Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"
статья по английскому языку по теме

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида письменных работ по английскому языку. Изложенная  информация может быть интересна педагогам и учащимся, изучающим иностранный язык по современным учебно-методическим комплектам издательства «Просвещение». Статья опубликована в сборнике "Инновационные направления в обучении иностранному языку", Киров, РЕЛОД, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_relod.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Н.М. Тиминова                                                         

 Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку

Аннотация статьи:

      В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида письменных работ по английскому языку. Изложенная  информация может быть интересна педагогам и учащимся, изучающим иностранный язык по современным учебно-методическим комплектам издательства «Просвещение»

Ключевые слова:  

личностно ориентированная технология,  педагогические мастерские,   актуализация, индуктор, деконструкция, реконструкция, афиширование, информационный запрос, рефлексия

        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по иностранным языкам определяет требования к овладению учащимися письменной речью на различных уровнях изучения иностранных языков. Учащиеся, получающие среднее (полное) общее образование, должны уметь на базовом уровне написать личное письмо, заполнить анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста; на профильном уровне - описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера, заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности. Как одно из необходимых условий реализации первоочередных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвигается разработка и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов для общеобразовательных учреждений (ФГОС). Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личные результаты учащегося, то есть его готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В качестве нового содержания образования в ФГОС вместе с предметными включаются метапредметные знания, умения и навыки важнейших типов деятельности, таких как исследование, проектирование, конструирование, управление. Наряду с традиционными в школах появляются новые формы организации занятий:   проектные форумы, круглые столы, творческие мастерские, переговорочные площадки, научно-исследовательские и учебно-исследовательские конференции и др. Обучение иностранным языкам значительно улучшилось  благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, переходу на личностно ориентированную парадигму, внедрению учебников нового поколения и новых технологий обучения, построенных на деятельностном,  компетентностном, когнитивно- коммуникативном подходах.

       Среди современных личностно ориентированных технологий, применяемых в обучении английскому языку учащихся 10-11 классов Лингвистической гимназии г.Кирова, особого внимания в развитии умений письменной речи заслуживает технология педагогических мастерских. Опыт работы по современным УМК обучения английскому языку и новые  программные требования к изучению иностранных языков в средней школе с углубленным изучением английского языка определяют письменную речь как необходимый, требующий совершенствования  вид речевой деятельности учащихся.

       Впервые данную технологию применил французский педагог Селестен Френе, автор школы свободного выбора. Его последователями в разработке и внедрению интенсивных методов обучения и развития ребенка являются французские и русские ученые Анри и Одет Бассис, Анри Валлон, Галицких Е.О., Поль Ланжевен, Мухина И.А., Окунев А.А., Жан Пиаже, Соколова Э.С..    

     Основой возникновения письменной речи  является устная речь. Процесс порождения высказывания происходит от замысла (что сказать) к выбору необходимых средств языка (как это выразить, какие нужны слова и как их сочетать в высказывании) до реализации замысла средствами языка. Продуктом письменной речи является связное письменное высказывание. Технология педагогических мастерских относится к социально-воспитательным технологиям, где каждому учащемуся предоставляется возможность идти к истине своим путем. Центральной фигурой является личность ученика как активного субъекта учебной деятельности и взаимодействий с другими участниками учебного процесса в разностороннем, свободном и творческом развитии. Обучение способам работы становится главным в технологии мастерских и роль педагога заключается в инициировании поискового, творческого характера деятельности учащихся.

    Мастерская начинается с актуализации знаний учащихся по теме учебного занятия. В самой мастерской выделяются следующие этапы:

  1. индуктор (мотивация)
  2. деконструкция
  3. реконструкция (работа с учебным материалом)
  4. афиширование
  5. информационный запрос (разрыв)
  6. рефлексия

     Предлагая безоценочную деятельность на занятии, авторы признают право учащихся на ошибку как закономерную ступень познания и получения правильных знаний, выявления творческих способностей учащихся во время мастерской, не отрицая последующего оценивания творческих работ учителем.  Учащиеся также имеют возможность проверить некоторые письменные задания самостоятельно по ключу, предоставленному учителем.

     Применение данной технологии является одной из форм организации учебного занятия по учебно-методическим комплектам "Звездный английский"   Барановой К.М., Эванс В., Мильруд Р.П.  для средней общеобразовательной школы и школ с углубленным изучением английского языка. Опыт работы по проектной методике, используемой современными УМК, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования письменной речи учащихся на английском языке. Письменные задания позволяют установить степень изученности темы каждым учеником и осуществлять контроль за успеваемостью всей группы. Письменные задания являются олимпиадными и экзаменационными заданиями высокого уровня сложности. Поэтому в системе занятий по изучению темы на английском языке необходимы дополнительные занятия по развитию письменной речи.

     Такая возможность предоставлена учащимся в УМК "Звездный английский", где предусмотрено обучение написанию писем различного характера и стиля: личных, деловых, заявлений, рекомендаций, описаний и повествований, писем-мнений.  Применение технологии педагогических мастерских я начинаю на этапе совершенствования и развития речевых умений, так как к этому времени у учеников складывается личное отношение к изученному, которое они могут изложить в устной или письменной речи. Развитие речевых умений в педагогической мастерской происходит от простого к сложному: подбор слов, выражений, составление предложений, текста по предложенной теме и алгоритму, написание собственного сочинения.

   Существуют различные виды письменных творческих заданий:  письменный отзыв о прочитанном, услышанном с элементами сравнения или рассуждения, письменный пересказ текста, рассказ по картине, по ключевым словам, эссе, доклад, исследовательская работа, проект, открытки, письма различного характера, заполнение анкет, ведение дневников, поэтическое творчество, написание сценария диалога, ролевой игры, речи.

     Выполнение данных письменных заданий я провожу по разработанным алгоритмам на этапе развития речевых умений, которое в педагогической мастерской происходит от простого к сложному: подбор слов, выражений, составление предложений, текста по предложенной теме и алгоритму, написание собственного сочинения.

     Обобщив и систематизировав учебный материал по данной теме, я предлагаю следующие технологические этапы написания письменных работ. Опыт работы в данном направлении показал хорошие результаты и подтвердил эффективность использования предложенных алгоритмов:

1)        Алгоритм составления письменного отзыва о прочитанном, услышанном с элементами сравнения или рассуждения:

а) Актуализация знаний: ответы на вопросы по содержанию текста

б) Индуктор: впечатления от прочитанного или услышанного с опорой на личный опыт

в) Деконструкция: повторное чтение или слушание текста и выражение личного отношения к прочитанному

г) Реконструкция: работа в группе, обмен мнениями, ответы на проблемные вопросы, составление краткого пересказа текста

д) Афиширование: пересказ текста с выражением отношения к содержанию

е) Информационный вопрос: личное отношение к услышанным высказываниям, обоснование согласия- несогласия

ж) Рефлексия: написание письменного отзыва

2)        Алгоритм работы над письменным пересказом текста:

а) Актуализация знаний: ответы на вопросы по содержанию текста

б) Индуктор: ключевые слова и выражения

в) Деконструкция: чтение текста с выделением главного

г) Реконструкция: работа в группе, составление плана текста

д) Афиширование: представление групповых планов

е) Информационный запрос: внесение корректировок в план текста

ж) Рефлексия: пересказ текста по плану

3)        Алгоритм составления рассказа по картине:

а) Актуализация знаний: ответы на вопросы по сюжету картины и биографии художника

б) Индуктор: сюжет картины

в) Деконструкция: составление рассказа по картине индивидуально в тексте-схеме

г) Реконструкция: работа в группе, дополнение индивидуальных рассказов

д) Афиширование: рассказы по картине от групп

е) Информационный запрос: вопросы по услышанному выступающим от групп

ж) Рефлексия: письменный рассказ по картине

4)        Алгоритм составления рассказа по ключевым словам:

а) Актуализация знаний: повторение лексики по теме

б) Индуктор: картина, рисунок, портрет

в) Деконструкция: составление word-web (словесной схемы) индивидуально с использованием словаря

г) Реконструкция: составление рассказа в группе

д) Афиширование: представление рассказа от групп

е) Информационный запрос: дополнение рассказа услышанной и найденной информацией

ж) Рефлексия: письменный рассказ по ключевым словам

5) Алгоритм написания эссе:

а) Актуализация знаний: ответы на вопросы по теме эссе

б) Индуктор: сюжет рассказа

в) Деконструкция: составление собственного сюжета индивидуально

г) Реконструкция: дополнение сюжета в группе

д) Афиширование: чтение рассказов от групп

е) Информационный запрос: ответы на дополнительные вопросы по теме эссе

ж) Рефлексия: эссе по предложенной теме

6)        Алгоритм написания научного доклада (исследовательской работы):

а) Актуализация знаний: определение ключевых вопросов темы доклада

б) Индуктор: тема доклада

в) Деконструкция: сбор информации индивидуально, составление тезисов доклада

г) Реконструкция: дополнение информации в группе

д) Афиширование: представление тезисов от групп

е) Информационный запрос: вопросы к выступающим от групп

ж) Рефлексия: доклад по теме

7)        Алгоритм написания текста проекта:

а) Актуализация знаний: ответы на вопросы учителя по пройденной теме

б) Индуктор: тема проекта

в) Деконструкция: составление вопросов плана, текста своего задания, оформление заголовка и подготовка наглядности индивидуально

г) Реконструкция: составление проекта в группе

д) Афиширование:  презентация проектных работ

е) Информационный запрос: ответы на вопросы

ж) Рефлексия: определение лучшего проекта, ответ на проблемный вопрос

8)        Алгоритм написания текста открытки:

а) Актуализация знаний: способы поздравления

б) Индуктор: поздравительные открытки

в) Деконструкция: перевод текста поздравительных открыток на английский язык индивидуально

г) Реконструкция: компоновка  поздравительной открытки в группе

д) Афиширование: презентация поздравительных открыток

е) Информационный запрос: подобные поздравления в разных странах

ж) Рефлексия: конкурс открыток

9)        Алгоритм написания личного письма:

а) Актуализация знаний: способы оформления личного письма

б) Индуктор: чтение художественного текста английских или американских авторов- страниц из личного дневника

в) Деконструкция: написание личного письма воображаемому автору по содержанию прочитанного

г) Реконструкция: чтение писем в группах и определение лучшего выполнения задания

д) Афиширование: чтение лучших писем

е) Информационный запрос: различные виды писем

ж) Рефлексия: написание личных писем в классе

10)        Алгоритм заполнения анкеты:

а) Актуализация знаний: ситуации, требующие заполнения анкеты

б) Индуктор: чтение текста - анкеты

в) Деконструкция: заполнение выданной анкеты

г) Реконструкция: разработка анкеты от групп

д) Афиширование: презентация придуманных в группах анкет

е) Информационный запрос: вопросы по анкетам

ж) Рефлексия: заполнение придуманных анкет

11)        Алгоритм написания стихотворения:

а) Актуализация знаний: стихотворные размеры, рифмы

б) Индуктор: чтение стихотворений английских и американских авторов

в) Деконструкция: выполнение индивидуальных заданий на поиск рифмы

г) Реконструкция: написание стихотворения в группе

д) Афиширование: чтение стихотворных произведений от групп

е) Информационный запрос: определение лучших произведений

ж) Рефлексия: стихотворный перевод.

12) Алгоритм написания сценария диалога (ролевой игры):

а) Актуализация знаний: разговорные клише по теме в упражнениях

б) Индуктор: чтение диалога- образца

в) Деконструкция: выполнение упражнений 2 типа индивидуально

г) Реконструкция: написание сценария диалога в группе, распределение ролей

д) Афиширование: презентация диалогов от групп

е) Информационный запрос: определение лучшего сценария диалога

ж) Рефлексия: написание сценария диалога в паре.

13) Алгоритм написания речи:

а) Актуализация знаний: правила написания речи

б) Индуктор: слушание (чтение) речи- образца

в) Деконструкция: выполнение упражнений на развитие монологической речи

г) Реконструкция: написание речи в группе

д) Афиширование: чтение речи от групп

е) Информационный запрос: определение лучшей речи

ж) Рефлексия: написание речи индивидуально

   Таким образом, применение технологии педагогических мастерских позволяет учащимся выражать свои впечатления, чувства и мнения в самостоятельном выполнении творческих заданий, доброжелательности, сотрудничестве, свободе в рамках принятых правил, импровизации и осознанном преодолении ошибок. Учащиеся приобретают уверенность в своих способностях, что повышает их познавательный интерес в изучении английского языка. Поиск самостоятельного решения проблемы развивает инициативу и увеличивает словарный запас учащихся, дает возможность учителю проанализировать и помочь исправить ошибки каждому ученику на последующих занятиях, не создавая у него чувства неуверенности в своих силах. Я проверяю работы учащихся, выставляю оценки и анализирую их в классе на последующих занятиях. Учащимся рекомендуется сохранять свои письменные работы в портфолио по английскому языку.

Список литературы:

1) Сборник нормативных документов. Иностранный язык. М.: «Дрофа», 2009 г.

2) Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие/ Под редакцией Л.Г. Петерсон- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010г.

3) Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: «Просвещение», 1988 г.

4) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998 г.

5) УМК «Звездный английский" Барановой К.М., Эванс В., Мильруд Р.П. и др. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Москва: «Просвещение», 2010 г.

6) Куклина С.С., Широнина Н.С. Специфика использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка в средней школе. Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Выпуск 12.  Киров: ВГГУ, 2007 г.  

7) Мосунова Л.А., Юнгблюд Л.Г. Педагогические технологии в практике обучения и воспитания. Киров: ВГПУ, 2001 г.

8) Современные технологии: педагогические мастерские. Из опыта работы учителей Радужнинской средней школы. Кирово-Чепецк: ВГПУ, 1998 г.                                              

9) Пин О.Л. Использование французских мастерских творческого письма в развитии письменной речи учащихся. С.Пб., 2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.

Статья о  применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...

Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...

Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"

В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени  обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др.  «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...

Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку

АннотацияДанная статья посвящена вопросу подготовки учащихся старших классов к  письменной  части ЕГЭ по английскому языку. Статья содержит примеры писем направленных на развитие навыка пись...