Использование проектного метода в обучении иностранному языку
статья (английский язык) по теме

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnogo_metoda.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в обучении иностранному языку

        На современном этапе развития общества всё больше развивается межкультурная эмоция. Общение между гражданами различных стран становится всё более тесным, следовательно, изменяются требования к образованию. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В российском образовании провозглашён сегодня принцип вариативности, который даёт возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любым моделям, включая и авторские.

        Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

        В этих условиях учителю для правильного построения образовательного процесса и, в частности, каждого урока, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

        Педагогическая технология – это совокупность приёмов, позволяющих в определённой их последовательности, диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями метода, реализовать данный метод на практике.

        Коммуникативно-ориентированное обучение вносит изменения в положение об организации обучения, центрированного на ученике. Учащийся – не объект, а активный субъект образовательного процесса. Учащийся – центр познавательной активности на уроке. Одним из важнейших пунктов коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку является наличие определённой проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Это и является проектным обучением – одной из современных технологий обучения иностранному языку.

        Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

        Проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действия (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

        Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (10 – 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельно использование ИЯ как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

        Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

  1. особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  2. чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

обучающихся.

        Цель моей работы по теме самообразования «Организация проектной деятельности с использованием компьютерных технологий»: апробировать проектную методику в системе учебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени (10 – 11 класс) средней общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели мне потребовалось:

  1. проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной теме;
  2. апробировать в своей работе систему учебных занятий с использованием проектной методики и новых информационных технологий на старшей ступени (10 – 11 классы) средней общеобразовательной школы;
  3. проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных занятий на старшей ступени обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.

В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что находит своё выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося. Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения.

Обращение учёных и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения.

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи с развивающейся там идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка, его интерактивных способностей, чтобы научить его применять на практике знания которые даёт школа. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Кемпатрика, Э.У. Коллингса.

Дж. Дьюи выдвинул лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья». При этом Дж. Дьюи выделил ряд требований к успешности обучения:

  1. проблематизация учебного материала,
  2. активность ребёнка,
  3. связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли Игнатьев Б.В., Крупенина М.В., Крупская Н.К., Петрова В., Шацкий С.Т., Шульгин В.Н. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении.

Причиной развития метода проектов в начале 1980-х годов послужило влияние коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. Метод проектов раздвинул границы обучения, поставив учащихся в непосредственное взаимодействие с языком. Это представило учащимся возможность самим нести ответственность за процесс обучения.

Обратимся к понятию «проект» (от лат. projectus – брошенный вперёд). Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работами, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Подготовка и реализация собственных (творческих) проектов является заключительным этапом определённого цикла работ над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности. Результатом этой деятельности всегда должен быть какой-то продукт: стенгазета, брошюра, альбом, сценарий, радиопередача и т.д.

В ходе практического использования проектного метода обучения мною были выявлены некоторые достоинства данного метода:

работа над проектами:

  1. способствует повышению значимости языка как средства общения;
  2. способствует развитию умения работать в коллективе;
  3. способствует повышению мотивации учащихся, повышению творчества;
  4. даёт возможность углубить знания обучающихся по предмету;
  5. помогает выявить склонности и способности обучающихся;
  6. развивает интерес к науке, умение работать с литературой, ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

При использовании метода проектов для развития умений интерактивного речевого взаимодействия решаются важные дидактические задачи: 

  1. работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;
  1. процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;
  2. занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоционально, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
  3.  работа над проектами повышает общую мотивацию учащихся, т.к. ученики с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в работе в соответствии со своими возможностями;
  4. учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, взаимодействовать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
  5. в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом;
  6. усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуального или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
  7. совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело конца. Они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

В условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Наблюдая со стороны за процессом работы, я всегда в курсе того, что происходит в классе, чтобы предложить учащимся свою помощь, когда она потребуется.

Однако работа над проектом содержит и определённые трудности для учащихся (проектная деятельность способствует развитию естественных речевых потребностей: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д.):

  1. учащиеся не всегда готовы к речевому взаимодействию;
  2. неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности.

Поэтому повторение и обобщение необходимого лексического и грамматического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний необходимых и достаточных для решения данной проблемы; школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями; уметь работать с информацией, анализировать её, делать обобщения, выводы; уметь работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих названных умений является задачей обучения интерактивной речевой деятельности.

Метод проектов -  суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создаёт предпосылки для большей результативности обучения.

Алгоритм проведения проектной деятельности:

  1. предъявление ситуации;
  2. выдвижение гипотез решения поставленной задачи , обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, оформление результатов;
  4. защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
  5. выдвижение новых проблем.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный, которые мы рассмотрим чуть позже. На каждом этапе решаются определённые задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.

Важнейшую роль при организации проектной работы выполняет учитель. Его деятельность на разных этапах меняется.

На подготовительном – она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция.

На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая.

На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение проектов предполагает создание материалов, представляющих собой различные формы документирования:

  1. аннотация,
  2. рецензия,
  3. анкета,
  4. таблица,
  5. описание,
  6. фото-,
  7. аудио-,
  8. или видеоотчёт,
  9. комикс,
  10. коллаж,
  11. сценарий,
  12. дневник,
  13. журнал,
  14. справочник,
  15. резюме,

  1. каталог,
  2. брошюра,
  3. альбом,
  4. словарь,
  5. статья,
  6. стенгазета,
  7. выставка.

Они могут иметь различные формы:

  1. дискуссия,
  2. просмотр,
  3. выставка,
  4. демонстрация,

  1. обсуждение,
  2. ролевая игра,
  3. диспут,
  4. сообщение,

  1. доклад,
  2. конференция,
  3. репортаж,
  4. драматизация и др.

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени.

Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью (идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности);
  2. наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников (в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающегося воздействия);
  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что даёт обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего, отношения к ученику как к личности с её потребностями, возможностями и устремлениями.

При использовании методики проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо выстраивать конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учётом основных психолого-педагогических факторов и специфики ИЯ как учебного предмета. Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе обучения ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы. Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

  1. наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для её решения): например, исследования молодёжных движений в англоговорящих странах и России; изучение характерных черт каждой субкультуры; обсуждение проблем свободного времени у молодёжи; проблема отношений между поколениями и т.п.;
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий и т.д.);
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта(с указанием поэтапных результатов и распределением ролей):
  1. выдвижение гипотезы их решения;
  2. обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  3. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  4. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  5. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причём успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом.

При поэтапном оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Всё правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется. Проект – это решение, исследование определённой проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определённому алгоритму и состоит из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще  исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощённая в каком-либо конкретном продукте. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы.

Подготовительный:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  2. выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.

Основной:

  1. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  2. текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, успехов и неудач.

Заключительный:

  1. защита проектов (презентация результатов);
  2. оценка результатов, выявление новых проблем.

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и др.).

        При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определёнными типологическими признаками:

  1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролевой-игровой и т.д.);
  2. предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный проект);
  3. характер координации проекта (открытая или скрытая, телекоммуникационные проекты);
  4. характер контактов (внутренний, региональный или международный);
  5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
  6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в обучении иностранному языку

Выступление на школьной конференции о практическом использовании метода проектов в обучении английскому языку. В презентацию включены этапы работы по трем проектам "Басенное творчество" (4 кл), Волшеб...

Использование проектных технологий в обучении иностранному языку в условиях вечерней сменной школы.

Статья об использовании проектных технологий в обучении иностранному языку....

Проектный метод в обучении иностранным языкам

Чем метод проектов отличается от других методов обучения?Этапы работы над проектомвиды проектовКлассификация проектов...

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности

В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...