Работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми на уроках английского языка
материал по английскому языку

Сообщение для ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка.

В учебной деятельности одаренные дети способны к самостоятельным действиям. Они отличаются желанием добиваться успехов в учебе.

Склонность к изучению иностранных языков проявляется у детей на начальном этапе обучения. Такие учащиеся активны, легко усваивают новый материал и стремятся к самостоятельному исследованию, интересуются специальной литературой, пытаются узнать, как можно больше. Они требуют к себе особого внимания.

Когда в процессе урока учитель импровизирует, создает различные ситуации, в которых такие ученики могут проявлять свои знания, одаренные дети не только получают от этого удовольствие, но и все больше увлекаются предметом. Поэтому с ними надо работать по индивидуальной программе.

Задача педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для их реализации.

В работе с одарёнными предлагаются различные приёмы, формы и методы работы.

  • работа по индивидуальным планам;
  • участие в олимпиадах;
  • конкурсы;
  • кружки;

Наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Для индивидуальных занятий с ребёнком необходимо определить темы консультаций по наиболее интересующим вопросам, выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Работа с одаренными детьми имеет на две формы – урочную и внеурочную.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны сочетаться с методами и формами работы со всеми школьниками и в то же время отличаться своеобразием.

Для индивидуальной работы на уроке с преуспевающими детьми используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера.

На уроках предлагается использовать разноуровневые задания и индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.

Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке к олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке. Вместе с тем необходимо предлагать поддерживающие занятия для отстающих.

Целесообразно дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, чтобы в после урочное время не объяснять этот же самый материал несколько раз.

Очень важно оказывать доверие школьникам. Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Один из уроков в конце четверти лучше проводить силами учеников, выступающих в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся. Преуспевающих детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они любят не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Одарённых школьников нужно направлять и учить добывать информацию.

В свою очередь на старшем этапе обучения предлагается использование технологии дебатов и дискуссий, мини-конференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить взаимодействие учителя и ученика, доверие и уважение учащихся друг к другу.

Преподаватель может успешно использовать лидерские способности преуспевающих детей, особенно при организации работы в группах. Такие ученики, возглавляя работу в группе, вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их на эксперименты и созидание.

Широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение школьников к участию в различных олимпиадах вне школы. Так, работая в малых группах, необходимо максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу со различной литературой. Это позволяет учесть потребности и возможности детей.

По опыту работы из большого списка мероприятий предполагается использовать самые эффективные:

  • олимпиады по иностранным языкам;
  • система факультативных и кружковых занятий; 
  • творческие конкурсы на английском языке;
  • интеллектуальные игры, КВН по страноведению;
  • предметная неделя иностранного языка;
  • оформление различных стендов творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «День Матери» и др.;
  • ролевые игры для учащихся среднего звена: «Найди клад», «За праздничным столом»;
  • конкурсы на лучшего переводчика.

При работе с одаренными учащимися целесообразно использовать дополнительный материал (пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике).

Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока школьники чувствуют себя свободнее и более раскованно, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.

Основная деятельность учителя направлена на создание для каждого ученика ситуации успеха. Успех в учении - источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие школьника. Успех ребенку может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Преподаватель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Школьник может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам (пропуски занятий по болезни, задержка психического развития, неблагополучная семья, прогулы и т.д.). Задачей учителя при работе с такими детьми является создание благоприятной атмосферы на уроке, своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях. Кроме того, предлагается менять формы и методы учебной работы на уроках иностранного языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся необходимо создать атмосферу особой доброжелательности, снижать темп опроса, разрешать дольше готовиться у доски, стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

Во время изложения нового материала целесообразно чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала, привлекать их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

При организации самостоятельной работы для слабоуспевающих групп лучше выбирать наиболее подходящие системы упражнений, а не механически увеличивать их число, более подробно объяснять последовательность выполнения задания, предупреждать о возможных затруднениях, напоминать приемы и способы выполнения задания.

В ходе самостоятельной работы на уроке предлагается разбивать задания на этапы, выделять в сложных заданиях простые, давать ссылки на правила, которые необходимы для решения задач и упражнений, стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих.

Кроме того, для профилактики неуспеваемости учителю необходимо тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в письменных и устных ответах, контролировать усвоение материала школьниками, пропускающими занятия, включать в свою деятельность внеклассную работу, постановку спектаклей на английском языке куда привлекать слабоуспевающих, неуверенных в себе детей, чтобы раскрыть их творческий потенциал и внушить мысль, что они могут общаться на языке не хуже других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Что...

Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка.

Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка....

Работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми

Здесь представлены материалы по работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми...

«Организация работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми».

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к о...

Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка

Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....