саморазвитие учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС
статья по английскому языку на тему

Исламова Гелюся Айратовна

В этой статье предлагаются часто используемые формы организации самообразования учителя, где описываются их преимущества и недостатки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы самосовершенствования и саморазвития учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС

         Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходят масштабные инновационные  изменения в образовании.

     Таким образом, принцип творческого саморазвития личности учителя становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, а деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Прохождение Курсов подготовки в институтах повышения квалификации. 
Главное
достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

* эпизодичность прохождения курсов; 
* время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; 
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности

Главное достоинство такой формы самообразования

 – возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор

- система «ученый – учитель», при которой обучение ведут ученые специалисты.

Недостатки:

  1. Нехватка у педагогов свободного времени
  2. Дороговизна обучения

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

 Главные достоинства такой формы самообразования: 
* возможность пройти их в удобное для педагогов время; 
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

* дистанционные курсы проводятся на платной основе; 
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. 

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; 
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; 
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; 
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; 
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; 
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания; 
* освоение информационных концепций, знаний и навыков; 
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; 
* методическая помощь является персональной и адресной; 
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

         В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов: например,

Педсовет.org, Завуч.Инфо, Российский общеобразовательный портал, Сеть творческих учителей

         Интернет предоставляет большие возможности для изучения материалов ФГОС;  подходов к уроку, оцениванию и анализа урока с позиций ФГОС и составления собственных авторских разработок.

          В своей работе я использую материалы образовательных, методических, информационных, справочных сайтов и порталов. Знакомлюсь с опытом работы учителей, а также делюсь своим опытом.

            В моей работе как учителя – предметника и как классного руководителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, которые я размещаю  на своем персональном сайте и на других мини сайтах учителей.

               Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

              Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.     Рубакин Н. А.

             Таким образом, сегодня учитель – это не только призвание, но и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

 

* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме. 
* Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог. 
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. 
* Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. 
* Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. 
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.)

Так в 2014г мною была составлена программа профессионального саморазвития, включающая следующие формы организации самообразования:

 

Цель программы: повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и компетентности учителя.

Задачи:

  • систематическое изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
  • изучение передового педагогического опыта учителей иностранных языков;
  • совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации (экзамены в формате ЕГЭ, ГИА), предметным олимпиадам, творческим конкурсам, НПК;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемый результат:

  • реализация программы профессионального саморазвития поможет мне повысить свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство и компетентность;
  • результативная работа в направлении развития познавательной активности и накопления опыта творческой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности школьников.

Реализация программы профессионального саморазвития 

Виды деятельности

Ресурсы

Сроки реализации

I.                  Изучение психолого-педагогической и методической литературы

 

1. Изучение методической литературы по ФГОС

www.eng.1september.ru

www.standart.edu.ru

www.fgos.isiorao.ru

www.it-n.ru

www.irooo.ru

www.englishmylife.ucoz.ru

www.mosfla.org

www.omrc.ru

2012-2017

систематическое изучение и обобщение материала

2. Обзор психолого-педагогического и методического материала в сети Интернет

 

2012-2017

систематически

II. Повышение квалификации и профессиональная подготовка

 

1. Повышение квалификации по предмету       

курсы повышения квалификации (ИРООО)

2012-2017

2. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района и области в обучении и воспитании     

 

2012-2017

систематически

3. Дополнительная профессиональная подготовка

дистанционные курсы, семинары, мастер - классы

2012-2017

4.  Переаттестация на первую квалификационную категорию    

 

2015

5. Получение высшего образования

заочно

2013-2018

III. Изучение передового педагогического опыта по использованию электронных ресурсов

 

1. Изучение методической литературы, учителей-новаторов, учителей иностранных языков. Посещение мастер - классов

 

систематически

 

2012-2017

2. Составление мультимедийных презентаций к урокам и внеурочным занятиям

систематически

2012-2017

3. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в образовательном процессе

презентации, проектные работы

2014-2017

4. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику       

обработка и обобщение опыта

2012-2017

IV. Формирование ключевых компетенций школьников, развитие познавательной активности и накопление опыта творческой деятельности

1. Совершенствовать систему подготовки к  экзаменам в форме ЕГЭ

систематически

2012-2017

2. Реализация программы школы «Одаренные дети» и создание условий для активного и результативного участия одаренных детей в предметных  олимпиадах, творческих конкурсах.    

 

поэтапно

2012-2017

3. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для участия в научно-практических конференциях, Интернет проектах 

поэтапно

2012-2016

V. Актуальные профессиональные проблемы: переход на новые ФГОС

1. Осуществление перехода на ФГОС

поэтапно

2013

2. Выбор (разработка) учебно-методического сопровождения  при  переходе на новые стандарты

выбор УМК, разработка КТП

2013-2014

VI. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

 

1. Использование проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, игровой технологии, ИКТ в обучении и воспитании.

систематически

2012-2016

2. Вовлечение учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка.

 

поэтапно

2014-2017

VII. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 

1. Выступление с обобщением опыта работы на ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсоветах и методических совещаниях школы, РМО учителей английского языка, педагогическом марафоне, НПК и августовских конференциях работников образования

систематически

2012-2017

 

Программа по саморазвитию реализована лишь частично, но я уже добилась существенных результатов: в 2014г.прошла аттестацию на 1 квалификационную категорию по должности «учитель».

Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда, и помогает значительно повысить качество образования в школе.

 

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.

 

Профессиональное саморазвитие учителя – необходимое условие повышения качества образования

           Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма, что, в свою очередь, становится решающим фактором обеспечения качества образования.

В целом система качества образования ОУ складывается из содержания образования, образовательных технологий, информационно – методического, материально – технического обеспечений, профессионализма педагогов и как следствие - уровня подготовки учащихся. 

          Исходя из реалий нашей работы, можно видеть, что качество профессиональной деятельности каждого учителя строится из двух составляющих: деятельность в предметной области и воспитательная деятельность. Показателями в предметной деятельности являются: качество организации учебного процесса, качество обучения; в воспитательной: качествовоспитательной работы с классом, степень участия в воспитательной работе школы и в целом: методическая подготовка учителя и готовность к развитию инновационной деятельности

Таким образом, принцип творческого саморазвития личности учителя становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, а деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

Способность к самообразованию вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Для себя я определила следующие мотивы потребности к самообразованию:

​ Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Одним из мотивов, побуждающих к самообразованию, я считаю переход к преподаванию по новому учебнику.

​ Желание творчества.

Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию.Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

​ Стремительный рост современной науки и техники предполагает широкое использование средств ИКТ.

​ Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение.

​ Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю

​ Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.

​ Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

​ Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования:

​ профессиональное (предмет преподавания);

​ психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

​ психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

​ методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

​ правовое;

​ эстетическое (гуманитарное);

​ информационно-компьютерные технологии;

​ охрана здоровья;

Источники самообразовании считаю:

​ жизненный опыт человека;

​ прочитанные книги, телевидение;

​ общение с разными людьми;

​ все способы самопознания;

​ курсы повышения квалификации;

​ анализ своей профессиональной деятельности;

​ размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке;

​ мероприятия по обмену опытом.

Процесс моего самообразования как учителя я реализую следующими действиями:

​ посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;

​  все время произвожу анализ своей педагогической деятельности ;

​ совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; изучаю методические журналы, знакомлюсь с публикациями по вопросам психологии, педагогики и методики преподавания предмета в Интернете.

​ систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

​ повышаю уровень своей эрудиции: выполняю тесты и другие задания по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; Участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса. Считаю, что учитель должен обладать знаниями в различных учебных предметах. Часто на своих уроках использую сведения из физики, географии, биологии, литературы, исторические сведения.

​ систематически прохожу курсы повышения квалификации; последние курсы, темой которых были особенности обучения английскому языку в условиях введения ФГОС были пройдены мной в прошедшем учебном году;

​  показываю открытые уроки;

​ Большое внимание уделяю организации внеурочной деятельности по предмету.

Ее я организую в виде индивидуальной или групповой работы с отдельными категориями учащихся;

               В течение двух лет работаю над осуществлением практико – ориентированного проекта по теме: «Использование игровых моментов на уроках английского языка  с целью повышения качества знаний учащихся»

Вся деятельность в рамках проекта направлена на повышение профессиональной компетентности.

Содержание работы

Практический результат

1

Изучение литературы по теме самообразования.

Составление каталога, конспектов, выписок.

2

Разработка программно – методического обеспечения:

- календарно – тематическое и поурочного планирования с учетом применения ИКТ;

конспекты уроков;

- различные виды тестовых и контрольных работ;

- презентации.

Использование данных материалов в практике работы

3

Материальное обеспечение:

- приобретение видеофильмов,

- учебных комбинированных программ,

- тренажёров,

- мультимедиа энциклопедий, словарей.

Применение данных средств обучения на уроках и во внеклассной работе

4

Обучение на курсах повышения квалификации.

Разработка уроков с использованием ИКТ

5

Участие в системе методической работы различных уровней

Руководство школьным методическим объединением.

Выступления на педсоветах,

тьюторских курсах, семинарах, конференциях.

Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий.

6

Обобщение собственного опыта работы по теме самообразования.

- накопление и систематизация материала,

- описание опыта работы

Создание портфолио учителя

Творческий отчёт в ходе квалификационной аттестации.

В ходе реализации данного проекта занимаюсь исследовательской, инновационной деятельностью, связанной с использованием компьютерных, Интернет - технологий в процессе обучения и воспитания учащихся. Ведь одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, сформировать у них информационную культуру.

 Активно участвуя в методической работе школы и района,

Большие возможности для этого предоставляет Интернет. В своей работе использую материалы образовательных, методических, информационных, справочных сайтов и порталов Знакомлюсь с опытом работы учителей.

Свои материалы размещаю в Интернете на своем персональном сайте и на других мини сайтахъ учителей.

В моей работе как учителя – предметника и как классного руководителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, от которых зависит успех воспитания и образования. Свою педагогическую копилку имею возможность представить в Портфолио личных достижений, которое постоянно обновляется и пополняется.

Вся работа, конечно же, направлена на конечный результат - повышение качества образования учащихся.

Казалось бы, из высокого уровня успеваемости класса по предмету следует высокое качество учителя как преподавателя предмета. Но не всё бывает так просто. Когда работаешь в условиях сельской школы с малочисленными классами, то качество труда в области предмета зачастую больше зависит от состава класса, подбора детей, от уровня их притязаний и желания учиться. И конечно, правильнее сравнивать не разные выпуски, а траекторию движения одного и того же класса, это и является объективным показателем работы учителя.

В заключении хотелось бы сказать о том, что одним из ключевых направлений образовательной системы является развитие учительского потенциала, а центральное место в квалификационных требованиях занимают педагогические компетенции, что предполагает постоянный профессиональный рост учителя. Таким образом, сегодня учитель – это не только призвание, но и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС

Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе.  Особое значение она приобретает...

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Согласно стандарту второго поколения, главной задачей школы, училища и преподавателей является изменение форм организации обучения, использование новых образовательных технологий, информационно-образо...

Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения

На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

   Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных цел...

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...

"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...