«Современные эффективные технологии на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Публикация статьи по теме "Современные эффективные технологии на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.

                                                                          Салихова Гульшат Магъфуровна.

                                                                                     Учитель английского языка.

                                МБОУ СОШ №24  г. Альметьевск,  Республика Татарстан

      В современном  мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей . Если ты свободно общаешься на английском языке, это значительно расширяет твои жизненные перспективы. Но очень часто бывает так,  человек который учился на пятерки, который знает все грамматические правила и который обладает хорошим словарным запасом не может естественно общаться на английском языке с иностранцем. Почему так происходит? Во-первых, появляется страх,  ведь читать бегло тексты и грамотно вести беседу – это две разные вещи. Во-вторых,  хороший словарный запас не поможет, если не знать и не уметь на практике им умело и грамотно пользоваться. Именно поэтому важно практиковать общение и приобретать коммуникативные навыки.

       Таким образом, современный мир влияет и на  методы преподавания иностранным языкам. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению лексикой, чтению и литературному переводу  и задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту.  Речь идет о традиционном методе. Но в современном мире  одним лишь знанием теории и умением писать  нельзя обойтись, необходимо умение комфортно общаться вживую. И здесь нам приходит в помощь  коммуникативный метод обучения иностранным языкам, который в настоящее время считается самым популярным.

      Цель методики – научить человека общаться, не только овладев рядом правил и слов, но и познав специфику культуры носителей языка. Школьники занимаются по современным пособиям, где материал дан в контексте жизненных ситуаций. В идеальном варианте объяснение правил, постановка заданий и все общение в целом в классе происходят на английском языке. Ученики запоминают не дословный перевод отдельных слов, а сами значения, т.е. ассоциируют лексику с реалиями, что учит их думать на английском, а не на русском языке.  

      Коммуникативная методика, как следует уже из ее названия, направлена именно на возможность общения.  Большое  внимание здесь уделяется таким  основными видам деятельности  как говорению и восприятию речи на слух, а чтение и письмо отходят на второй план. Устная речь достаточно сильно отличается от письменной.  Здесь нет сложных конструкций. Предложения, в основном, простые. Можно подумать , что коммуникативный метод предназначен только для легкой беседы. Еще один минус –это наличие грамматических ошибок.

       Но,  я думаю, эти минусы можно  исправить. При коммуникативной методике можно заниматься параллельно со всеми видами деятельности. Работая над грамматикой и лексикой,  можно подавать коммуникативные единицы комплексно. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: ученик сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Многие правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой студенту лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий. Можно использовать также компьютеры с CD, Интернет. Все это способствует пробуждению у учеников интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка. Цель - научить ученика говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Очень хорошо помогают  достичь поставленной цели ролевые игры,  с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределением между учащимися ролями . Ученики начальных классов с удовольствием выступают в роли  продавца и покупателя или  в роли сказочных героев.  Как внеклассные мероприятия можно готовить постановки сказок. Ведь внеклассная деятельность  обладает огромным потенциалом для формирования коммуникативной компетенции. Например, в  рамках недели английского языка ученики 4А класса очень хорошо сыграли сказку «Колобок» на английском языке. В средней звене любим решать проблемные ситуации,  в которых ученики выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают моё мнение или мнение своего одноклассника.   Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников. Использование вводных фраз, таких как I think, in my opinion, besides, on the one hand….on the other hand,… делает речь ученика  намного естественнее и красивее. Так же в английском языке очень много устойчивых выражений: if I were you, I would…; It’s up to you. Даже на вопрос  How are you? ответы учеников не повторяются, например: Life is going  it’s usuall way, nothing to boust of, could be better, life is honey. Используя вводные  фразы, даже простые предложения становятся естественными и красивыми.

    Безграничные возможности для развития коммуникативной компетенции открывает интернет.  Учащиеся могут переписываться по электронной почте со сверстниками-носителями языка, участвовать в   телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании,  международных интернет – проектах.  Мои ученики   с удовольствием участвуют в таких конкурсах как «Вот задачка»,   « Мир  конкурсов»  и занимают призовые места.  Все это способствует   повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных знаний.

В конце хочу отметить,  не важно какой метод мы применяем на своих уроках, мы должны заинтересовать учеников, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от нас, нашего опыта и желания научить.

Литература по теме:

1. Мильруд  Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, №4, 2000.

2. 2.Е.И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.

 Электронные ссылки и источники:

1.  О коммуникативном подходе в Википедии (англ.): http://en.wikipedia.org/wiki/Communicative_language_teaching

2. О коммуникативном подходе. http://www.monografias.com/trabajos18/the-communicative-approach/the-communicative-approach.shtml

3. Коммуникативный метод.  www.nplanet.ru/methods.html  

4.  О коммуникативном методе. coolreferat.com

5. Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучения иностранному языку. http://festival.1september.ru/articles/566870/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

Применение эффективных технологий на уроке английского языка

В данной работе обобщен опыт применения ирговых технологий и метода проектов на уроках английского языка...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9»

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9» – Подоляко Ольга Евгеньевна, почётный работник общего образования Российской Федерации, автор ...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...