«Будто полет ветерка дуновенье / Лиры звучанье - полет вдохновенье…».
план-конспект урока по английскому языку (8 класс)

Кадиева Лариса Ивановна

Разработка открытого урока "Будто полет ветерка дуновенье/Лиры звучанье-полет вдохновенье..." представляет интерес для творчески работающих преподавателей английского,русского и осетинских языков,работающих по теме"Музыкальные инструменты","Искусство".На уроке проводится сравнение в развитии древних музыкальных инструментов Ирландии,России и Осетии.Работа будет интересна и для учитей истории и учителей музыки и МХК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Класс: 8

Тема: «Будто полет ветерка дуновенье / Лиры звучанье  - полет вдохновенье…». (Музыкальные инструменты)

Образовательная программа, автор: УМК «Радужный английский», О.В. Афанасьева, И.В Михеева.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: «Блок II. Искусство».

Цели урока: 

деятельностная:  познакомить учащихся со значением лиры. 

содержательная: раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в истории и фольклоре.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование эстетических и этических чувств, благодаря знакомству с певцами старины, потребности в творческом самовыражении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формирование оценочной самостоятельности; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль сравнения способа действия и его результата с эталоном; коррекция внесения необходимых дополнений и коррективов в способ действия и его результата; оценка результатов работы.

Познавательные УУД: расширить знания учащихся о народных музыкальных инструментах;

Коммуникативные УУД: формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности; выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия.

Предметные: умение определять произведения музыки, литературы, искусства, формирование умения определять музыкальные жанры, музыкальные инструменты.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: Основные дидактические методы: словесный, наглядный, практический. Частные методы и приемы: фронтальный, индивидуальный, звуковой анализ.

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Урок изучениё нового материала с использованием современных педагогических технологий: информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, системно-

деятельностный подход.

Описание методов оценивания, применяемых на уроке: оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

Средства обучения: интернет, учебники, мультимедиа.

Содержание урока

I.Организационный момент

-Доброе утро уважаемые учителя и ученики нашей школы.

Good morning dear teachers and our classmates.

Приветствие на осет. яз.

-Мы пригласили сегодня на наш урок представителей трех национальностей, чтобы поговорить об одном из самых интересных феноменов наших дней.  У нас также в гостях представители ведущих прессагентств мира.(«The Times», «The Daily Telegraph», «Растзинад», «Северная Осетия», «Комсомольская правда», «Известие») Поприветствуем их.

О чем пойдет речь, вам предстоит угадать.

(Звучит музыка, мелодия арфы, гуслей и ирон фандыра)

Учитель:  Похожа ли эта музыка  на современную? (ответы).

В какое время мы могли бы услышать её? (ответы). Для чего же мы обращаемся к страницам истории? (ответы).

II.Введение в ситуацию урока

Определение темы урока (Сценка «Диалог историка сАрфой и Лирой»)

-What’s your name, my dear lady?
-Меня зовут  АРФА

- How old are you?
-Лет, пожалуй, тысяч пять, - десять. а может быть, и все двадцать.. . Кто его знает?
- Where are you from?
- Божественное! Один ученый монах писал в давние времена, что меня изобрел бог Меркурий. Нет, возражал другой: Арфу подарил людям сын Зевса Амфеон. А третий в ученом споре свое отстаивал: это - инструмент египетского бога Тота.

- Do you really believe in your saint origin?
Признаться, это очень мне льстит. Так приятно, когда поклоняются твоей красоте! Вам известно, конечно, что древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Так вот. . . Когда они хотели написать слово «прекрасное», то, представьте, рисовали именно мой портрет.

- So, you are Egyptian?

- Почему же только египтянкой! Считайте меня также уроженкой Китая, Океании, обеих Америк — Северной и Южной, Европы, Средней Азии... Да и был ли такой древний народ, который бы меня не знал?!

- Who was the first man who had invented you?

- Ну, если вы так настаиваете... Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн — там я.

— Have you got any relatives? (Арфа растрогалась, раскрыла пухлый семейный альбом с портретами музыкальных инструментов. У всех без исключения общая фамильная черта — струны.)
- Вот моя милая сестричка, подруга детских лет. Древние греки звали ее Лира

Кратко история лиры)

-Как рассказывает греческий миф, меня изобрел юный Гермес, вестник богов:
однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. А он, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всем признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая, отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.

Цель урока.  О чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей).

You have just listened to the charming melodies. Guess what musical instruments do they belong?

(слайд 1) появляются арфа, гусли и фандыр.

So, the theme of the lesson is to see what role these instruments play in the history and literature of Russia, Ossetia and Ireland. (Роль музыкальных инструментов в истории и литературе  Ирландии, России и Осетии). 

 Объединяющим началом для этих инструментов была лира

Словарная работа

это слово знакомо должно быть каждому, его встречают и в музыке, и в литературе, но некоторые значения слова, мало кому известны. Со временем семантика этого слова изменялась, оно наполнялось более глубокими и образными значениями. Поэтому для выяснения, что такое лира в литературе, нужно обратиться к словарям и выяснить все оттенки значений этого интересного слова.

Словарные музыкальные значения

  1. Лира — это тип музыкального струнного щипкового инструмента. Но такое значение не первоначально, сначала греки стали называть лирой щипковый музыкальный инструмент, который похож на кифару.

В Европе с XI века получил распространение струнный фрикционный инструмент, который назывался колесной лирой, являющейся отдаленным родственником болгарской гуделки и югославской лирицы. В XV-XVIII вв. лирой называли струнный смычковый инструмент, который очень схож со скрипкой, лютней и виолой;

  1. Лира - денежная единица Турции, Италии, Ватикана.
  2. Слово «лира» присутствует во всех областях науки. В астрономии Лира — это созвездие Северного полушария, с состав которого входит звезда Вега, имеющая очень яркий свет.
  3. Лира — это птица, у которой хвост внешне очень сильно напоминает музыкальный инструмент. Это ещё зверёк, который похож на скунса, но на спине имеет рисунок, который очень сильно напоминает лиру.
  4.  в литературу это слово пришло из музыки путем метафорического образного переноса. Древние греки играли на музыкальном инструменте лире, сопровождая пением эпическую и лирическую поэзию. Именно это послужило поводом к тому, чтобы поэтическое творчество навсегда связало себя со словом «лира». Через некоторое время слово «лира» стало обозначать не музыкальный инструмент, а символ поэзии, творчества, вдохновения.

Именно с таким пониманием слова «лира» связано частое его употребление в поэзии русских классиков. Достаточно привести в качестве примера всего лишь две великие фамилии: Пушкин, Некрасов. Пушкин писал в своем стихотворении:

«И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал».

Конечно, каждый читающий поймет, что Пушкин здесь не имеет в виду музыкальный инструмент, автор пишет о своем поэтическом творчестве. С тем же значением употребляет слово лира и Некрасов:

К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Я лиру посвятил народу своему.

«Поэтому и слова «лира» и «лирика» являются очень созвучными и имеют один этимологический корень.
По прошествии времени словосочетание «играть на лире» приобрело еще и переносное значение, т.е. сочинять стихи».

Еще Даль в своем словаре отмечал связь слова «лира» с поэзией. Он указывал, что через значение возвышенного песнопения, сопровождаемого игрой на лире, слово «лира» пришло в литературу и уже давно неразрывно связано с поэзией и поэтическим творчеством.

Отвечая на вопрос, что такое лира в литературе, нельзя не сказать о символистском значении слова. Это значение часто использовали поэты символисты, а сейчас к такому толкованию прибегают многие деятели искусства. Лира обозначает гармонию чисел, которая заключена в основе Вселенной. Лира с семью струнами символизирует гармонию семи планет. Каждая струна – это одна планета. Кроме того, четырехструнная лира представляет собой четыре стихии: воду, огонь, воздух.

Связь лиры с арфой

III. Роль арфы в историческом развитии страны Выступление гостей из Ирландии (слайд 9-21)

АРФА - тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны.
История арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов - насчитывает много веков. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Шли годы, десятилетия, века. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме.
Именно в Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в.
Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Арфа на гербе.
Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами на синем щите. Арфа долгое время была геральдическим символом Ирландии. В современном виде герб утверждён 9 ноября 1945 года.
Герб Ирландии
Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века.
Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку. Арфа изображалась на ирландских монетах при короле Джоне и Эдварде I.
Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Джеймса VI (он же Король Англии Джеймс I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
Как символ нового Королевства Ирландии, образованного Генрихом I Ирландским, арфа была принята в 1541, и появилась на валюте государства. После объединения Ирландии, Англии и Шотландии при Якове I Английском в марте 1603 года арфа появилась на третьей четверти королевского герба Соединённого Королевства.
С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.
(Slide 9-21)

The HARP is a type of plucked musical instrument. The history of the harp - one of the oldest musical instruments-dates back to many centuries. It appeared at the dawn of human civilization and became the progenitor of all stringed instruments.

It may have been so: one day, as the hunter was pulling the bowstring, he noticed that it made a soft, melodious sound. He checked his impression and liked the sound even more. Then he decided to pull another string next to him, a shorter one, and there were already two musical sounds of different heights. It became possible to play a simple melody. It was a great discovery: the first stringed plucking instrument appeared.

How old is the music for so many years and the harp is. Wherever there is music, there is a harp. However, under different names. The years went by, decades, centuries. The harp was loved in Ancient Egypt, in Phoenicia(fonisher Финикия) and Assyria Ассирия, in Ancient Greece and Rome.

It was in the Middle Ages that the harp became widespread in Europe. The harp of the European type can be found in the works of Roman authors, but the oldest image of the harp is an Irish sculpture of the 8th century ..

Irish harpists were especially famous for performing their tales-sagas-to the accompaniment of a small portable harp. Her image was even included in the national emblem of Ireland.

Harp on the coat of arms.

The coat of arms of Ireland is a Golden harp with silver strings on a blue shield. The harp has long been the heraldic symbol of Ireland. In its modern form, the coat of arms was approved on November 9, 1945.

Coat Of Arms of Ireland

Legend has it that the first Gaelic harp was granted by the gods to the ruler of Dagda, but the gods of cold and darkness stole it, after which the good gods of light and sun found it and returned it to its owner to play, bringing joy to people with music. The harp has been recognized as a symbol of Ireland since the thirteenth century.

Ireland is the only country in the world whose national symbol is a musical instrument; the harp symbolizes the importance of music in Irish culture and the antiquity of its traditions. Archaeologists find on the territory of Ireland Celtic harps dating back to the XII century. The harp was depicted on Irish coins under King John and Edward I.

It was first used to symbolically represent Ireland in the Royal Flag of King James VI of Scotland (aka King James I of England), and has since featured in all the Royal flags of England, Britain and the United Kingdom, although the style of the image has changed over time.

(слайд с арфой на флагах Великобритании, Шотландии, Ирландии)

As a symbol of the new Kingdom of Ireland, formed by Henry I of Ireland, the harp was adopted in 1541, and appeared on the currency of the state. After the unification of Ireland, England and Scotland under James I of England in March 1603, the harp appeared on the third quarter of the Royal coat of arms of the United Kingdom.

Since 1922, the Irish Free state has continued to use the harp as a state symbol, imprinted on the Great seal of Ireland, on the coat of arms, Presidential flag and Presidential seal, as well as in a number of other state symbols and documents. The harp is also depicted on Irish coins, from medieval to modern Irish Euro coins.
Вопросы журналистов к ирландской делегации.  («The Times», «The Daily Telegraph»,

История возникновения русских гуслей и их упоминание  литературных и музыкальных произведениях. Выступление гостей из России (слайд 22-31)

Россию без песни представить нельзя -

Кто эти красоты восславит?

Зальется баян, и подхватит рожок,

Балалайка струной заиграет.

А знаете ль вы, кто был главным всему?

Чьи струны князей восхваляли?

Брал гусли Баян -

И все молкло вокруг,

Баллады о храбрых звучали.

Сейчас, к сожалению, нам не дано

Услышать напев тот старинный,

Но, всё же, я гусли прославить хочу -

В них слышу мелодию нашего гимна.

Конец Х века – знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы с внешним врагом, после междоусобных раздоров Русь обрела относительный покой. С 980 года начал княжить Владимир Святославич. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а 988 году Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершилась судьба земли русской. И происходило это на княжеских пирах, в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры не только обильным угощением и деловыми беседами, но и искусством певцов-сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни-славы, вспоминали были давних лет

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место рождения гуслей. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века.

По одной из версии, название этого инструмента, связано со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Это и стало основной версией возникновения названия инструмента гусли. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик.

В древности этот инструмент был в руках наших былинных богатырей — искусных игроков на гуслях. На них  играли богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко.  В народном сознании умение играть на гуслях было такой же неотъемлемой чертой положительных былинных героев, как смелость, сила, ловкость, удаль богатырская.

Историю возникновения ирон фандыр. Выступление гостей из Северной Осетии (слайд 32-38)

Ирон фœндыр у фыдœлтœй нын чи баззад, ахœм инструменталон дзаума. Нœ фыдœлтыл-иу уœззау рœстœджытœ куы скодта, уœд-иу сын сœ зын сахат фыццагдœр фœндыр фасырдта са зардœты рис. Йœ аив, рœсугъд зœлтам хъусгœйа-иу сœ œрбайрох сœ мœгуыр царддœр. Уœдœ сœ уарзты, сœ цины анкъарœнтœ дœр карœдзийан фандыры фœрцы œмбарын кодтой.Бирæ æбисæндты ис,фæндырæн цы бынат уыди ирон адæмы царды, уый æвдисæн: «Циндзинад œнœ фандыр на фидауы». Фœндырызœлтœ– маргъы дыууа домбай базыры,  иу дзыхœссы хъыг, иннœ- цин.

Ирон æвзаджы дзырд «фæндыр»-æн ис бирæ нысæнттæ: «дыууадœстæнон фœндыр», «хъисын фæндыр», «хъандзал-фæндыр», «дала-фæндыр». Æппæты рагондæрыл нымад у дыууадæстæнон фæндыр. Уый равзœрд Сырдоны бинонты сœфты фœдыл.Сырдоны хъарœг œмœ цагъд сœнкъуысын кодтой Нарты зœрдœтœ œмœ сœ басастой. Сырдон балœвар кодта фœндыр Нартœн.Нарт се`мрœнхъ слаууын кодтой  Сырдоны. Нарт фесœфтысты, фœлœ фœндыр баззад. Афтœмœй мах базыдттам фœндыры равзœрд. Диссаджы рœсугъд зœлтœ райхъуысы фœндыры риуœй.

Дыууадœстынон фœндырœй цагъта 1952азы Хъаныхъуаты Никъала. Цагъта дзы бадгœйœ, фœндыр йœ уœрджытылвœрдœй. Инна фœндыртœйдœр кадœгганджытœ цагътой ахœм хуызы. Цагътой дзы фольклорон уацмыстœ, "Нарты кадджытœ". Уыцы хабæрттæ уыдысты æрæджы дæр ма…

Хетæгкаты Къоста  фыста: «Адæмон сфæлдыстады ацы къабаз уæлдай уарзондæр æмæ зæрдæмæ-хъаргæдæр у» .

«Хъисын фæндыр» афтæ хуыйны, уымæн æмæ йæ тæнтæ конд уыдысты хъисæй, бæхы хъуынæй. Нæ фыдæлты уырныдта, хъисын фæндырæн уæларвон тых кæй ис, йæ бон алыхуызон бардуæгтимæ дзурын кæй у, уый. Фæндыры цагъдмæ – иу рынчыны раз кодтой «дзуары зарджытæ», афтæмæй йын сырдтой йæ  рын. Хъисын фæндыры фæрцы – иу нæ фыдæлтæ базыдтой боны хъæды ивддзинæдтæ: уарынты размæ –иу хъисын фæндыр райдыдта хъым – хъым кæнын. «Дæ хъисын фæндыр цы зæгъы, къæвда уыдзæн æви нæ? - афарстой – иу фæндырдзæгъдæджы. Хъисын фæндыры фæрцы – иу сбæрæг кодтой, зæй кæнæ миты бын фæуæг мард кæм агургæ у, уый: фæндыры зæлтæ – иу уыцы ран æрмынæг сты.

Хъисын фæндыры миниуджытæ сæ мгуырын кодтой алыхуызон хъуыдытæ.

Дыууадæстæнон æмæ хъисын фæндырæй –иу цагътой æрмæст нæлгоймæгтæ – каддæггæнджытæ. Ирыстоны курдиатджын кадœгганджытыл нымад уыдысты Зыгъуытаты куырм Бибо, Таутиаты Дрис, Баликъоты Слангери æмæ иннæтæ.

Къоста йœ чиныг "Ирон фœндыр"- ы дœр дзœгъалы не схуыдта ацы номœй. Поэт ацы ном радта Бибойы кадœн, цœмай йе`мзавгатœ зыланг кœной адœмы `хсœн Бибойы фœндырау.

Физминутка (слайд 39)

Работа с текстом (слайд 40)

Переведите на осетинский/английский язык. Объем-10-15 предложений. Русскоязычная группа пишет сообщение о значении музыки в нашей жизни

Я думаю, что подростки тратят больше времени на просмотр телевизора, но им так же очень нравится ходить к друзьям и слушать музыку. Есть разные виды музыки для разных возрастов и настроения. Например, рок, поп, классическая музыка, джаз и другие. Мне нравится слушать разную музыку. Это зависит от моего настроения. Но музыка является частью моей жизни. Когда я прихожу домой, я включаю музыку на своем компьютере. В моем плейлисте (списке воспроизведения) много разных видов музыки. Мне нравится классическая музыка, потому что все композиторы были очень талантливы. Большую часть их музыки играет оркестр. Иногда я могу слушать поп-музыку. Эта музыка написана для развлечения. Мы слушаем эту музыку на дискотеках и вечеринках. Мне также нравится такой стиль, как r’n’b. Это ритм и блюз. В этом стиле текст песни важнее, чем музыка. Но вместе музыка и текст создают замечательные песни.

Cinquain. Синквейн на тему «Музыка» (слайд 41)

1 строка – 1 существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение

5 строка – сининоим

Этап включения в систему и повторения.
- На уроке мы соприкоснулись с прошлым.

- Подводя итог, давайте ответим на несколько вопросов:

- Понравилось вам путешествие в старину? (ответы детей).

- Давайте вспомним, с какой темой мы работали?

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Что сегодня на уроке было для вас важным?

Reflection. Рефлексия. (слайд 42)

- Какие чувства вы испытали на занятии?

Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение!

- Вы хорошо потрудились.

- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....

Презентация к интегрированному уроку "Полет вдохновения или новая жизнь старых вещей"

Данная презентация показывается совместно с рассказом об истории декупажа....

Рисование "Шарики воздушные, ветерку послушные"

Учить изображать формы, похожие на круги, овалы, располагая их по всему листу....

Квест-игра "Полет в Космос", посвященная 55летию полета первого человека в косомос

Для проведения квест-игры можно использовать разные нетрадиционные виды работы. Участники делятся на команды, каждая команда получает маршрутный лист с порядком прохождения станций квест-игры;  у...

Самоанализ к интегрированному уроку"Будто полет ветерка дуновенье / Лиры звучанье - полет вдохновенье…».

Самоанализ к открытому уроку"Будто полет ветерка дуновенье/Лиры звучанье- полет полет вдохновенье..." является  является хорошим подспорьем для  молодых  учителей,делающих пер...