Материалы для проведения олимпиады по ИКТ навыкам
олимпиадные задания по информатике и икт (9 класс)

Полукарикова Алла Сергеевна

Материал содержит задания и таблицу с критериями оценки для проведения олимпиады по ИКТ навыкам учащихся 9 классов.

Предлагается 3 задания по разным темам курса информатики, выполнение которых предполагает знания и умения работы в прикладных программах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_9_klass_2022.docx716.26 КБ
Office spreadsheet icon blank_otsenivaniya_kriterii_9_klass.xls36 КБ
Файл obrazets_zadanie_1.pptx339.15 КБ
Файл obrazets_zadanie_3.docx548.71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Городская олимпиада по информатике и ИКТ для учащихся 6 – 9 классов

 2021-2022 учебный год

9 класс

Общее время выполнения заданий — 90 минут.

Максимальное количество баллов – 50.

Начальные условия:

  1. На Рабочем столе создайте папку с именем Олимпиада_2022_(Класс)_(Фамилия, Имя) (например, учащийся 9 А класса Иванов Александр создает папку с именем Олимпиада_2022_9А_Иванов Александр).
  2. Все файлы с выполненными заданиями сохраняются участником только в данной папке. Для этого участник в папке Олимпиада_2022_(Класс)_(Фамилия, Имя) создает файлы с именем, содержащим слово «Задание №» и соответствующее расширение.

Задание 1. Работа в MS PowerPoint (15 баллов)

В среде MicrosoftOfficePowerPoint создайте интерактивное пособие для новичков игры в шахматы, рассказывающее о том, как ходят шахматные фигуры. Обратите внимание, что для просмотра правила для определенной фигуры, необходимо щелкнуть по соответствующей картинке, а чтобы текст скрылся, надо щелкнуть на сам текст  (например, кликнули по картинке Пешка – всплывает текст, кликнули по тексту и он исчезает).

Пояснения:

1. Изображения и текст, необходимые для работы, содержатся в папке «Материалы задания 1».

2. Презентация должна состоять из двух слайдов. На первом – Заголовок «Как ходят шахматные фигуры» и картинка (файл Фигуры), которая является гиперссылкой на второй слайд. Тему дизайна выбрать самостоятельно. Второй слайд содержит один заголовок, 7 картинок.

3. При щелчке по картинке шахматной фигуры, поверх шахматной доски появляется текст-описание. Шрифт белого цвета, у названия фигуры размер 24, Calibri,  далее -18. Цвет заливки надписи подобран к рисунку шахматной доски, граница белая.

4. Текст после просмотра можно скрыть по щелчку.

5. Смена слайдов по щелчку отключена.

6. Выполнение анимации обязательно для всех 6 фигур.  

Сохраните результат работы в файле с именем «Задание_1» в своей папке в режиме демонстрации.

Задание 2. MSExcel (25 баллов)

В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. В столбце А указано название города; в столбце В — численность населения (тыс. чел.); в столбце С — название страны. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.

Откройте в папке «Материалы задания 2» файл «Задание 2.xls» с данной электронной таблицей, и выполните задания:

  1. определите, максимальную численность населения;
  2. определите минимальную численность населения;
  3. сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек;
  4. чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице;
  5. ответы на вопросы с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в таблицу.
  6. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа городов из стран «Египет», «Бельгия», «Белоруссия», «Австрия» и «Россия». Диаграмма имеет заголовок и подписи данных.

Сохраните результат работы в файле с именем «Задание_2» в своей папке.

Задание 3. MSWord (10 баллов)

Используя материалы в папке «Материалы задания 3»  создайте в MicrosoftWord школьную газету к юбилейной исторической дате (100 лет со дня образования СССР), таким образом, чтобы:

  • газета размещалась на одном листе специального формата 55*55 см, поля 0,75 см;
  • в верхнем колонтитуле страницы было название газеты «Вспоминая историю страны», шрифт textFont, размер 36, цвет красный;
  • нижний колонтитул содержал ссылку на первоисточник (находится в файле Текст к заданию 3), шрифт по умолчанию;
  • страница имеет подложку Текст (Вспоминая историю страны, цвет зеленый, по диагонали);
  • заголовок статьи оформлен стилем «Название», цвет – красный;
  • текст газеты стиля Calibri, размер подобрать так, чтобы всё умещалось на одном листе;
  • текст размещен в три колонки;
  • картинки расположены согласно образцу.

Сохраните результат работы в файле с именем «Задание_3» в своей папке двух форматах doc и pdf.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как ходят шахматные фигуры ?

Слайд 2

Узнаешь, если кликнуть по фигуре Пешка Самая слабая шахматная единица . Ходит по вертикали на 1 клетку, (на 2 клетки в начале партии) Рубит по диагонали на 1 клетку. Особенность - пешка, достигшая последней горизонтали может "превратиться" в любую фигуру Слон Шахматная фигура, которая перемещается либо только по белым полям, либо только по чёрным . Ходит на любое число полей по диагонали, при условии, что на пути нет фигур. Конь Шахматная фигура, располагается рядом с ладьями. Ходит и рубит по траектории похожей на русскую букву «Г». Особенность - конь может "перепрыгивать" через другие фигуры. Ладья Шахматная фигура , является тяжёлой фигурой, примерно эквивалентна 5 пешкам, а две ладьи равны ферзю. Ходит рубит на любое число полей по горизонтали или по вертикали при условии, что на её пути нет фигур . Особенность - может участвовать в рокировке с королем. Ферзь Самая сильная шахматная фигура. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет». Ходит на любое число полей, по вертикали, горизонтали или диагонали, соединяет в себе ходы ладьи и слона. Король - самая главная фигура шахматной партии, и самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается. Ходит ( и рубит фигуры противника) только на соседнее поле в любом направлении. Особенность - может участвовать в рокировке с ладьей



Предварительный просмотр:

Вспоминая историю  страны

100 лет со дня образования СССР (Союза Советских Социалистических республик) C:\Users\user\Desktop\МЭ ИКТ 9 кл 2021\Для ученика\Материалы Задания 3\1388398812_obrazovanie_sssr.jpg

30 декабря 1922

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик. Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения. Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики - Хорезмская и Бухарская. В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз заключался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркомата РСФСР. C:\Users\user\Desktop\МЭ ИКТ 9 кл 2021\Для ученика\Материалы Задания 3\f99b423c2271fed41dfdd7176520639e6f675839.jpeg

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры брали на себя роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии. В соответствии с ними стороны соглашались на военный и финансово-экономический союз. Подлежали объединению военные силы и командование, органы, контролирующие экономику и внешнюю торговлю, органы снабжения, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, финансы. Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. В январе 1922 г. при решении вопроса об участии РСФСР и других советских республик в Международной экономической конференции в Генуе нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Взамен была выдвинута идея «единого дипломатического фронта», проводящего общую внешнюю политику. Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями. Центр нередко дискредитировал себя, вмешиваясь в жизнь народов, об особенностях которых он порой и не подозревал. Так, в октябре 1922 г. между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей возник конфликт по вопросу изучения Корана в школах Туркестана. Республиканские национальные власти нередко саботировали экономические мероприятия центра. Чтобы положить конец этим конфликтам, в августе 1922 г. Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и организовали для выработки решения комиссию под председательством В.В. Куйбышева, в которую вошли также представители от других республик. По заданию этой комиссии И.В. Сталин подготовил так называемый проект «автономизации», сутью которого было предложение о вхождении в РСФСР на правах автономных республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении. Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Однако, как вскоре выяснилось, от них ждали простого одобрения, а не их мнения. Чтобы не заострять внимание на неравноправной форме объединения, И.В. Сталин предложил даже не публиковать решение ЦК РКП(б) («если оно будет принято») по этому вопросу и обязать ЦК компартий республик в рабочем порядке его выполнить. Против проекта «автономизации» выступил В.И. Ленин. Нарушение принципов самостоятельности и суверенности республик в угоду жесткой централизации рассматривалось им как отход от принципов пролетарского итнернационализма. В сентябре 1922 г. он предлагает проект «федерализации»: создание союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии, впоследствии это название было заменено на СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти. Полное равноправие, искренность, взаимоуважение, дружба, братское сотрудничество и взаимопонимание - вот на чем, по его мнению, должны были быть основаны межнациональные отношения в стране. 5 - 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант. Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте», когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью», а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком», еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии. Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Здесь В.И. Ленин подчеркивает, что данный вопрос только «официально» называется вопросом о союзе советских социалистических республик, тогда как на самом деле это есть попытка проведения прежнего плана «автономизации». Попытки В.И. Ленина впоследствии «разобраться» с виновниками «грузинского инцидента» и не допустить ограничения самостоятельности республик успеха не принесли. Из-за болезни и политических интриг он оказался отстраненным от дел. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное оставалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Председателем ЦИК был избран М.И. Калинин, сопредседателями - Г.И. Петровский, Н.Н. Нариманов, А.Г. Червяков. Формируется правительство - Совнарком СССР - во главе с В.И. Лениным. Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. C:\Users\user\Desktop\МЭ ИКТ 9 кл 2021\Для ученика\Материалы Задания 3\42b297960954e9a7fd2e7848d276f572c2d46bc7.jpegC:\Users\user\Desktop\МЭ ИКТ 9 кл 2021\Для ученика\Материалы Задания 3\xZqROTIFSqN2tLG7EcTJ1OuDFqA7LOvLHSQOo84e.jpg

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливается единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе этой конституции были приняты конституции союзных республик. В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается. После проведения в 1924-1925 гг. национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав СССР в качестве союзных вошли Узбекская и Туркменская республики. Казахстан и Киргизия получают статус автономных республик в рамках РСФСР, а Таджикская автономная республика становится частью Узбекской ССР. По Конституции 1936 г. в состав СССР входили как союзные советские социалистические республики Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская союзные республики. Образование СССР не было только навязанным руководителями большевистской партии. Для объединения народов России в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные причины. 185 наций и народностей, проживающих на территории бывшей Российской империи, связывали общность исторических судеб, единая хозяйственная система, веками складывающееся разделение труда, общероссийский рынок, тесные культурные контакты, полиэтничность населения, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям и многое другое. Конечно, русификаторская политика царского режима и ограничение в правах «инородцев» способствовали появлению сепаратизма. Но, используя старую формулу «Россия - тюрьма народов», следует помнить, что угнетение в империи носило не национальный, а классовый характер, а русские, украинские, грузинские, еврейские и др. трудящиеся одинаково эксплуатировались самодержавием. Объединение народов бывшей царской России после окончания Гражданской войны было вызвано также необходимостью совместного выживания сходных политических режимов в условиях враждебного внешнего окружения.

Первоисточник публикации: https://politikus.ru/v-rossii/10437-30-dekabrya-den-obrazovaniya-sssr.html Politikus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для проведения школьной олимпиады 10-11 классы

Материалы для олимпиады содержат варианты заданий, которые использовались в олимпиаде прошлого года. Задания подобраны разнообразные....

материалы для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ 5-11 класс

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2012–2013 учебном году разработаны в соответствии с методическими рекоменда...

Материалы для проведения олимпиады по технологии(технический труд) 7-8 класс

пакет материалов для проведения олимпиады по технологии в 7-8 классе, теоретическая и практическая часть....

материалы для проведения школьного этапа олимпиады

Материалы для проведения школьного этапа олимпиады по английскому языку в 5-9 классахМатериалы содержат тестовые задания для учащихся и методические рекомендации с ключами для учителй...

Материалы к проведению олимпиады по технологии

Олимпиадные задания по технологии (девочки)...

Материалы для проведения олимпиад по математике

Данный материал разработан для проведения школьных олимпиад по математике....

Материалы для проведения олимпиады по английскому языку для студентов вторых курсов ОГАПОУ "БСК"

Данная олимпиада помогает осуществлять независимый контроль уровня владения английским языком обучающихся, познакомить с типовыми заданиями, способствующими выявлению уровня сформированности коммуника...