«Проектная деятельность на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Нестеренко Лариса Валерьевна

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность на уроках английского языка»

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

Метод проектов:

- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);

-это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Обучающиеся сами выбирает объект исследования, сами для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Не  все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранных языков или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, мы помогаем одаренным детям преодолевать себя, формируем и развиваем у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать свою деятельность.

            В 5-7 классах средней школы закладываются основы исследовательской деятельности. На этом этапе можно создавать ситуации, которые позволяют учащимся самим находить новые темы для исследований. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами. В силу разного уровня владения иностранным языком, наиболее удачным является прикладной проект. Прикладной проект может сочетать в себе элементы  информационного и исследовательского проектов. Можно предлагать одинаковые темы учащимся разных классов. В этом случае есть возможность сравнить  восприятие решение одной и той же проблемы детьми разного возраста. Продолжительность работы над проектом от 2 недель до 1-2 месяцев. Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. Проект представляется и защищается на уроках, на научно-практических конференциях.Прежде всего, надо научить обучающихся проектной деятельности.

Основные требования к проекту:

Наличие актуальной для учащихся проблемы, требующей для её разрешения интегрированных знаний и  исследовательского поиска.

Практическая значимость результатов исследования.

Самостоятельная деятельность учащихся в ходе реализации  проектов.

 Грамотное оформление проектной работы.

Формулирование цели и круга задач.

Определение методов исследования (изучение литературы по теме исследовательского проекта, анкетирование, обработка и систематизация полученных данных и др.)

Оформление результатов проведенной диагностики.

Презентация (защита) проекта.

Анализ предъявленной проектной работы.

Выдвижения новых задач для продолжения исследования другими учащимися.

Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет  три основных этапа:

Подготовительный – определение проблем и задач исследования: мотивация; целеполагание;

 планирование.

Основной -  выполнение задач проекта: принятие решений; выполнение проекта;

анализ и систематизация проделанной работы.

Заключительный – оформление результатов работы: Защита проекта; Обсуждение проекта и его оценка. В помощь учащимся предлагается также макет исследовательского проекта, содержащий следующие разделы: титульный лист; вводная часть; содержание – основные идеи; конечный результат проекта.

В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК «Spotlight». Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важна, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Так, например УМК для второго года обучения в 2-й четверти предлагает изготовить книгу «Английский Алфавит». Учащимся предлагалось изготавливать1 листок книги после изучения каждой буквы английского алфавита, а в итоги получиться книга.

После все обучающиеся представляют свои книги. Устраиваем книжную ярмарку. Можно устроит праздник английской азбуки, и пригласить родителей и на ней провести ярмарку проектов, так как детей в классах до 10 человек, я приглашаю на такой праздник всех обучающихся начальной школы. При изучении темы: «Продукты» в начальной школе, с обучающимися выполняем проект под названием: «Продукты в моем холодильнике». Я заранее выпускаю макеты холодильников и карточки с изображением продуктов. Детям необходимо вырезать и украсить свой холодильник. Затем обучающиеся самостоятельно вырезают карточки по теме: «Продукты», и на оборотной стороне подписывают наименование продуктов на английском языке. В дальнейшем, на каждом уроке мы повторяем так  лексику по теме: «Продукты». Карточки и макеты выпускаю сама, по причине того, что не все дети относятся ответственно к таким творческим заданиям.

В 5-10 классах обучение ведется тоже по УМК «Spotligh». УМК уже предполагает проведение проектов. Например, снять фильм, или озвучить задание.

В 2-9 классы реализуют федеральный образовательный стандарт, проводить проекты  в этих классах легче, потому что дети с 1 класса учатся создавать проекты.

Для реализации проектной деятельности в 8, 9 классах выбираю более интересные темы для обучающихся, например «Еда». Обучающиеся делятся на две группы, первая изучает материалы о национальной еде (России или Кубани), а вторая группа изучает информацию об английских традиционных блюдах. Иногда обучающиеся записывают видео, как они приготовили то или иное блюда.

В 10 – 11 классах проектную деятельность по английскому языку сочетаю с основами православной культуры. В рамках проектной деятельности собираем материал о духовной жизни станицы. В дальнейшем планируем с детьми создать виртуальную экскурсию по храмам нашего города  (с переводом на английский язык). Данная работа помогает мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка. Дает хорошие результаты во внеурочной деятельности: участие в олимпиадах: Британский Бульдог, Олимпус, Юниор и другие.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;

4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.

Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.

Список использованной литературы

1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/05/

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М.  - М., 2004.

4. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

6.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.tgl.net.ru/wiki

9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000. — № 3 — с.3–9

10.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library

11.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках английского языка»

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или...

Проектная деятельность на уроках английского языка

В материале отражено, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .  5 класс ФГОС. По УМК  авт.-сост.  Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. Количес...