СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку на тему

Зимина Сурия Шагиязамовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии культуры. Раскрывается понятие экологически образованной личности. Описаны сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках иностранного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_tseli_i_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЕЛИСЕЕВА ОЛЕСЯ РУШАНОВНА

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт          им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, yaroslavskaa@rambler.ru

ЗИМИНА СУРИЯ ШАГИЯЗАМОВНА

МБОУ «СОШ № 17», г. Рузаевка, Россия, ziminasuriya@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экология культуры, экологическое воспитание, ноосфера,  педагогический процесс, иностранный язык.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии культуры. Раскрывается понятие экологически образованной личности. Описаны сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках иностранного языка.

THE NATURE, PURPOSES AND OBJECTIVES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PUPILS IN THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE

ELISEEVA OLESYA RUSHANOVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

ZIMINA SURIYA SHAGIYAZAMOVNA

Secondary school № 17, Ruzaevka, Russia

KEY WORDS: cultural ecology, environmental education, noosphere, pedagogical process, foreign languages.

ABSTRACT: The article deals with some actual problems of cultural ecology. It develops such concept as environmental education of a person. The nature, purposes and objectives of environmental education in the lessons of foreign language are described.

Явление, обозначаемое словом «культура» имеет сложный и многогранный характер. Современная наука отличается многообразием подходов к изучению культуры и обилием теоретических концепций. В силу исторических условий, определенные стороны культуры выдвигаются на первый план и приобретают особый вес и значимость в системе культуры [6]. Интерес ученых направлен на те проблемы культуры, которые на данный период кажутся наиболее актуальными, острыми и больше всего волнующие современное общество. Последние несколько десятилетий среди теоретических исследований  отмечается возрастающий интерес к проблеме экологии. Со времен Э. Геккеля многие ученые писали об экологическом кризисе, которому характерна растущая отчужденность человека от природы.  В 20-е гг. XX в. В. И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Именно он и философ П. Тейяр де Шарден впервые ввели в науку термин и понятие «ноосфера». На их взгляд данная «сфера разума» представляет собой не просто общество, которое существует в определенной среде, и не просто среду, которая подвергается сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором развивающееся общество и изменяемая природа должны быть объединены. Подобная мысль прослеживается в трудах академика                       Д. С. Лихачева, который говорил о том, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранение природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды» [5]. Именно он, в ряде своих научных трудов,  впервые обозначил исходные позиции экологии культуры, составляющей социальную культуру, как новое направление гуманитарного знания.

П. В. Замкин обращает свое внимание на то, что «сфера культур современного, стремительно меняющегося общества представляет собой сложное многогранное явление, включающее в себя как созидательные, так и деструктивные процессы» [2]. Подтверждением сказанному является кризис, который поразил нашу планету и внес ряд существенных изменений в отношении человека и природы. Во второй половине двадцатого столетия, когда перед человечеством встала проблема уничтожения всего живого вызванная промышленной деятельностью, начала формироваться новая наука – экология, которая и предопределила возникновения экологии культуры. В сложившейся обстановке возникает необходимость выяснить, какие взаимоотношения человека и природы являются гармоничными, каким образом человеческая деятельность влияет на окружающую природу и определить, почему экологическая культура и экологическое воспитание становятся особенно актуальными сегодня.

Рассматривать экологическое воспитание стоит как педагогический процесс, который опирается не только на экологические знания, но и на душевную, психологическую сферу воспитанника, выявив сущность экологического воспитания. В свою очередь сущность данного воспитания определяется целью и задачами, которые предполагают формирование потребности общения с природой и интереса к познанию законов и явлений ее функционирования, потребности участия в деятельности направленной на изучение охраны природы и ее сохранения. Сущность экологического воспитания можно представить определенными категориями, которые составляют последовательную цепочку: мировоззрение – ценности – отношение – поведение. Каждое из звеньев стоит в определенной последовательности и выполняет отведенную ему функцию, при этом все они взаимосвязаны и взаимодействуют, осуществляя экологическое воспитание индивида.

В образовательной системе и в обществе в целом экологическое воспитание характеризуется «узко педагогическим подходом». Оно рассматривается с субъектно-объектных позиций как целенаправленное влияние на личность с помощью развернутой системы методов и средств на всех этапах ее жизни, главной целью которого выступает формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности и в итоге, экологической личности в целом.

Противоречие экологического воспитания заключается в том, что большинство населения понимают экологическое воспитание в узких предметных позициях, так как в советской образовательной системе «экология» была лишь разделом «биологии». В наше время экология охватывает философские, социально-экономические, политические, правовые и нравственно-эстетические аспекты. Экологическое воспитательное пространство широко: семья, где огромная роль отведена матери, дошкольные учреждение, школы, вузы, учреждения дополнительного образования и культуры, СМИ. В современном обществе экологическим воспитанием  ребенка должны в первую очередь заниматься родители, а школа должна выступать в качестве механизма организующего начало массовой повседневной деятельности в сфере непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности.  Савинова Л. Ю. пишет о том, что процесс воспитания нужно понимать как процесс формирования преимущественно социально важных качеств индивида, которые должны стать ключевыми в организации и оценки воспитательной работы. [7]. Каковы же роль и место учителя в социальном механизме формирования современной экологической культуры общества и экологизации образования? Г. Г. Зейналов говорит о том, что к «числу важнейших качеств учителя относятся умения вскрывать экологический потенциал учебных дисциплин, возбуждать и развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекать школьников перспективами природоохранной деятельности, формировать у них познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде…»[3].

Возникает вопрос, каким образом учебная дисциплина «иностранный язык» может способствовать экологическому воспитанию учащегося и какие образовательные воспитательные цели и задачи она в себе несет. Во-первых, необходимо отметить, что заказ современного социума ставит перед образовательными учреждениями новую задачу, заключающуюся в формирования таких качеств и направленности личности, которые могли бы позволить использовать ее творческий потенциал в интересах решения не только локальных, но и глобальных проблем в мире. Сложившаяся геополитическая обстановка за границей и в стране вызвала необходимость экологизации учебных предметов, которые оказывали бы содействие развитию экологических знаний и экологической культуры учеников. В дисциплине «иностранный язык», как известно, заложен огромный воспитательный, образовательный и творческий потенциалы. Методическая литература по данному предмету предлагает разнообразные приемы и способы для более эффективного использования возможностей языка в процессе его изучения. Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания. Говоря об иностранном языке как о дисциплине, которая способствует экологическому воспитанию учащихся необходимо определить задачи, которые она ставит перед собой. В трудах С. Д. Дерябо предложены три основные задачи экологического образования:

- формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;

- формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;

- формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой.  

Хорошо известно, что задачам экологического воспитания на уроках иностранного языка уделяется должное внимание на протяжении многих лет. Проанализировав  существующие на данный момент учебно-методические комплексы по данной дисциплине, можно прийти к выводу, что их содержание в значительной мере способствует достижению вышеупомянутых целей, которые направлены на воспитание у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. В данных УМКД содержатся рекомендации для учителя по использованию страноведческих и краеведческих материалов, а также интерактивных форм работы с учащимися.  Кроме того анализ УМКД позволяет выявить определенную закономерность, из которой видно, что лексический материал по экологической проблематике, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость и обслуживаются более сложные речевые поступки. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, городу, Родине, а также любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма. Важно отметить тот факт, что эффективность экологического образования и воспитания через любой учебный предмет, в том числе и иностранный язык, находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на уроках, но и в различных видах внеурочной работы, которая предполагает интерактивные формы. Различные виды внеурочной работы способствуют эффективному формированию экологической культуры  личности: экскурсия, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, экскурсии, экологические праздники и другие мероприятия. Важно специально организовывать работу направленную на  формирование навыков повседневного общения и развитию коммуникативных умений, поскольку необычная обстановка всегда эффективнее. Это способствует формированию у   учеников активной жизненной позиция, желания сделать окружающий мир лучше, развивает экологическую ответственность за будущее своего города, республики и страны в целом.

В наши дни экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений. Все мы понимаем, что экологические проблемы должны решаться, так как они отвечают высшим ценностям жизни и культуры человека. Таким образом, исследование многими учеными сущности экологического образования и воспитания подводит к выводу о правомерности постановки вопроса о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности. Для достижения этой цели перед учителями иностранного языка стоят конкретные педагогические задачи, реализацию которых можно осуществлять в процессе всей учебно-воспитательной работы во взаимосвязи с семьёй и социумом.  Актуальная потребность современного общества – это подготовка поколения высокой экологической культуры, где учебный предмет «иностранный язык» является орудием способствующим решать эти проблемы и дает возможности для реального применения языка в общении с единомышленниками как в внутри страны, так и с выходом на международную арену.

Список литературы

          1. Дерябо, С. Д. Цели и задачи экологического образования / С. Д. Дерябо // Региональные системы экологического образования / Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалона. М. : Тобол, 1998. С.60–66.

2. Замкин, П. В. Проблема культурной  продуктивности личности в изменяющейся социокультурной ситуации / П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4. – С. 13–17.

3. Зейналов, Г. Г. Содержание экологического образования / Ф. А. Айзятов, Г. Г. Зейналов, В. Д. Золотков // Интеграция образования. – 2000. –        № 2. – С.7–11

4. Купцов В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В. И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. С. 55-58

5. Лихачев Д. С., Прошлое – будущему/ Д. С. Лихачев. М. :1985, С.5051.

6. Саблукова Л. И. Экология духовной культуры  в школе кинозрителя  /  Л. И. Саблукова // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании. – Омск : 2004. С 60–67.

7. Савинова, Л. Ю. Модель воспитания ценностных отношений у младштх школьников / Л. Ю. Савинова // // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2. – С. 42–49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

В обучении иностранным языкам есть огромный потенциал духовно-нравственного воспитания современных учащихся....

Презентация "Проектирование экологического воспитания учащихся на уроках английского языка"

Описываются формы и методы формирования экологического сознания учащихся на уроках  английского языка...

«Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»

Приводится описание  опыта  работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....