Текущий контроль лексических навыков на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Коннова  Яна Александрона

Важная задача учителя  в процессе обучения иностранному языку – заложить базовый минимум по всем видам речевой деятельности, фундаментом которого как раз и является языковой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekushchiy_kontrol.rar18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Текущий контроль  лексических навыков

на уроках английского языка

Коннова Яна Александровна

учитель английского языка

Основная школа г. Лысково

Основной задачей обучения английскому языку в школе, на мой взгляд, является приобретение учащимися навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях.

Сама специфика предмета «иностранный язык»  носит  коммуникативную  направленность. И коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе учебно-методических комплексов серии “Rainbow English”.

Важная задача учителя  в процессе обучения – заложить базовый минимум по всем видам речевой деятельности, фундаментом которого как раз и является языковой материал.

Роль лексики для овладения иностранным языком имеет на мой взгляд наиважнейшее значение. Ведь именно лексика передает предмет мысли в силу своей номинативной функции.  Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке.

Практически все учащиеся, изучая иностранный язык, испытывают значительные трудности при усвоении большого объема лексического материала.

Сформулированы теоретические основы обучения лексике, выявлены основные этапы работы над лексическим материалом, показаны различные формы и приемы обучения лексике, доказывается большая польза ведения учащимися «учебного словаря школьника» на протяжении всего школьного курса изучения языка.

Известно огромное количество способов формирования лексических навыков. Упражнения и методические приемы для работы с лексическим материалом успешно используются педагогами.

Но конечно нельзя добиться успеха в формировании коммуникативной компетенции учащихся без эффективного контроля со стороны учителя.

Очевидно, что контроль языковых навыков является главной задачей, обеспечивающей эффективное обучение общению. Необходимо помнить, что контроль должен носить систематический характер, охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени; объём контролируемого материала должен быть небольшим и т.п.

Можно бесконечно перечислять задания по контролю сформированности лексического навыка, однако я считаю, что важную роль в обучении лексической стороне речи занимает текущий контроль.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Он должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

Лексические единицы обладают различной трудностью для усвоения, и следует, в интересах продуктивности обучения лексике, оценивать трудность подлежащих усвоению лексических единиц и искать пути их преодоления.

Как организовать учебный процесс так, чтобы учитель на каждом уроке получал информацию о том, как идет усвоение языкового материала учащимися?

Очень важно получать эту информацию с самого начала работы над лексическим блоком, прежде чем контролировать конечный результат.

Одной из главных трудностей в этом плане является организация текущего контроля и повторения активной лексики на каждом уроке. Поскольку возможности выделить время для этих целей очень ограничены, мне пришлось искать особые способы  для решения данных задач.

Для облегчения контроля за усвоением лексики я использую технологию сотрудничества. Эта технология предполагает взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективную ответственность за результат общего труда. Кроме того, в отличие от других способов контроля (тесты, словарные диктанты, самостоятельные работы), дети учатся общаться друг с другом, проговаривают новые выражения, используют их в речевых ситуациях.

Ученики изготовляют карточки с написанными на ними изучаемыми словами. На уроке я делю класс на 3 – 4 группы, назначая учеников – консультантов, которых я проверяю в начале урока. А они, в свою очередь, проверяют остальных учащихся своей группы. Вместе мы ведем учет усвоенных детьми лексических единиц.

Любое вводимое слово должно быть коммуникативно значимым для ребенка. Как утверждает Е. И. Негневицкая: «Сразу после введения слова необходим переход к действию с ним».

Поэтому на следующих уроках я ввожу в группах упражнения на развитие умения выбрать нужное слово, использовать новую лексику в речи. Ведь заучивание наизусть списков слов, состоящих из иностранных лексических единиц и их перевода на русский язык, без примеров их употребления, противоречит коммуникативному принципу обучения иностранным языкам. Методически правильно сформулированные задания и созданные речевые ситуации облегчают учащимся выбор необходимых языковых средств.

Учитывая эти данные, учитель должен построить  этапы работы над новыми словами так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в момент предъявления лексического материала, обеспечить максимальное количество повторений этих слов и выражений, возможность многократного прослушивания и воспроизведения  их учащимися.

Опыт работы убедил меня в том, что если слабый и даже средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течение урока, не прослушал ее воспроизведение учителем и товарищами, нет уверенности в том, что она не «уйдет» из его памяти сразу же после окончания занятий.

Главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. В целях поддержания мотивации мною была введена система баллов, свидетельствующая об эффективности  работы группы. Данная технология хорошо себя зарекомендовала и в более старших классах, где имеет место конкуренция между группами.

Данный вид текущего контроля позволяет быть внимательными всех учащихся, т.к. в ответе ученика заинтересована вся его группа. Используя технологию сотрудничества, учащиеся  самостоятельно усваивают новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Работа в группах носит естественный характер. Дети зачастую не догадываются, что учитель осуществляет контроль, с удовольствием оказывают помощь отстающим ученикам.

Кроме всего вышеперечисленного, когда опрос проводят сами ученики, мне удается осуществлять больший  охват обучающихся в ходе урока.

На последующих уроках я возвращаюсь к той лексике, при освоении которой возникли трудности у большинства учащихся.

Таким образом, я имею четкое представление о том, какая тема требует дополнительной отработки и могу своевременно выявить пробелы в усвоенных учащимися знаниях.

 Данная технология позволила мне существенно изменить положение дел: к концу первой четверти: у третьеклассников и четвероклассников значительно повысился уровень коммуникативной компетенции, внутренняя мотивация, уровень самостоятельности. Дети смогли сами читать изученные слова, писать их, составлять с ними фразы по речевым образцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах

В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на уроках английского языка

Презентация к выступлению по теме "ИКТ на уроках английского языка"...

Формирование лексического навыка на уроках английского языка с помощью игровых методов

В настоящее время знание английского языка стало необходимостью для всех образованных людей. Английский стал языком международного общения, языком компьютерных технологий, торговли и спорта.Научить ре...