Формы работы с одаренными детьми.
статья по английскому языку на тему

Порхаева Кристина Викторовна

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости. Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяю следующие:

-  обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

-  развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

-  развитие индивидуальности одаренного ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формы работы с одаренными детьми145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с одаренными детьми.

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
         Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.  Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или  потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они,  присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Я  согласна с тем что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с  детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своему предмету. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.

        Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности Необходим не одномоментный отбор,  а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской     одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются  родители, учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог, одноклассники. Начиная работу с классом, я анализирую  результаты, достижения каждого ребенка в разных областях знаний. Использовала некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например: опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.

        Я строю свою работу на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму «Курс на успех»,

         Основной  задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей своей работы в данном направлении выделяю следующие:

-  обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

-  развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

-  развитие индивидуальности одаренного ребенка.

 Формы  работы с одаренными детьми

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

  - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

 Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.          Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

 1.     Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

2.     Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.     Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.     Работа в Центре  одаренных детей.

3.          Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:     тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности.     Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

 4.     Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ: (Газета «Ритм школы», «Абакан», газета  «1 сентября»), стенды «Наша гордость»,  «Наши достижения», поощрения грамотами и дипломами.

5.     Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании).

Формы работы с одарёнными учащимися различны. Наиболее используемые  указаны на схеме.

В заключении я хочу сказать, что нам всем известна «лесенка» ведущая к вершинам познания: любопытство, любознательность, познавательная потребность.На мой взгляд эту  лестницу должен преодолеть сначала сам педагог, а затем повести по ней своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Основные формы работы с одаренными детьми в школе

Основные формы работы с одаренными детьми в школе...

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...


 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Совершенно согласна с выражением, что с одарёнными детьми должны работать талантливые педагоги. Если педагог инертен, консервативен, то он не будет успевать за ребёнком. Так,что дорогие коллеги "Учиться, учиться и ещё раз учиться!!!"