Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.
статья по английскому языку (9 класс) на тему

Кузьмина Ирина Андреевна

 

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

В отечественной методике выделяют  следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

Skimming (определение основной темы/идем/текста);

Scanning (поиск конкретной информации в тексте);

Reading for detail (деятельное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

- вычленить смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарем;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

-  интерпретировать и трансформировать текст.

При работе с текстом можно выделить три основных этапа работы:

дотекстовой, текстовой, послетекстовой.

 

Послетекстовой этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умения читать, сколько для развития продуктивных умений говорить и писать на иностранном языке.

I.                  Дотекстовой этап (этап антиципации)

Цели:

- Определить (сформировать) речевую задачу для первого прочтения;

- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1.     Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

•   тематику текста,

•   перечень поднимаемых в нем проблем,

•   ключевые слова и выражения и т.д.

2.     Ознакомление с новой лексикой и определение тематики.

3.     Просмотреть текст и определить, о чём этот текст.

4.     Прочесть вопросы по тексту и определить о чем этот текст.

5.     Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.

II.               Текстовый этап

Цели:

- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков.

Упражнения и задания

1.     Найди ответы на предложенные вопросы.

2.     Найди подтверждение правильности утверждений.

3.     Выбери подходящий заголовок каждому абзацу.

4.     Найди подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте.

5.     Догадайся о значении слова по контексту.

6.     Догадайся, как будут развиваться события во второй части текста.

 

III.           Послетекстовый этап

Цели:

- использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

1.Упражнения на логическое развитие замысла:

- завершение предложений;

- составление вопроса к имеющимся ответам;

- соединение разрозненных частей текста в логическом порядке;

- предвосхищение окончания текста.

2. Упражнения на сжатие текста:

- составить план текста;

- выделить ключевую мысль;

- сформулировать основную идею.

3. Упражнения на расширение текста. Расширение может идти по линии добавления: прилагательных, глаголов.

4. Составление плана конспекта /
графической схемы опоры ответов.

5. Составь аннотацию к тексту/дай рецензию на текст.

 

При составлении аннотации ученик должен уметь рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Эти мелочи могут стать основательным, непреодолимым  барьером в выполнении творческих заданий. В Англоязычной культуре обучению работать с текстом  уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений к написанию собственных речевых произведений.

Одним из основных принципов обучение иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации. Исходя из этого принципа, обучение всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Формирование монологических умений на основе различных этапов работы с текстом в отечественной методике обучения иностранным языкам называют путь «сверху вниз». Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.

Упражнение на тренировку вероятностного прогнозирования.

1.     Подобрать как можно больше определений к словам.

2.     Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами.

3.     Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст.

4.     Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам.

Поскольку чтение является рецептивным видом деятельности, то и контролировать его необходимо через рецепцию, а не продукцию, как это делалось в отечественной практике. В последнее время опыт европейских коллег стал внедряться в практику преподавания иностранных языков в России, что приводит к положительным изменениям в сфере разработки контрольно-измерительных материалов по чтению.

Ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания. Если учащийся в предложенном тексте сумел правильно подчеркнуть известные ему имена литературных персонажей, героев событий, подчеркнуть слова, позволяющее установить смысловые связи внутри текста, то этим самым продемонстрировал  умение опознать необходимые опоры. Это является, по сути дела, первым этапом восприятия.

В ЕГЭ предлагаются три типа заданий на контроль:

а) общего понимания текста;

б) запрашиваемые информации;

в) полного понимания текста.

Традиционно считается, что задания на понимания общего содержания являются самыми простыми  и уровень сложности заданий возрастает по мере конкретизации запрашиваемой информации. Практика проведения экзаменов показывает, что это не всегда так. Важным фактором успешности выполнения контрольных заданий является осведомленность учащихся по следующим вопросам:

1.      Как составляется само задание – является ли это задание на множественный выбор, выбор соответствий в рамках одного текста или необходимо из отдельных абзацев составить текст.

2.      Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, поэтому в качестве объектов контроля для научных текстов будут выступать понятия, идеи, факты; для художественных – события, образы, отношения.

3.      В контрольно измерительных материалах контрольные задания представляют разные уровни сложности – базовый, повышенный, высокий.

4.      Сложность действий учащихся при выполнения заданий. Что необходимо сделать ученику – заполнить пропуски, записать слова, соотнести названия с текстом, найти логические связи.

Умение пользоваться различными стратегиями чтения является существенным объектом контроля. Преодоление сложившейся в многолетней практике школы тенденции обучения одинаково полному дискурсивному пониманию любого текста (т.е. прибегая в случае затруднений к анализу отдельных моментов и переводу) может быть достигнуто с помощью соответствующей организации итогового контроля, нацеленного на умение выбирать подход к тому или иному тексту в зависимости от его особенностей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.  Е.Н. Соловова. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы». Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.

2. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. – М.: Еврошкола, 2000 г.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

В отечественной методике выделяют  следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

Skimming (определение основной темы/идем/текста);

Scanning (поиск конкретной информации в тексте);

Reading for detail (деятельное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

- вычленить смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарем;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

-  интерпретировать и трансформировать текст.

При работе с текстом можно выделить три основных этапа работы:

дотекстовой, текстовой, послетекстовой.

Послетекстовой этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умения читать, сколько для развития продуктивных умений говорить и писать на иностранном языке.

  1. Дотекстовой этап (этап антиципации)

Цели:

- Определить (сформировать) речевую задачу для первого прочтения;

- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

  1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить:

•        тематику текста,

•        перечень поднимаемых в нем проблем,

•        ключевые слова и выражения и т.д.

  1. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики.
  2. Просмотреть текст и определить, о чём этот текст.
  3. Прочесть вопросы по тексту и определить о чем этот текст.
  4. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.
  1. Текстовый этап

Цели:

- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков.

Упражнения и задания

  1. Найди ответы на предложенные вопросы.
  2. Найди подтверждение правильности утверждений.
  3. Выбери подходящий заголовок каждому абзацу.
  4. Найди подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте.
  5. Догадайся о значении слова по контексту.
  6. Догадайся, как будут развиваться события во второй части текста.

  1. Послетекстовый этап

Цели:

- использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

1.Упражнения на логическое развитие замысла:

- завершение предложений;

- составление вопроса к имеющимся ответам;

- соединение разрозненных частей текста в логическом порядке;

- предвосхищение окончания текста.

2. Упражнения на сжатие текста:

- составить план текста;

- выделить ключевую мысль;

- сформулировать основную идею.

3. Упражнения на расширение текста. Расширение может идти по линии добавления: прилагательных, глаголов.

4. Составление плана конспекта /
графической схемы опоры ответов.

5. Составь аннотацию к тексту/дай рецензию на текст.

При составлении аннотации ученик должен уметь рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Эти мелочи могут стать основательным, непреодолимым  барьером в выполнении творческих заданий. В Англоязычной культуре обучению работать с текстом  уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений к написанию собственных речевых произведений.

Одним из основных принципов обучение иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации. Исходя из этого принципа, обучение всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Формирование монологических умений на основе различных этапов работы с текстом в отечественной методике обучения иностранным языкам называют путь «сверху вниз». Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.

Упражнение на тренировку вероятностного прогнозирования.

  1. Подобрать как можно больше определений к словам.
  2. Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами.
  3. Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст.
  4. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам.

Поскольку чтение является рецептивным видом деятельности, то и контролировать его необходимо через рецепцию, а не продукцию, как это делалось в отечественной практике. В последнее время опыт европейских коллег стал внедряться в практику преподавания иностранных языков в России, что приводит к положительным изменениям в сфере разработки контрольно-измерительных материалов по чтению.

Ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания. Если учащийся в предложенном тексте сумел правильно подчеркнуть известные ему имена литературных персонажей, героев событий, подчеркнуть слова, позволяющее установить смысловые связи внутри текста, то этим самым продемонстрировал  умение опознать необходимые опоры. Это является, по сути дела, первым этапом восприятия.

В ЕГЭ предлагаются три типа заданий на контроль:

а) общего понимания текста;

б) запрашиваемые информации;

в) полного понимания текста.

Традиционно считается, что задания на понимания общего содержания являются самыми простыми  и уровень сложности заданий возрастает по мере конкретизации запрашиваемой информации. Практика проведения экзаменов показывает, что это не всегда так. Важным фактором успешности выполнения контрольных заданий является осведомленность учащихся по следующим вопросам:

1.         Как составляется само задание – является ли это задание на множественный выбор, выбор соответствий в рамках одного текста или необходимо из отдельных абзацев составить текст.

2.         Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, поэтому в качестве объектов контроля для научных текстов будут выступать понятия, идеи, факты; для художественных – события, образы, отношения.

3.         В контрольно измерительных материалах контрольные задания представляют разные уровни сложности – базовый, повышенный, высокий.

4.           Сложность действий учащихся при выполнения заданий. Что необходимо сделать ученику – заполнить пропуски, записать слова, соотнести названия с текстом, найти логические связи.

Умение пользоваться различными стратегиями чтения является существенным объектом контроля. Преодоление сложившейся в многолетней практике школы тенденции обучения одинаково полному дискурсивному пониманию любого текста (т.е. прибегая в случае затруднений к анализу отдельных моментов и переводу) может быть достигнуто с помощью соответствующей организации итогового контроля, нацеленного на умение выбирать подход к тому или иному тексту в зависимости от его особенностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Е.Н. Соловова. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы». Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.

2. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. – М.: Еврошкола, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетентностей"

Данная презентация подготовлена к защите проета на вышеназванную тему....

Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД

В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...