Программа внеурочных занятий по информатике (сопровождение одаренных детей)
методическая разработка по информатике и икт

Пояснительная записка

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках информатики.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_odarennye_deti_ismagilova.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102»

города Ульяновска

Программа внеурочных занятий по информатике (сопровождение одаренных детей)

2022-2023учебный год

Автор: Р.М. Исмагилова,

учитель информатики

Пояснительная записка

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках информатики.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

Цели и задачи данной программы

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Цель программы: создание системы деятельности учителя информатики по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. Создание методики выявления одарённых детей;

3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми по информатике:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи

Условия успешной работы с одаренными учащимися

- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление, в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки

- Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Формы работы с одаренными учащимися:

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.

 Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных
  2. Для этого я использую анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.
  3.  Выделение одарённых детей в каждом классе.
  4. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
  5.  Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках информатики можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные игры. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с текстовыми документами, графическими объектами, звуковыми файлами и видеофайлами.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению информатики предоставляет дифференциация домашнего задания:

учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

 Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, подготовить реферат, придумать задачи, создать сайт, монтаж фильма, сделать 3D презентацию и др.

- прием «особое задание»: выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

- прием «энциклопедист»:

предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения к уроку.

2.Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Учащиеся самостоятельно создают генеалогическое древо своей семьи в текстовом редакторе. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Творческие проекты по информатике, выполняемые под моим руководством, систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в электронном виде, к которому прилагается видеоинструкция.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через Центр дополнительного образования детей, через конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей, учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, во время проведения городского интеллект марафона. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как, предметные викторины, сетевые образовательные события, квесты, марафоны.

По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям.

Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен информатике.

План реализации программы

Мероприятие

Период

1

Психологическое сопровождение учащегося

в течении года

2

ВСОШ:

- школьный уровень

- муниципальный уровень

ежегодно

3

Дистанционная олимпиада «Инфознайка», «Бельчонок», турниры по программированию от acmp.ru и других

ежегодно

4

Городской-интеллект марафон по информационным технологиям

ежегодно

5

Олимпиады от платформы Учи.ру

ежегодно

6

Исследовательские проекты, конкурс «Ступени», ГНПК

7

Индивидуальные проекты учащихся

ежегодно

8

Мониторинг знаний

по итогам четверти, года

9

Участие во всероссийских Уроках Цифры, Цифровой ликбез

ежегодно

10

Подготовка к ГИА

ежегодно

11

Предметная неделя

ежегодно

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Литература

1. Рогова И. Одарённость школьника и формы исследовательской деятельности / И. Рогова
// Школ. планирование. - 2012. - № 1. - С. 67-74. - Библиогр.: с. 73-74.

2. Ляшко Л.Ю. Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" / Л. Ю. Ляшко, Е. О. Федоровская
// Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 5-14. - Библиогр.: с. 14. - Образоват. сеть Малой академии наук "Интеллект будущего".

3. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

4. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

5.Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одаренный  ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

6.Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

7.Фрадков В.  Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков
// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.

8.Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одаренный  ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

9.Федоровская Е.О. Увлеченность в структуре исследовательской одаренности / Е. О. Федоровская// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 16-31. - Библиогр.: с. 30-31.

10.Литвинова, А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускоре...

Программа психологического сопровождения одаренных детей

На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования м...

Программа внеурочной деятельности "Go ahead!" для одаренных детей (10 класс)

Программа внеурочной деятельности "Go ahead!" разработана для детей с повышенным интеллектуальным уровнем. Курс рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 10 класса. Курс нацелен...

«Программа работы по выявлению и сопровождению одаренных детей по физической культуре».

laquo;Программа работы по выявлению и сопровождению одаренных детей по физической культуре»....

Рабочая программа внеурочных занятий по информатике для подготовительного класса.

Цели занятия информатикой в подготовительном классе:Целью работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий, способствующих ...