публикация в сборнике материалов II Международной научно-практической заочной конференции "Новые образовательные технологии"
статья по английскому языку на тему

Андрианова Людмила Анатольевна

Технология учебного проектирования при обучении английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. А. Андрианова, учитель английского языка,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 г. Йошкар-Олы»

Технология учебного проектирования при обучении английскому языку

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие prodjectus означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Применительно к уроку иностранного языка проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Как указывает О.В.Теслина, метод проектов - «это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов» [3, c. 41].

Метод проектов позволяет ученикам проявить самостоятельность в выборе темы, источников, способе её изложения и презентации. Они сами выбирают объект исследования, сами для себя решают: ограничится ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

1.Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно даётся базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, по мнению О.Б.Часовниковой, «является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь то рисунок, аппликация или сочинение» [1, c. 5].

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний по иностранному языку.

Метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в среднем звене ведется по УМК New Opportunities: Russian edition (уровень Beginner) издательства Longman. Учитывая высокую загруженность обучающихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для обучающихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например УМК для 5-го класса в III четверти предлагает тему «Wildlife» - «Дикая природа» (модуль 10). Тематика близка ученикам 5-го класса, многие дети в этом возрасте любят животных, поэтому они с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о них. Происходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется общая тема проекта. Обучающиеся с увлечением начинают работу над проектом, который мы назвали «Wild animals» - «Дикие животные». Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание его электронной версии. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания учебника.

На начальном этапе (организационном) важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

  1. Разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что обучающиеся очень загружены в школе и быстро утомляются);
  2. Продумать, какие материалы и источники могут использовать обучающиеся;
  3. Обсудить способы сбора и вид информации;
  4. Выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  5. Составить и обсудить примерный план работы.

2.Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка с учениками, когда обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У школьников исчезает страх перед английским языком, что ведет к его лучшему усвоению.

В работе над проектом «Wild animals» на начальных этапах школьники осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, пишут небольшие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над рассказами о диких животных, которые имеются в учебнике. Таким образом, идет дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.

Далее ученикам предлагается выбрать и описать животное, о котором не упоминается в учебнике: как оно выглядит? где обитает? чем питается? сколько у него рождается детенышей?

Основной характеристикой этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество обучающихся. Ученикам предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с обучающимися. Они работают в библиотеках, читают много дополнительной литературы, стараясь найти интересные данные о своем животном, которые не знают одноклассники.

На этом этапе идет основная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки каждого сочинения. Даются советы и рекомендации. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом «Wild animals» появились сочинения о дельфинах и пингвинах, о коалах и пандах, о кенгуру и львах.

3.Презентация.

На этом этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) обучающиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Обучающиеся сами набирают тексты своих мини-сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. У обучающихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации была необходимость найти картинку с изображением животного в Интернете.

Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное – формирует навыки самостоятельной деятельности и инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика, как индивида. Самое важное то, что ученик, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Как указывает Е.С. Полат, «метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка;
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
  • простор для творческой и созидательной деятельности» [2, с. 3].

Применение проектной методики на занятиях по английскому языку, даже в рамках школьной программы, показало, что обучающиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Список литературы

  1. Часовникова О. Б. использование новых информационных технологий обучения в школе/О .Б. Часовникова, Ю. И. Гибина, А. Б. Лисица, Е. В. Гусельникова// Материалы Региональной науч.- практ. Конференции «Английский язык в системе школа-вуз». Новосибирск, 2003. – с. 5.
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е. С. Полат// ИЯШ. - 1991.-№2. – с.3-10.
  3. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка/ ИЯШ. – 2002. – 33. – с.41-46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Статья в сборнике материалов Третьей международной научно-практической конференции

Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры...

Статья "Развитие современного образования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции 2015г."

В сбонике опубликована статья "Основные аспекты работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения" стр.142...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Публикации в сборнике «Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции»

В.И. Мушта(МБОУ Бутурлиновская СОШ) Развитие  дистанционных форм  обучения. В Концепции  модернизации российского образования говорится: «Развивающемуся обществу нужна о...

Публикация в сборнике материалов VIII Международной научно-практической конференции

Статья на тему: "Логопедическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня...