии. Вышеперечисленные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Именно новые информационные технологии дают возможность в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Обучающимся требуется свободный доступ к необходимой информации, для них должны быть созданы благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях. Все это становится возможным с помощью современных ИКТ- технологий обучения.. Одной из интересных форм работы на уроке стало использование современных компьютерных технологий. Это уроки -  презентации, что существенно облегчает объяснение новой темы, обобщение изученного материала или раздела в форме защиты проекта, выполненного самими учащимися. Создавая презентацию, обучающимся предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, а также собственную успешность. Кроме того, на старших курсах возрастает мотивация учебной деятельности, учебные умения и навыки старшекурсников дают преподавателю возможность использовать в своей деятельности современные педагогические технологии. .
     
Возможности использования ИКТ на уроках:

1.      Экономия времени и места. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждую группу, в зависимости от уровня обученности.

2.      Использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым обучающимся под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций.

3.      При разработке уроков  аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

Формы работы в программе Power Point  на   уроках  иностранного  языка  включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

4.      Урок в форме лекции имеет главной целью не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Обучающиеся под руководством преподавателя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.

5.  Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности группы, и разговор о культуре и архитектуре страны или города уже не является абстрактным. Кроме того, учебники имеют невзрачные мелкие иллюстрации, в сравнении с ними презентации  выигрывают в яркости, выразительности, создают иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Кроме иллюстративности, презентации содержат более современный, чем в учебнике, информационный материал, так как включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого языка.

Не следует забывать, что преподаватель, учебник и ИКТ - это взаимодополняющие понятия урока. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность ребят. Однако, роль преподавателя и учебника при этом не уменьшается. Нельзя увлекаться компьютерными ресурсами, перенасыщение не принесет пользы. Ребята от этого тоже устают и требуют живого человеческого общения.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации обучающихся. Преподавателю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» обучающийся.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к дисциплине.

Различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы PowerPoint помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время преподавателя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную, техническую информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet., где можно найти много аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Международные проекты, которые организуются в сети на основе какой-то общей проблемы, исследование которой, ее решение одинаково интересно и значимо для партнеров из разных стран, создает подлинную языковую среду. Можно выделить несколько видов организации занятий, которые могут быть разработаны  с использованием ИКТ- технологий:

1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы "Искусство”). Интернет используется и для проведения виртуальных экскурсий по городам Германии. Ребята находят достопримечательности городов и сохраняют найденную информацию в файлах. Затем через проектор демонстрируют найденный материал и проводят экскурсию. Обучающиеся готовят виртуальную экскурсию  за неделю во внеурочное время.

На первом курсе, например, «Виртуальные экскурсии по городам  Англии». Сначала я знакомлю обучающихся с требованиями: что должен уметь в языковом плане «турист» (задавать вопросы, выражать эмоции) и «гид» (представиться, начать беседу, рассказать, ответить на вопросы, закончить беседу). Далее мы проводим экскурсию по  английским  городам на основе полилога. Потом – в Интернете.

2. Чаты, позволяющие получить информацию о мнении представителей разных стран мира по обсуждаемой проблеме.

3. Фрагментарное включение Интернет-ресуров в структуру занятия. Материалы, взятые из сети Интернет, могут стимулировать диалогическое взаимодействие между учащимися, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать обучающихся, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование по определенным темам.

5. С целью ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, формирования или совершенствования грамматических и лексических навыков очень полезно предложить ребятам использовать различные компьютерные программы:

Максимально использовать ресурсы компьютерных программ на уроке невозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет компьютеров. Поэтому основная деятельность учащихся может быть организованна во внеурочное время

Компьютерные программы - одно из основных средств обучения иностранному языку, так как было замечено много положительных сторон при их использовании как для учащихся так и для преподавателя.

Широкое использование ИКТ открывает и для преподавателя новые возможности в преподавании иностранного языка, способствуя повышению мотивации обучающихся при изучении иностранного языка. Потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого преподавателя, т.к. позволяет совершенствовать владение английским языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и

Повышение авторитета преподавателя. 

В ходе создания проекта обучающиеся совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности – от чтения и аудирования на начальных стадиях проекта и заканчивая говорением и письмом на последующих этапах. 

В заключении хочется сказать, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных образовательных технологий во все его сферы. Использование инновационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности обучающихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с использованием данных технологий должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности обучающихся, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа обучающихся с использованием инноваций может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучающихся по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Доклад на заседании ШМО учителей русского, башкирского, английского языков и литературы на тему

«Проблемы преемственности при обучении английскому языку

и пути их разрешения».

Дата: 12.10.2021 г.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для учителей, детей и родителей часто становится не радостным событием, а наоборот, очень проблемным. Психологи считают это началом кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смены ведущей деятельности. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

Помочь пройти этому этапу, как можно более безболезненно, должна правильно выстроенная система преемственности. Что же такое преемственность?

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

В чем же состоит проблема преемственности при поступлении в основную школу?

Это, в первую очередь, проблема снижения успешности в обучении учащихся. Крушение традиций, повышенная требовательность педагогов, повышение нагрузки, различные стили преподавания, различие в особенностях индивидуальной профессиональной ментальности, сниженный контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий, связанный с «усталостью» и надеждой на привычку.

Все эти проблемы сваливаются на плечи детей и им в этом необходимо помочь. Со стороны учителя предметника необходимо особое внимание к проблемам, приводящим к снижению успеваемости по его предмету. Нельзя забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, подходы к их обучению следует строить в соответствии с этим возрастным периодом. Этот период характеризуется становлением личности в социуме, борьбой за лидерство в первичном коллективе, которым является класс, снижением авторитета взрослых. Учитель предметник обязан строго следить за формированием самооценки пятиклассника, за темпом его учебной деятельности, выполнением домашнего задания. Не следует увлекаться различными образовательными технологиями, требующими дополнительной адаптации, нельзя забывать о том, что дополнительная требовательность и строгость может привести к желанию детей казаться маленькими и слабенькими, к их торможению и возникновению негативного отношения к предмету. Необходимо особое внимание уделять созданию на уроках ситуации успеха для пятиклассников.

Не следует забывать, что пятиклассники народ эмоциональный, их восприятие неразрывно тормозится или обостряется эмоциями, отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Формирование личности, способной ставить перед собой цели и принимать решения необходимо осуществлять с опорой на сильные стороны ученика, настраивая его на успех. Любому ребёнку присущи пытливость, любознательность, волевые качества, любовь к справедливости, оптимизм.

Учителям английского языка, наверное, проще, чем учителям других предметов, говорить о преемственности, так как, во-первых, мы начинаем работать с детьми на первой ступени обучения и продолжаем с ними работать в среднем и старшем звене. Во-вторых, авторами учебников созданы линейки УМК со 2 по 11 класс.

Но даже при таком, выгодном положении дел проблемы преемственности сохраняются и у нас.

Говоря о преемственности в обучении английскому, следует отметить следующие аспекты:

1. Преемственность в содержании курса. В начальной школе мы начинаем изучать английский по УМК  

« Английский в фокусе» и др. и продолжаем по нему работать в средней школе. Но учебник 2-4 класса объединен одной сюжетной (сказочной) линией, на протяжении всего курса обучения здесь действуют одни и те же сказочные герои; учебник красочный, в нем много сказок, стихов. В 5-м классе все резко меняется. Всю первую четверть мы читаем, обсуждаем и пишем письмо о нереальной (применительно к нашему ОУ) программе по обмену студентами. Меняется и шрифт учебника, и объем материала, что негативно сказывается на восприятии детей. А ведь дети стали всего на 3 месяца старше, и их психологические особенности восприятия и ведущая деятельность не могли поменяться так быстро.

Поэтому необходимо разнообразить уроки, делать их более интересными и личностно-ориентированными. Хорошим помощником в этой работе служит сеть Интернет. Например, детям неинтересно писать письма, т.к. в наше время информационных технологий письма подростки практически не пишут, а умения писать письма на английском является необходимым условием для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Заинтересовать детей мне помогает онлайн-тренажер, который учит детей писать письма.

Поддержать познавательный интерес учащихся помогают сказки, загадки, мультфильмы и фильмы на английском языке.

Один из важных вопросов в методике обучения английскому языку – это обучение грамматике. Причиной может служить то, что при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы», Present Perfect Tense) или данное явление еще не изучалось на родном языке. Хорошим подспорьем в данной ситуации является использование песен и рифмовок. Кроме того известно, что для достижения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одной из сфер интересов подростков является музыка. Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода, так как песня затрагивает жизненно важные проблемы, она знакомит с лексикой, выполняя коммуникативную функцию. Что самое важное, песня, как и любой художественный текст, дает «живые» грамматические конструкции, то есть грамматику в действии. В зависимости от выбранной песни, можно составить длинный список заданий с разными видами упражнений: например, заполнение пропущенных слов, многовариантный выбор, установление соответствий, письменные задания: они могут включать работу с текстами, тема которых связана с содержанием песни; возможен и такой сценарий урока, при котором учащиеся сочиняют свои собственные тексты к выбранной песне.

2. Преемственность в формах и методах работы подразумевает то, что единые формы и методы работы должны присутствовать в начальной и основной школе. Учителю, работающему в 5-м классе, не следует отказываться от организационных форм, от привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные у ребят знания и умения, имеющийся запас представлений. В своей работе я создаю условия для постановки совместно с учащимися определенной проблемы в изучении предмета, разрешение которой требует от учащихся осуществления выбора.

3. Преемственность в требованиях к обучающимся – основное требование, сформулированное в новых стандартах, это умение учиться. Работу над формированием этого умения мы начинаем вести в начальной и продолжаем в среднем и старшем звене школы.


4. Для решения проблемы преемственности в обучении английскому языку я пользуюсь методической поддержкой, работая при этом в тесном контакте с психологом, классными руководителями, родителями учащихся.

5. Учебный план нашей школы составляется с учетом преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой. Реализация учебного плана обеспечивается необходимыми кадрами специалистов, программно-методическими комплексом. 

6. Ежегодно мы проводим проверки по преемственности. Поэтапная систематическая диагностика позволяет дать объективную оценку иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся. Навыки и знания проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами, а в пятых классах после окончания темы ''Повторение''. Качество знаний и умений учащихся по английскому языку проверяются различными формами: тестирование и письменные контрольные работы. 

Реалии сегодняшнего дня требуют от учителя иностранного языка повышения эффективности учебной работы на уроке, использования современных учебных пособий, расширения ассортимента применяемых форм и методов обучения. Развивающий характер обучения и воспитания, опора на творческую активность личности является главным критерием согласованности и преемственности образовательных стандартов.










 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам"

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...

Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка

Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка...

Семинар-практикум «Использование арт-технологий в преподавании иностранного языка»

Целью данного семинара является совершенствование профессиональной компетентности педагогов по внедрению арт – технологий для эффективного обеспечения качества образования.    ...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Использование новейших технологий в преподавании иностранного языка.

Тема для обсуждения на заседании методического объединения...

Доклад на Всероссийскую НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ...