Варианты использования ЭОР в обучении английскому языку
статья по английскому языку по теме

Вдовина Анна Александровна

Из опыта работы с ЭОР на начальной, основной и страшей ступени образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варианты использования ЭОР в обучении английскому языку на начальной, основной и старшей ступенях образования.

А.А.Вдовина, учитель английского

языка МКОУ «СОШ №4» г. Щучье

Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов – новаторов,  которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов.

         Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип –  принцип наглядности.

Важно отметить, что на сегодняшний день универсального метода обучения английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока. Очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ.

Однако не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется пока ещё слабым методическим и материально-техническим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка.

        В настоящее время учителю необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.  Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.      

Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний, а не только как к средству развлечения.

         Необходимо сказать несколько слов о материально-технической изнанке рассматриваемого вопроса.  Безусловно, без компьютера в кабинете английского языка уже давно не обойтись, но необходимостью становится и наличие интерактивной доски. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний, область её применения весьма обширна. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности  изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской  и  набор интерактивных и мультимедийных возможностей.

В настоящее время в образовании широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

     Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

В последнее время в нашей школе  широко используются мультимедийные технологии на уроках иностранного языка. Этому во много способствует модернизация современного образования, в частности переоснащение материально-технической базы образовательного учреждения. В 2011 году наша школа получила комплект оборудования для интерактивного класса в рамках участия в эксперименте по введению ФГОС НОО. Благодаря этому оборудованию все педагоги нашей школы имеют возможность развивать свою медиакомпетентность.

На уроках английского языка наряду с уже довольно устаревшей формой использования мультимедийных презентаций в Рower Рoint я применяю следующие мультимедийные технологии  :

  1. ЭОР;
  2. БЭНП;
  3. тренажёр для подготовки к ЕГЭ по английскому языку E-ExamPractice@UNE.

ЭОР – электронные образовательные ресурсы – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. На уроках английского языка я использую ЭОР так называемой модульной архитектуры – система взаимосвязанных модулей-уроков, воспроизводимых единым информационно-программным обеспечением (мультимедиаплеер – «проигрыватель ресурсов»). Коллекции ЦОР представлены в настоящее время на разных сайтах, я использую Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.

В начальной школе я использую «Набор ЦОР к учебникам Биболетовой М.З. и др. «Enjoy English» 2 – 4 класс». Главная особенность набора – возможность реализовывать деятельностный подход к обучению школьников. Это позволяет использовать инструмент как основу для проектной, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, а также широко применять материалы в сфере дополнительного образования. Данный набор был разработан командой преподавателей английского языка и является частью программы обучения, реализуемой в начальной школе. Набор ЦОР, интегрированный в обучение английскому языку в начальной школе, нацелен на:

- создание дополнительных возможностей для развития младших школьников средствами английского языка и ИКТ;

- обеспечение элементарной иноязычной коммуникативной компетентности и основ информационной грамотности второклассников за счёт интеграции английского языка и информатики;

- создание условий для надёжной системы контроля / оценивания и самоконтроля учащихся.

Данный набор доступен для скачивания отдельными фрагментами – уроками, что весьма удобно. Однако для воспроизведения необходимо установить программное обеспечение – среду Stratum, которая также находится в свободном доступе на данном сайте. Очень полезным, на мой взгляд, стало размещение методических рекомендаций по использованию данных ЦОР на этом сайте.

В среднем звене я использую БЭНП -  библиотеку электронных наглядных пособий «Английский язык (основная школа)». Данный ресурс представляет собой набор мультимедийных информационных объектов (визуальный текст, аудиотекст, видеофрагмент, фото со звуковым сопровождениям) и инструментальных средств работы с ними (возможность конструирования презентаций, их воспроизведения, хранения или использования готовых шаблонов). БЭНП создана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по иностранному языку и федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку. БЭНП поможет учителю решить ряд задач по использованию в основной школе с 5 по 9 классы в учебном процессе современных электронных учебно-методических комплексов и их интеграции с традиционными учебными пособиями. 
Тематический принцип формирования библиотеки позволяет легко ориентироваться в БЭНП независимо от того, по какой программе и по какому учебнику работает учитель. Используя материалы БЭНП, учитель самостоятельно конструирует урок согласно его целям, задачам, методическим принципам и подходам. 
По
 решаемым педагогическим задачам БЭНП является вспомогательным средством; по функциям в организации образовательного процесса – информационно-обучающей электронной библиотекой с поисковой системой; по типу информации – электронным ресурсом с текстовой, визуальной и аудиоинформацией. По форме применения в образовательном процессе материалы БЭНП могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 
Цель БЭНП – способствовать повышению эффективности учебного процесса. 

         Главным отличием от презентаций в среде Рower Рoint  является лёгкость встраивания различных файлов в создаваемую презентацию, а также наличие всех необходимых информационных объектов в архиве программы. Это значит, что учителю уже не нужно тратить время на поиск соответствующего материала для чтения или аудирования в интернете. В архиве программы имеется в наличии 1483 информационных объекта , которые классифицируются по типам и тематическим признакам и имеют необходимые для поиска атрибуты: название, подпись, ключевые слова, принадлежность к году обучения.

Основным недостатком данного ресурса я считаю неудобство его скачивания с сайта – размер файла велик, и процесс скачивания при низкой скорости интернет-соединения может затянуться. Однако удовольствие и удобство использования его в дальнейшем вскоре поможет забыть об этом недостатке.
       В старшем звене я использую
 тренажёр для подготовки к ЕГЭ по английскому языку E-ExamPractice@UNE.

На сегодняшний день в среде учителей английского языка существует проблема выбора качественных учебных пособий по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку. Большая часть существующих пособий представляет собой набор тренировочных упражнений,  соотнесенных с форматом экзаменационных заданий.  Использование такого рода пособий требует как от учащихся, так и от учителя, с одной стороны поиска и привлечения большого объема дополнительных информационно-справочных и методических материалов, с другой - жесткие рамки учебного плана по изучению английского языка в школах,  не позволяет учителю учитывать индивидуальные учебные стили и реальный уровень готовности к сдачи ЕГЭ каждого учащегося.  

При использовании предлагаемого учебного пособия,  основанного на ЦОР,  можно выделить три основных направления в решении проблемы повышения качества подготовки учащихся, сдающих выпускной или вступительный экзамен в формате ЕГЭ по английскому языку:

• Возможность спланировать индивидуальную траекторию подготовки к экзамену за счет диагностической системы учебного пособия, которая позволит пользователям самостоятельно определить уровень сформированности речевых умений и языковых навыков, проверяемых в рамках ЕГЭ по английскому языку.

• Возможность самостоятельно освоить довольно большой материал и

ликвидировать пробелы в языковой подготовке,  используя тщательно

спланированную систему методических рекомендаций по  формированию стратегий выполнения различных типов тестовых заданий, используемых в ЕГЭ.

• Возможность перейти от практики “натаскивания на экзамен”  к практике активного формирования широкого спектра умений,  составляющих коммуникативную иноязычную компетенцию, через хорошо сбалансированную систему тренировочных упражнений.  

Целью обучения по данному пособию является, с одной стороны, создание условий для достижения пользователями достаточного уровня подготовленности к сдаче ЕГЭ по английскому языку, а с другой – формирование устойчивой положительной мотивации к независимой централизованной системе оценивания, действующей в формате ЕГЭ.

Таким образом,  благодаря предлагаемому тренажеру пользователи,  готовящиеся к сдаче ЕГЭ, смогут:

- выстроить индивидуальную траекторию подготовки к сдаче ЕГЭ по

английскому языку;  

- научиться самостоятельно оценивать свои достижения и анализировать

проблемные области с целью их устранения;

- существенно повысить уровень сформированности речевых умений и языковых навыков;

- получить качественную подготовку к сдаче ЕГЭ по английскому языку;

- научиться пользоваться разнообразными цифровыми ресурсами.

Учителя смогут:

- познакомиться с некоторыми современными технологиями и приемами

обучения иностранным языкам;

- повысить уровень собственной методической подготовки;

- научиться эффективно использовать цифровые ресурсы в своей профессиональной деятельности для организации мониторинга за   продвижением ученика, для оптимизации распределения времени на различные виды деятельности,  для повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков.

Содержательный компонент пособия соотнесен с требованиями к уровню подготовки выпускников,  определенными   федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного)  общего образования по иностранным языкам.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Список использованной литературы:

  1. Набор ЦОР к учебникам Биболетовой М.З. и др. . «Enjoy English» 2 – 4 класс» - Пермь, 2008. – 19 с.
  1. Методические рекомендации для учителя по работе с программой-тренажером "Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку" (полная версия)
  2. Методические рекомендации по использованию библиотеки электронных наглядных пособий «Английский язык (основная школа)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при обучении английскому языку.

Интерактивная доска на уроках английского языка , как эффективное средство формирования грамматических навыков и умений...

Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...

Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...