Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.
статья (английский язык) на тему

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Темп нашей жизни постоянно растет и в современных условиях глобализации общества просто необходимы специалисты действительно владеющие иностранным языком. Иноязычная компетенция позволяет стать конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. В связи с этим изменяется и отношение к иностранному языку как учебной дисциплине. Иностранный язык уже давно перестал входить в цикл общеобразовательных предметов и  в школах на его изучение стали отводить большее количество часов, появилось огромное количество различных курсов, ресурсов интернет и пособий по изучению иностранного языка. Если раньше в школах большее внимание уделялось развитию навыков чтения и использовался грамматико-переводный метод, то сейчас основной задачей стало обучение школьников непосредственно общению на языке, развитию у них коммуникативной компетенции. Для этого им необходимо иметь запас определенных лингвистических единиц и владеть страноведческой информацией, знать традиции и культуру страны изучаемого языка.

Но несмотря на возрастающую роль иностранного языка в жизни общества, учащиеся среднего звена зачастую теряют мотивацию так как у них в большинстве случаев отсутствует естественная потребность в общении на иностранном языке или традиционные методы просто-напросто не побуждают в них живого интереса. В связи с этим перед учителем стоит задача поиска новых методов обучения и создания на уроке атмосферы наиболее приближенной к реальным условиям.

Известно, что важнейшим фактором стимулирования процесса иноязычного общения является мотивация к усвоению языка. Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения проблемы, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в обучении иностранному языку в частности.

В данной статье я попытаюсь дать определение понятию мотивация, выявить факторы, влияющие  на нее.

Также мою будут рассмотрены существенные отличия интерактивных методов обучения от пассивных и активных; влияние интерактивных методов обучения на мотивацию школьников среднего звена.

По словам И. А. Зимней, "мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего" [Зимняя 1978 : 56].

В области обучения иностранным языкам психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами "Motor", "Key-word" в обучении иностранному языку.

Опираясь на указанные выше работы, можно сделать вывод, что под мотивацией понимают систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

На сегодняшний день популярно мнение о том, что качество выполняемой деятельности и ее результат зависят от личных потребностей индивида, его мотивации.

Различные эксперименты показывают, что мотивация учащихся в течение одного учебного года может резко меняться. На это влияют УМК, атмосфера на уроке, использование одного лишь учебника и однообразных упражнений.

Проблема мотивации возникает по отношению к каждому учебному предмету, но особенно остро она стоит по отношению к иностранному языку. В начале изучения  иностранного языка у учащихся высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, петь песни и читать стихотворения.  Но год от года она снижается, когда приходится преодолевать все новые и новые трудности и решать новые задачи. Мною будет рассмотрен средний этап обучения, так как по-моему мнения именно на этом этапе нужно уметь сохранить и привить учащимся любовь к языку несмотря на все трудности и мотивировать их к изучению как самостоятельному, так и в школе с помощью учителя.

Так как мотивация является стороной субъективного мира ученика и определена она лишь его личными побуждениями и потребностями, то учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создать условия для ее «вызова» внутри ученика.

Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации [Щукина 1979 : 98-99].

Эффективное формирование мотивации школьников среднего звена к изучению иностранного языка обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий:

а) повышение профессиональной общепедагогической компетенции учителей с учетом специфики преподавания иностранного языка в средней школе;

б) усиление социокультурного компонента содержания обучения иностранному языку  на основе учебно-методического комплекта;

в) взаимодействие учителя и родителей школьников в процессе психолого-педагогического просвещения и культурно-досуговой деятельности.

 Методика формирования мотивации, включающая совокупность конкретных приемов, способов и средств, позволяет повысить качество обучения иностранному языку на среднем этапе обучения.

Выделяют два дива мотивации, обеспечивающие заинтересованность школьника в изучении иностранного языка. Это мотивация внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация связана с такими понятиями как чувство долга, ответственности, мотив оценки, т.е. данный вид мотивации не связан с учебным материалом. В свою очередь внутренняя мотивация, напротив, связана с учебным материалом и здесь главную роль играют познавательные мотивы и интерес к содержанию обучения.

Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения  иностранному языку, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности [Рогова, Рабинович, Сахарова 1991: 156-158]. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

При этом опорой для учителя остается личный опыт учащихся, их интересы, эмоции и чувства.

Внешняя мотивация включает в себя игровую (игровые мотивы), широкую социальную (мотивы долга, ответственности, самообразования, развития общего кругозора) и узкую социальную (мотивы благополучия, избегания неприятностей и мотивы престижа, мотив получения хорошей отметки или оценки).

Психологом С.Т.Григоряном были выделены следующие разновидности внутренней мотивации: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная [Леонтьев 1971 : 156].

Коммуникативную мотивацию можно назвать основной, так общения является основной потребностью изучающих иностранный язык. Однако, несмотря на стремление учащихся говорить на иностранном языке, этот мотив достаточно трудно сохранить. Это возникает потому, что иностранным языком мы овладеваем в среде родного языка и все ситуации создаваемые на уроке по сути являются «искусственными» и носят сценических характер. Поэтому здесь важно обращаться к воображению учащихся и побуждать их к перевоплощению.

Лингвопознавательная мотивация опирается на желание учащхся овладевать новыми языковыми знаками и изучать новые языковые явления.

Инструментальная мотивация основана на положительном отношении учащихся к определенным видам работы.

На уроке учитель должен стараться опираться на межличностные отношение и стараться создать благополучную эмоциональную атмосферу. Поскольку мотивация - явление многогранное, то для ее поддержания нужно использовать комплекс средств ее поддерживающих.

Оптимально подобранный материал позволяет создать и поддерживать мотивацию к изучению языка, он удовлетворяет потребности учащихся и их интересы. Необходимо также следить за тем, чтобы материал опирался на уже имеющийся у учащихся личный опыт, побуждал к проявлению творческих способностей.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и  способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Так подростки склонны к экспериментированию, им хочется все испытать самим, а не принимать на веру. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которую подпитывает не только подростковая любознательность, а также желание получить высокую оценку окружающих. Поэтому здесь учащимся могут быть предложены различные проекты, возможность самостоятельного поиска информации. Возможен прием, когда учитель дает заведомо ложное или спорное мнение по проблеме, которое мотивирует учащегося к самостоятельному поиску доказательств и опровержений.

С переходом из младших классов в среднюю школу, подросток приобретает занимает уже совсем другое положение в парадигме межличностных и деловых отношений. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже способны мыслить логически заниматься рассуждениями и проводить самоанализ. Они могут рассуждать на политические, нравственные, духовные и другие темы, практические недоступные для интеллекта младших школьников. Старшеклассники способны применять индуктивный и дедуктивный методы размышления, стоить умозаключения на основе гипотез.

Интерес к процессу обучения у подростков, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее реагирует и «схватывает» материал, в то время как слабый просто сидит и даже не старается следить за ответами сильных учеников, поскольку он абсолютно не заинтересован и считает, что его мнение не будет учитываться. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя . Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока . Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал) [Бар Р., Таг Дж. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподаванияк эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., 2001. - С. 13-39.].

Зафиксируем несколько моментов, присутствие которых в учебном процессе, на наш взгляд, необходимо для организации многосторонней коммуникации:

1.  Знания, которыми располагает педагог, не должны являться какой-то данностью и быть неопровержимыми.

2.  Для успешного протекания учебного процесса, необходимо создавать ситуации «открытого столкновения собственных сомнений и противоречий с сомнениями и противоречиями других». Важно, чтобы разрешение противоречий было основано на диалоге между педагогом и учащимися, между самими учащимися с учетом их интересов, мнений, взглядов и позиций.

3.  То, что педагоги считали традиционно ошибками в мыслительном процессе учащихся, должно восприниматься как процесс продвижения к знаниям, как проблема на данном этапе обучения. Это способствует появлению желания у учащегося учиться и совместно с педагогом разрешать возникшие проблемы.

4.  Изложение педагогом готовой информации не исключается из учебного процесса, но место и роль этого приема меняются. Монолог педагога обычно используется при:

  •  необходимости настроить учащихся на изучение нового материала;
  •  невозможности самостоятельно решить проблему учащимися в связи с недостатком информации. 

В таком случае педагог излагает лишь основные положения данной темы, организуя их активное обсуждение.

Использование модели многосторонней коммуникации позволяет включать в процесс обучения всех учащихся класса.

Психологи также отмечают важность взаимодействия учащихся друг с другом, мотивируя это тем, что консультирование, проводимое учащимися, или обучение, когда роль педагога выполняется самими учащимися, являются одним из эффективных способов усвоения знаний [Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1].

При многосторонней коммуникации у учащихся появляется возможность высказать свое мнение по проблеме, поделится своим личным опытом и эмоции, выслушать мнения своих одноклассников, а не только учителя.

Но процесс межличностного общения возможен лишь при овладении учащимися правил общения – умением слушать, толерантно относится к чужому мнению, умению выступать и корректно высказывать своим мысли, а учителю в свою очередь необходимо занять позицию наблюдателя, направляющего, чтобы учащиеся опирались на свои личные аргументы и старались выслушать как можно больше различных мнений, чтобы прийти потом к общему выводу. В данном случае мы можем говорить об использовании принципа кооперативности и соревнования.  Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Ведь нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Это стимулирует учащихся. А если он всегда оказывается хуже, если всегда первым и лучшим становится кто-то другой? Возможен ли в такой ситуации процесс учения? В этом можно посомневаться.

В стратегии активного обучения взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты». [Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения английскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2]

Использование принципа кооперативности на уроке способствует эффективному усвоению знаний, но также развивает навыки социального взаимодействия: работа в группе, ненасильственное разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т. п.

Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии учитель «...является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся [Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.].

В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии – это позиция пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.

Интерактивное обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...» [Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999]. Не трудно догадаться, что активно участвуя в обсуждениях, проигрывая различные ситуации, ученик усваивает от 70 до 90% информации.

При использовании интерактивных методов обучения происходит смена позиций учащегося и учителя, в результате чего изменяется и содержание их деятельности.

В заключение своей статьи мне бы хотелось привести положительные стороны использования методов интерактивного обучения:

• значительно повышается мотивация учащихся, особенно четко это прослеживается на слабых учениках;

повышается уровень усвоения учебного материала, учащиеся менее утомлены;

В работу включены как сильные так и слабые ученики и не у кого нет возможности отсидеться;

хорошо развивается устная речь, умение работать с различной литературой;

развивается умение работать в группе, сотрудничать;

вырабатываются и закрепляются коммуникативные навыки;

такие занятия приносят удовлетворение не только учащимся, но и учителю;

повышается самоконтроль и возможности для самовыражения;

• появляется возможность наблюдать за поведением детей в группе;

у педагога изменяется отношение к учащемуся, он видит в нем сотрудника, у которого есть свои представления о мире, накоплен личный опыт, что позволяет ученику почувствовать себя полноценным участником образовательного процесса.

Данные суждения дают мне возможность говорить об измени отношений между субъектами учебного процесса, где взаимодействие учителя и ученика начинает выстраиваться на основе паритетности. Такие отношения предполагают принятие педагогом активной позиции учащегося, что дает ему право самостоятельно мыслить, высказывать свое мнение и отказаться от убеждения, что существует единственно правильное мнение, и оно принадлежит учителю.

Именно поэтому интерактивные методы обучения иностранному языку повышают мотивацию учащихся среднего звена и развивают у них умения работать в команде, выслушивать различные мнения, способность к самостоятельному поиску информации.

Список использованной литературы.

1. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения английскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2

2. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения \\ Минск - 2003, стр. 13-14

3. Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999

4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.

5. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения английскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2

6. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1

7. Бар Р., Таг Дж. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподаванияк эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., 2001. - С. 13-39

8. Леонтьев, А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком [Текст] / А.А.  Леонтьев // Иностранный язык в школе. - 1985. - № 5. – С. 41-46

9. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе [Текст]  /  Г.В.Рогова,             Ф.М. Рабинович, Т.Е.  Сахарова – М.: Просвещение, 1991. – 385 с.

10. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст]  /  И. А.  Зимняя– М.: Просвещение, 1978. – 187 с.

11. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе[Текст]  /  Г.И.   Щукина - М.: Просвещение, 1979. – 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологический материал как средство совершенствования социокультурной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку

В методической и педагогической литературе недостаточно разработок, способствующих осуществлению процесса межкультурной компетенции. Изменилась цель, но сам процесс обучения остался практически ...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....