Развитие творческих способностей учащихся, как одно из условий личносто-ориентированного подхода к обучению на урокаханглийского языка
материал по английскому языку

Саляхутдинова Диляра Рафаильевна

                   Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие   (это перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков,  как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, творческой активности учащихся)   влекут за собой и изменение методики преподавания в целом.  

                 Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая, как известно, не стоит на месте, а постоянно меняется. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

                  Творчество - это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

      Определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,  художество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_calyahutdinova_d.r.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

              МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная  

         школа   Высокогорского муниципального района РТ»

     (Выступление на семинаре  учителей гуманитарного цикла по    

          теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках гуманитарного цикла»  на базе   МБОУ «Алан-Бексерьская ООШ»)

                                                         Работу выполнила

                                              учительница английского языка

                                                         Саляхутдинова Д.Р.

                                     

                         2019 год

                   Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие   (это перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков,  как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, творческой активности учащихся)   влекут за собой и изменение методики преподавания в целом.  

                 Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая, как известно, не стоит на месте, а постоянно меняется. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

                  Творчество - это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

      Определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,  художество.

        С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы. Основоположник отечественной теории творчества Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры для определения творческих способностей:

  • беглость мысли (количество идей),
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
  • оригинальность (способность производить идеи),
  • любознательность,
  • фантастичность.

Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка" выделяет совокупность множества способностей:

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;2   (от лат. divergere – расходиться – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы)
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Быстрота мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначных вещей;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

        Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно во в нетестовых ситуациях. Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа.

        Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

      Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний.

Условия эффективного развития творческих способностей школьников:

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов творческой деятельности.

       Среди огромного разнообразия путей развития творческих способностей учащихся выделяют следующие:

нетрадиционный урок (Можно провести нестандартные уроки, как урок-театр, урок-концерт, урок-праздник, урок-экскурсия).

-проектная деятельность - проекты, мини-проекты, постеры (Проектная деятельность позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания практике, генерируя при этом новые идеи. Многое тут зависит от постановки проблемы. Можно легко найти информацию об англоязычной стране или даже небольшом городке Великобритании на английском языке. Но где взять текст о родном городке? Конечно, создать самому. И это окажется гораздо интересней, ведь в процессе поиска ты и сам узнаешь много нового о местах, где ты родился. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность)

-игра на уроке  (Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

     Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия).

-создание  презентаций, в том числе и мультимедийных    (В процессе изучения курса информатики и ИКТ учащиеся начинают осваивать создание презентаций.  Эти знания помогают им готовить  презентации к урокам английского языка. Очень часто именно  презентация используется учащимися на уроке защиты проекта.   Это ещё один интересный шаг в развитии творчества наших детей.

- творческая работа с  песенками  (особенно можно использовать на начальном этапе обучения, а именно, их исполнение по ролям. Пример: класс хором поёт куплет: What is your name, what is your name, now tell me please, what is your name? Ученик: My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name и т. д.)

-творческий подход к диалогам. (Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они  сами придумывают оригинальные варианты.

Простейший диалог:

- Excuse me

-Yes, of course.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 5 o’clock

- Thanks a lot.

- Not at all

1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.

2 вариант: - Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.

3 вариант: - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.

4 вариант: - Разговор двух деловых людей.

- сочинение  синквейнов  («синквейн» в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.  Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Тема «Семья»:

Mother

Kind, helpful

Care, love, share

A special person in my life

A friend.

Тема  «Праздники»:

Christmas

Merry, mysterious

Bring presents, cook, wish.

Makes me happy a lot

Christmas Tree

 

Тема «Новый год»:

New Year

Happy, funny

Entertain, give hopes, smile

The best time of the year

A holiday

-сочинение  лимериков (Лимерик – это замечательное явление в английской поэзии, особый род коротких шутливых стихотворений, любимых и детьми, и взрослыми. Как правило, лимерик представляет собой строфу, состоящую из пяти строк, построенную по схеме рифмовки AABBA, т.е. рифмуются между собой  1, 2, 5 строчки, а 3 рифмуется с 4 строчкой. Для задания предлагаются  1, 2, 5 строчки. Нужно придумать 3 и 4 строчки.

 Сюжет лимерика строится обычно следующим образом: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло.

 

1. There was a young lady of Riga

2. Who rode with a smile on a tiger

3 …………………………………...

4 …………………………………..

5.  And a smile on the face of the tiger.

1 There was a young lady of Riga

2 Who rode with a smile on a tiger

3 Once he ate up her guest

4 And remained only a dress

5 And a smile on the face of a tiger.


There was a Young Lady whose nose


Was so long that it reached to her toes;


     So she hired an Old Lady,


     Whose conduct was steady,


To carry that wonderful nose. 




Жила-была леди, чей нос


До кончиков туфель дорос.


     Во время гулянья


     Специальная няня


Несла этот редкостный нос. 

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

 There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

He got only good marks,

And always did all the tasks.

He was the best pupil at school.

               

Таким образом, все эти нехитрые приёмы, используемые мной в работе, я думаю, способствуют развитию творческих и изобретательных способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

There was a pupil at school.

Who was very nice and cool.

______________________

______________________

He was the best pupil at school.

- Excuse me

-Yes, of course.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 5 o’clock

- Thanks a lot.

- Not at all

1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.

- Excuse me

-Yes, of course.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 5 o’clock

- Thanks a lot.

- Not at all

2 вариант: - Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.

- Excuse me

-Yes, of course.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 5 o’clock

- Thanks a lot.

- Not at all

3 вариант: - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.

- Excuse me

-Yes, of course.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 5 o’clock

- Thanks a lot.

- Not at all

.

4 вариант: - Разговор двух деловых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой основной школы, и одна из ...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...