Предметно - развивающая среда как условие формирования коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС
консультация по английскому языку на тему

Материалы выступления на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда как условие формирования коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС

              Все больше современных людей стремятся изучать иностранные языки. В необходимости этого сейчас уже никто не сомневается. И все больше родителей хотят приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста.  Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Необходимо создать у ребенка положительную  установку на иноязычную речь.

              Большинство исследователей (А.А.Леонтьев, Е.А. Аркин, Е.И. Негневицкая, И.Л. Шолпо и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.

          Одним их наиболее существенных  моментов, по их мнению, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в данном возрасте, представляющая собой важную предпосылку успешного формирования иноязычных речевых умений и навыков.

            Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков.

          В дошкольном возрасте ребенок еще не способен усвоить  грамматические правила иностранного языка и применить их на практике, он неусидчив, подвижен и любознателен. Практика показывает, что без повторения пройденного материала в повседневной деятельности дети также легко его забывают, как и запоминают. Редкое обращение к иностранному языку в повседневной жизни препятствует иностранному речевому развитию. Совместная работа по изучению иностранного языка в дошкольном возрасте направлена на:

   -            воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование навыков учебной деятельности, развитие культуры общения;положительной установки на иноязычную речь;

-       развитие основных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

-       формирование личностных качеств: целеустремленность, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, доброжелательность, любознательность.

             Учитывая возраст детей, характеризующийся повышенной сензетивностью детей к языковым явлениям,   преподаватели  опираются  на  полимодальное восприятие, где при обучении в  равной степени используются сенсорные анализаторы ребенка, но с опорой на анализатор, представляющий ведущую модальность – визуальную (зрительную), аудиальную (на слух), кинестетическую (ощущения).  Каждому ребенку присущи  индивидуальные модели восприятия и переработки информации, т.е. индивидуальные модальности.

        Преподавание детям дошкольного возраста  отличается от преподавания другим возрастным группам (младшим школьникам, учащимся средних классов и так далее). Главное отличие в том, что дети еще не умеют читать и писать. Соответственно, обращение к учебному печатному материалу носит чисто символический характер. В основном для того, чтобы сопоставить картинки, раскрасить, пронумеровать последовательность действий и так далее.  Главным акцент ставится на глаголы:

видеть - картинки, игрушки, образы, наглядные пособия, карточки и прочее,   слышать - стишки, песенки, рифмовки, отдельные слова,   фразы, действовать - раскладывать карточки, раскрашивать, отмечать очередность действий на картинках, играть в подвижные игры, делать гимнастику выполняя команды на английском языке.

      И естественно, опираюсь на основное правило: четкая дозированность материала  во избежание проблемы активного отрицательного отношения к иностранному языку.      Реализация данного подхода обязывает  учитывать индивидуальные качества каждого ребенка.    Это позволяет сделать  образовательный процесс успешным и увлекательным.  

       Свои занятия я стараюсь проводить в игровой форме, что позволяет вызвать у ребенка мотивацию к изучению иностранного языка. Дети учатся называть предметы, давать им характеристику (цвет, форма, размер),  учатся выражать своё отношение к чему-либо, также включается страноведческий материал, знакомящий с реалиями и традициями стран, в которых говорят на английском языке.    Очень часто меняю виды деятельности. На каждом занятии моделирую ситуации, в рамках которых запоминание речевых образцов и лексических единиц происходит продуктивнее, доводится до автоматизма и понимания  в какой ситуации следует употреблять ту или иную фразу.

                 Не исключаются и другие немаловажные обстоятельства, оказывающие благотворное влияние на весь процесс обучения детей данному предмету, среди которых условия обучения, психологический языковой микроклимат на занятиях и в режимных моментах, развивающая среда и др.

Важнейшим шагом является создание развивающей среды в группе. Развивающая среда по английскому языку должна быть организована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно применять свои знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в свободной деятельности.  Предметная развивающая среда способствует развитию творческой личности, формирует мировоззрение  ребенка. В ней ребенок действует, применяя уже имеющиеся у него знания, поэтому она должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, в самоутверждении.

В группе необходимо  создать  «Уголок иностранного языка», где  передавался бы  дух страны изучаемого языка ( карта Англии, глобус с флажками, отмечающими англоговорящие страны, фотографии, картинки  с главными достопримечательностями Англии и т. д.)   Здесь должен размещаться дидактический, наглядный, игровой материал по темам, отражённым в тематическом планировании  

Приветствие. Знакомство (пальчиковые куклы),  

Семья (картинки по теме, детские рисунки своей семьи, альбом с  семейными фотографиями и т. д.)

 Животные (картинки, плакаты с изображением диких и домашних животных, фигурки животных, птиц)

Игра «Please show me…»

[плиз шоу ми:] – Пожалуйста, покажи мне…

На столе располагаются фигурки или картинки с изображением только что выученных животных (фруктов, овощей). Предложите ребенку (детям) в ответ на вашу просьбу: «Please show me a monkey!» – показать картинку с изображением обезьянки, а в ответ на фразу: «Please show me a rooster!» – петушка и т. п.

Игра «Please give me…»

[плиз гив ми:] – Пожалуйста, дай мне…

Эта игра очень похожа на предыдущую. Разница только в том, что в ответ на просьбу ведущего ребенок должен найти и отдать ему карточку с изображением нужного животного. Отдавая карточку, например, с изображением обезьянки, ребенок должен сказать:

It is a monkey. [ит из э манки] – Это – обезьянка.

Игра «Так или не так?»

Это очень легкая игра, в которую с удовольствием играют дети. В ней можно использовать рисунки предметов из любой темы (овощи, транспорт, посуда и т.п). Ведущий показывает рисунок и спрашивает, например:

Is this a potato?» [из зис э пэтэйтеу] – Это картошка?

Если на рисунке изображена картошка, ребенок должен ответить:

Yes, itis! [ес, ит из] – Это так!

Если же на рисунке изображено что-то другое, ребенок должен ответить:

No, it is not! [ноу, итиз нот] – Нет, это не так!

Игра «Whose baby is it?»

[хузбейби из ит] – Чей это малыш?

На столе располагаются картинки с изображением животных и их деток. Ведущий задает вопрос, например:

Whose baby is a puppy? [ху:збэйби из э папи] – Чьим малышом является щенок?

Ребенок должен найти карточку с изображением соответствующего взрослого животного – собаки. Найдя нужную карточку, ребенок отвечает так:

A puppy is a dog’s baby. [э папииз э догсбэйби] – Щенок – это ребенок собаки. (A cat has a kitten)

Языковая игра «Назови слово».

Ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слово по-русски. Игрок должен поймать мяч и перевести слово на английский язык.

Игра «Путешествие в зоопарк», «Путешествие на ферму», «Путешествие в Африку» и т. д.

 Игрушки   (предметные картинки, игрушки, кубики , дидактические игры «Big and small»)

 Цвета ( цветик – разноцветик, плакаты, карточки с изображением разных цветов) «Цветик-разноцветик»

I вариант: Воспитатель показывает по порядку лепестки цветка, задаёт вопрос, дети называют какой это цвет: qreen, red,yellow…

II вариант: У цветика-семицветика пропадает какой-либо цвет. Дети внимательно рассматривают и отвечают, какой цвет пропал на английском языке: brown…

Счёт ( карточки с цифрами )

Продукты (плакаты, муляжи овощей и фруктов)

Игра «Что лишнее» (фрукты и овощи).  Знание этих слов  можно применить  в сюжетно-ролевых играх: «Магазин овощей и фруктов», «Кафе», игры «Угадай по описанию», «Узнай на вкус», «Съедобное - несъедобное». Детям показать муляжи  разных овощей  и фруктов и попросить  назвать их по-английски.

Цель игр: повторение лексического материала по изученным темам, закрепление раннее усвоенного лексического и грамматического материала по данной теме.

Игра «Вкусный салат»

Ребята делятся на две команды. В мешочке карточки с изображением овощей и фруктов. Ведущий достаёт карточку, дети называют фрукт или овощ на английском языке, если называют правильно - кладут карточку у себя на поднос. У какой команды окажется больше картинок, та команда и победила.

В этой сфере полет фантазии не ограничен! Дети повторяют глаголы, делая зарядку и изображая бег, прыжки и т.п. Можно повторять абсолютно любую тему, используя для этого раскраску – допустим, сказать малышу, чтобы тот раскрасил стул или мяч (на английском языке).

   Транспорт  (картинки, плакаты, игрушки )

Части тела и лица ( плакаты и изображением частей тела,  компьютерные презентации)   дидактические игры на каждого ребёнка «Одень куклу»,  «Назови по порядку части тела человека», «Назови чего у  человека по два», «Подбери предмет (часть тела) к действию», «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных».

Одежда (набор картинок, одежда кукол и т. д.)

Погода и времена года (сюжетные картинки, плакаты и т. д., )

Спорт (сюжетные картинки)

Скоро в школу (картинки с изображение школьных принадлежностей)

Среду можно создавать вместе с детьми (творческие работы детей, которые можно использовать в качестве наглядного материала. Это: тематические словарики из рисунков детей «My first English vocabulary», книжки-малышки с изображением героев или событий “Our jungle’s book”, коллективные аппликации по тематике, лепка предметов. Например, рисунки изученных букв, из которых составляем английский алфавит.

 

          В родительский уголок я поместила консультации на темы: «Особенности обучения ребёнка в дошкольном возрасте», «О целесообразности обучения английскому языку в дошкольном возрасте». Консультации помогают сформировать позитивное отношение родителей к изучению иностранного языка.

        Звучание английской речи в течение дня в режимных моментах, создаёт ту языковую среду, которая даёт возможность детям использовать полученные знания самостоятельно: играя в сюжетные игры, приветствуя друг друга утром, желая приятного аппетита за столом и др.

               

                  В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Разные виды игр использую в ходе организации на непосредственно образовательной деятельности разных типов, в досугах и развлечениях, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности. Актуальность использования игры заключается в том, что в игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова изучаемого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.  Игры способствуют  развитию потребности детей в речевом общении на иностранном языке; необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке дошкольников в выборе нужного речевого варианта. Незаметно усваивается языковой материал, дети уверенно пользуются новыми словами.

           Благодаря использованию материалов развивающей среды, созданной для изучения иностранного языка, наблюдается хорошее усвоение и развитие коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, соблюдается общность в организации обучения детей, развивается интерес ребёнка к иностранному языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

"Роль предметно-развивающей среды в процессе формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР, этапы формирования в специально организованной предметной среде...

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...