Открытый урок «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации», 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Скидан Татьяна Александровна

Материал содержит конспект к уроку, дополнительные материалы( задания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока информатики в 7 классе

Дата: 21.03.2022

Номер урока: 27

Тип урока: итоговый, урок совершенствования знаний, умений, навыков;

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации».

Цель: научить систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания по теме.

Решаемые учебные задачи:

Образовательные: закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме:

  • Распознавание и перевод текста, его редактирование;
  • форматирование символов и абзацев;
  • вставка и форматирование таблиц;
  • вставка объектов в текст документа;
  • работа со списком.

Развивающие:

  • развить компьютерную грамотность, внимание, объективную самооценку;
  • развить навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на практике

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры;
  • формирование аккуратности, интереса к работе, инициативности, уверенности в своих силах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные-систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере;

Метапредметные- основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач на других уроках и в жизни; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Личностные- способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация
  3. Основной этап
  4. Практический этап
  5. Рефлексия

Литература:

  1. 1.Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  5. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7330/start/250610/

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Рада приветствовать Вас сегодня. Прошу поприветствовать наших гостей.  Вы можете присесть за компьютеры, включить их, но пока не начинать работу.

2. Актуализация знаний.

У нас сегодня не простой урок. Мы с вами многое успели и практически поработали и тест написали и многое узнали и даже у нас осталось лишнее время… хотя оно лишним не бывает.

Как Вы думаете, когда в каком-либо спорте спортсмен ну или какой-то ученик усвоил какое-либо упражнение или прием, что он дальше делает?

-Правильно, он совершенствует свое мастерство.

Исходя из этого, как Вы думаете какой темой, будет наша сегодня тема? Сможете сформулировать ее?

-Совершенно верно. Темой нашего урока сегодня будет «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации.»

Исходя из темы, целью нашего урока будет…… кто подскажет?

Мы сегодня будем с Вами совершенствовать наше мастерство.

Когда-то учитель математики мне сказал: «В начале пути есть талантливые и обычные люди. Талантливым все дается легко, но если они не будут тренировать и совершенствовать свои умения, то рано или поздно их обгонят обычные, но трудолюбивые.»

Не теряйте свои таланты…всегда и везде тренируйте себя.

Мы немного отвлеклись от темы Итак….

-А напомните, пожалуйста, что входит в понятие обработки текстовой информации?

Это создание, редактирование и удаление текстовой информации.

-Хорошо. Умнички. А где или с помощью чего мы можем обрабатывать текстовую информацию?

-С помощью MS Word, программ по распознаванию текстов, сканера, программ перевода текстов.

-Отлично.  

-А для чего нам нужна обработка текстовой информации?

- Для написания документов, рефератов, докладов и т.д.

-Отлично. Предлагаю Вам прежде всего потренировать ваши мозги и ответить на пару вопросов из моего блиц-опросника (Приложение №1).

Есть желающие? Прошу вытянуть вопрос и ответить на него. Кто правильно ответил на вопрос, пожалуйста, поставьте + в верхнем правом уголке Листа оценивания (Приложение №2), который лежит у Вас возле компьютера.  

Теперь перед активной работой на компьютере предлагаю Вам размять ваши пальчики и пройти тест на скорость печати. Сейчас мы узнаем, кто у нас быстрее всех печатает.

Прошу открыть в браузере сайт RomanPro.ru.

- Умнички! Поздравляем нашего победителя ……… Пожалуйста, поставь себе + в верхнем правом углу на Листе оценивания.

3-4. Основной и практический этап.

Так как у нас конец четверти и у некоторых из Вас, возможно, есть хвосты по каким-либо предметам, я предлагаю Вам подготовить сообщение с использованием тех знаний, которые Вы получили на уроках информатики.

Готовясь к уроку, я посмотрела на каких темах Вы остановились по таким предметам как: Физика, Литература, Биология, История, География, Информатика.  По каждому предмету я составила небольшие сообщения. Но у них нет содержания и титульного листа, также они не отредактированы. Сейчас Вам нужно будет отредактировать эти сообщения. По каждому предмету у нас будет по 2 человека. У Вас на рабочем столе есть папка «Сообщения 7 класс» (Приложение №3). В ней есть подпапки по предметам, в которых есть текст и иллюстрации по теме. Также у Вас на столах есть Задания к практической работе (Приложение №4) и Содержание доклада (Приложение №5)

На выполнение задания Вам отводится около 15-20 минут.  Если что-то не получается прошу подзывать, спрашивать.

Ваша задача:

  1. Ознакомится с материалом.
  2. Оформить титульный лист сообщения по образцу.
  3.  Шрифт Times New Roman, размер 18, жирный. Остальной текст будет размером 14, обычный. Главные определения можно выделять курсивом или жирным шрифтом или подчеркиванием.
  4. Записать содержание выступления с помощью нумерованных списков.
  5. Отредактировать сообщение, дополнив его иллюстрациями и таблицами. Нужно установить поля документа по образцу. Пронумеровать страницы.
  6. Сохранить файл под название Сообщение_<ваша фамилия> на рабочем столе, но не закрывать его.
  7. После выполнения задания мы с Вами оценим работу друг друга.

Физкульт-минутка

Пары, которые готовили доклады на одну и туже тему меняются местами и оценивают выполненную работу. На Листах оценивания нужно написать свою фамилию и фамилию проверяемого. Также есть оценки, среди которых Вам нужно выбрать ту, которую Вы ставите своему однокласснику. При оценивании работы прошу учитывать следующие факторы: полнота выполнения, соответствие текста сообщения требованиям по выполнению, визуальное восприятие текста. Также в листочках есть пустые графы, в них Вам нужно написать свои замечания, если такие есть, за которые Вы снизили оценку.

5.Рефлекция.

-Вы сегодня большие умнички и хорошо поработали. Я довольна вашей работой.

А Вы довольны своей работой? Что для Вас было сложно? А что интересно?

У Вас возле компьютеров есть листочки со смайликами (Приложение №6). Они обозначают разные эмоции. Прошу Вас при выключении компьютера положить на клавиатуру тот смайлик, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.

Спасибо Вам огромное за урок! Ваши сообщения я сегодня распечатаю и смогу Вам завтра с утра отдать, чтобы у Вас была возможность ими воспользоваться для дополнительных оценок по предметам.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ БЛИЦ-ОПРОСА

  1. Выделите цветом верный ответ.

Сообщение, информационный объем которого равен 20Кб, занимает 16 страниц по 64 строки, в каждой из которых записано 80 символов. Сколько символов в алфавите, на котором записано это сообщение?

  • 4
  • 6
  • 8
  • 32

  1. Введите верный ответ.

Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующего высказывания:

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.

 байт.

  1. Выделите цветом верный ответ.

В восьмиразрядной кодировке вес символа текста составляет:

1 байт

2 байта

3 байта

  1. Выделите цветом верный ответ.

Укажите верную формулу для вычисления информационного объема текста.

  1. В кодировке Unicode каждый символ кодируется_________ байтами.

  1. Выделите цветом верный ответ.

Какую программу используют для распознавания символов?

  • ABBYY FineReader
  • Microsoft Excel
  • Paint
  • Microsoft Word

7.Выделите цветом верный вариант.

Какие списки изображены на картинке?

  • Сплошные списки
  • Нумерованные списки
  • Трёхуровневые списки
  • Маркированные списки



Предварительный просмотр:

Лист оценивания

Предмет:

 

Тема доклада:

 

Проверяющий:

 

Проверяемый:

 

Оценка:

 

Комментарии:

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Обработка текстовой информации»

Задание №1.

Открыть файл Word.  Установить поля документа левое- 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее- 2 см.

В нем оформить титульную страницу сообщения по образцу.

Задание №2. После титульного листа (на следующей странице) разместить содержание с использованием нумерованных и многоуровневых списков.

Задание №3.

Отредактировать основной текст. Основной текст должен быть напечатан шрифтом Times New Roman, 14. Заголовки и подзаголовки можно оформить полужирным начертанием. Можно добавлять фотографии, рисунки и таблицы.

Задание №4.

После выполнения работы пронумеровать страницы снизу справа.

Вставка/Номер страницы/выбрать нужный вариант. Установить особый колонтитул для первой страницы. Первая страница должна быть без номера.

Задание №5.

Сохранить файл на Рабочем столе под названием Сообщение_ <ваша фамилия>.



Предварительный просмотр:

Биология: «Разнообразие высших растений»

Содержание

Введение

1. Общая характеристика.

  1.1. Основания для разделения растений на высшие и низшие.

  1.2.Отсутствие мышечной и нервной тканей.

  1.3. Значение в природе и жизни человека.

2. Жизненный цикл.

3. Происхождение.

4. Почему мхи и цветковые относят к высшим споровым?

5. Сходства и различия с водорослями.

Заключение

 География: «Евразия. Образ материка»

Содержание

Введение

1.Географическое положение Евразии

2.Состав Евразии

3.Крайние точки материка

4.История открытия

5.Рельеф Евразии.

6.Водные ресурсы

 7.Климат Евразии.

8.Животный и растительный мир.

9.Особенности положения Евразии.

Заключение

Физика: «Простые механизмы»

Содержание

Введение

1. Виды простых механизмов применяемых в быту

2.Рычаги

    2.1. Блоки

    2.2. Ворот

3. Наклонная плоскость

    3.1. Клин

    3.2. Винт

4.Применение комбинированных механизмов в быту.

Заключение

История: «Абсолютизм»

 Содержание

Введение

1.Абсолютизм. Причины возникновения.

2.Формирование абсолютизма.

3.Опозиционные абсолютизму политические теории.

4.Кризис абсолютизма.

5.Особенности абсолютизма в России.

Заключение

Информатика: «История развития компьютерной техники»

Содержание

Введение

1.Начало эпохи ЭВМ 

2.Первое поколение ЭВМ 

3.Второе поколение ЭВМ. 

4.Третье поколение ЭВМ. 

5.Четвертое поколение ЭВМ

6. Пятое поколение ЭВМ

Заключение

Литература: «Анализ произведения А. П. Платонова «Юшка»

Содержание

Введение

1.История создания

2.Жанр

3.Тема

4.Композиция

5.Главные герои

Заключение.



Предварительный просмотр:

Купить Стенд Рефлексия для начальной школы 500*410 мм 📄 с доставкой по  Беларуси | интернет-магазин СтендыИнфо.РФ



Предварительный просмотр:

Разнообразие высших растений: происхождение и жизненный цикл, отличия от низших растений

По внешнему виду, по своему строению и биологическим особенностям высшие растения очень разнообразны. К ним, помимо цветковых и голосеменных, относятся также папоротники, хвощи, плауны и мхи. Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является семенное размножение. Количество видов достигает 300 тыс., а, по мнению некоторых ботаников, — не менее 500 тысяч.

1.Общая характеристика

У высших растений выработалось много различных приспособлений и свойств для жизни в разнообразных условиях суши. Наибольшего развития и приспособленности к наземному образу жизни достигли покрытосеменные.

Признаки, характерные для высших растений:

  • Дифференцировка на органы и ткани;
  • проводящая система, состоящая из ксилемы и флоэмы;
  • правильная смена поколений;
  • органы полового размножения: антеридии и архегонии;
  • для тела растений характерно листостеблевое строение.
  1. Основания для разделения растений на высшие и низшие

Все представители растительного мира в зависимости от строения делятся на 2 группы — низшие и высшие.

Основным критерием, по которому растения относят к высшим, является наличие сложной тканевой структуры. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стеблям.

Низшие в свою очередь имеют примитивное строение, состоят из одной клетки, есть многоклеточные организмы, тело которых называют талломом. Они лишены корней, стеблей, и листьев.

  1. Отсутствие мышечной и нервной тканей

Высшие растения — это группа живых организмов, занимающих особое место в природе. Представители растительного мира способны к фотосинтезу, они преобразуют энергию солнечного света в органические вещества и кислород. Питание они получают из почвы и окружающей их среды, таким образом, им не нужно перемещаться в поисках пищи. Оплодотворение осуществляется с помощью грызунов, насекомых, ветра, поэтому мышечная и нервная ткань у них не развита. В отличие от животных, которые преодолевают огромные расстояния для добычи пищи, и поиска благоприятных мест размножения и выращивания потомства.

  1. Значение в природе и жизни человека
  1. Обогащение кислородом атмосферного воздуха.
  2. Неотъемлемое звено пищевых цепочек.
  3. Используются в качестве строительного материала, сырья для изготовления бумаги, мебели и д.т.
  4. Применение полезных свойств в медицине.
  5. Производство натуральных тканей (лен, хлопок).
  6. Очищают воздух от пылевых загрязнений.

2.Жизненный цикл

Для высших растений характерно наличие ясно выраженного чередования двух поколений: полового (гаметофита) и бесполого (спорофита). Спорофит у них постепенно занял доминирующее положение над гаметофитом. Только мохообразные представляют исключение, так как у них большего развития достигает гаметофит, а спорофит, наоборот, значительно редуцирован.

В процессе эволюции половой процесс усложнился, развились многоклеточные половые органы, которые хорошо защищают яйцеклетку от высыхания. Женская гамета — яйцеклетка — неподвижна. Постепенно произошли значительные изменения в строении и физиологии мужских половых клеток.

Это переходная форма жизни между низшими растениями (водорослями) и высшими. В строении ринофитов много сходного с водорослями: не прослеживались настоящие стебли, листья, корневая система. Прикреплялись к почве с помощью ризоидов, через которые получали питательные вещества и воду. Ринофиты обладали покровными тканями, которые защищали их от высыхания. Размножались при помощи спор.

3.Происхождение

Около 400 млн. лет назад появились первые формы растений, приспособленные к жизни на суше. Выход из воды привел к адаптационным изменениям в строении отдельных видов, которым для выживания были необходимы новые структурные элементы.

Так растительный мир покинул пределы водной среды и начал заселять просторы суши. Такими «землепроходцами» были ринофиты, которые росли у берегов водоёмов.

Это переходная форма жизни между низшими растениями (водорослями) и высшими. В строении ринофитов много сходного с водорослями: не прослеживались настоящие стебли, листья, корневая система. Прикреплялись к почве с помощью ризоидов, через которые получали питательные вещества и воду. Ринофиты обладали покровными тканями, которые защищали их от высыхания. Размножались при помощи спор.

Риниофитовые в дальнейшем видоизменялись и дали начало для развития плаунов, хвощей, папоротников, которые уже имели стебли, листья, корни. Это были предки современных споровых растений.

4.Почему мхи и цветковые относят к высшим споровым?

Мхи — это высшие растения, которые имеют наиболее примитивное строение. Корневая система отсутствует. От водорослей их отличает наличие ризоидов, тело дифференцировано на органы и ткани. Размножаются мхи, как и высшие растения, спорами.

Цветковые представители имеют тело, разделенное на органы. Вегетативные органы — корень с побегом, которые обеспечивают рост и развитие. А также репродуктивные органы – плод, семена, цветок, отвечающие за распространение.

5.Сходства и различия с водорослями

Различия:

  1. Водоросли не дифференцированы на органы и ткани, часто тело представлено одной клеткой или их скоплением. Высшие растения наделены хорошо развитыми тканями, имеют корни, листья, стебли.
  2. У водорослей преобладает бесполое размножение, путём деления исходной материнской клетки. Им свойственно также вегетативное и половое деление. Для высших споровых растений характерно строгое чередование полового и бесполого поколений.
  3. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших, но характерны для низших видов? Это центриоли, которые присутствуюттакже в животных.

Сходства:

  1. Способ питания — обе группы растений фотоавтотрофы.
  2. Строение клеток: наличие клеточной стенки, хлорофилла, питательных веществ.
  3. Не могут активно передвигаться, в жизненном цикле последовательно чередуются две фазы: гаметофита и спорофита.


Предварительный просмотр:

Евразия. Образ материка.

Евразия – крупнейший материк на Земле, состоящий из двух частей света: Европы и Азии – он занимает 1/3 всей суши на планете, и со всех сторон омывается водами Мирового океана. Благодаря своей внушительной площади, материк Евразия обладает самыми значимыми природными объектами и высокой численностью населения. Рассмотрим кратко данную тему согласно плану описания.

1.Географическое положение Евразии

Евразия — континент на планете Земля. Это самый большой континент на планете. Его площадь составляет 53,4 миллиона километров в квадрате. Евразия находится в Северном полушарии, тянется с севера на юг на 8 тысяч километров через все климатические пояса.

Протяженность Евразии по параллели составляет 16 тысяч километров. Большая протяженность континента определяет его природное разнообразие. Евразия — единственный материк, на котором представлены все природные зоны, а также климатические пояса планеты. Нулевой меридиан пересекает Евразию на западе, в меридиан в 180 градусов пересекает на востоке. Евразия не пересекается с экватором. 

Население Евразии составляет 4,618 миллиардов. И все эти люди разговаривают на разных языках. Самые распространенные языки Евразии: китайский, английский, хинди, русский, арабский и др. 

2.Состав Евразии

В состав материка входят две части света — Азия и Европа. Точную границу провести между ними нельзя, она условна (обычно говорят, что Азия начинается за Уральскими горами).

Разделение двух частей света обусловлено историческим причинами: эти территории по-разному и в разные периоды были заселены и освоены. К тому же оно объясняется научными причинами: Евразия была образована посредством объединения литосферных плит. После соединения литосферных плит континент развивался как единый природно-территориальный комплекс.

Для изучения природного, национального и хозяйственного разнообразия территория Евразии делится на регионы. В единый регион объединяются страны, которые обладают схожими особенностями географического положения, условиями развития хозяйства, историей, а также уровнем экономического развития в современности. Границы регионов проходят по линии государственной границы государств, которые входят в состав региона.

На европейской части континента находятся Южная, Северная, Западная и Восточная Европа. На азиатской части находятся Восточная, Центральная, Юго-Западная, Южная и Юго-Восточная Азия. Россия, как самое большое государство в Евразии, находится сразу в двух частях — и в азиатской, и в европейской, поэтому причисление ее к определенному району невозможно.

3.Крайние точки материка

Евразия протягивается с запада на восток и с севера на юг. Рассмотрим крайние точки материка:

  1. В северной части Евразии самой крайним пределом (островным) является мыс Флигели. Мыс Флигели — оконечность острова Рудольфа, который находится на архипелаге Земли Франца Иосифа. Самой крайней точкой (материковая) является мыс Челюскин, который находится на полуострове Таймыр.
  2. На юге самая крайняя точка — мыс Пиай, который находится в южной части полуострова Малакка (Малайзия). Мыс Пиай находится всего лишь в ста километрах от экватора.
  3. На западе самой крайней точкой являются мыс Рока, который находится на Пиренейском полуострове, на территории Португалии.
  4. На востоке крайней точкой является остров Ратманова, который находится в Беринговом проливе. Материковой крайней точкой на востоке континента является мыс Дежнева, который находится на Чукотском полуострове.

4.История открытия

На материке в акватории Средиземного моря жили такие древние цивилизации, как цивилизации Финикии, Византии и Древней Греции. В азиатской части также были сформированы крупнейшие цивилизации (китайская, например) на равнинах вдоль рек. Между реками Евфрат и Тигр сформировалось государство Месопотамия. На Индо-Гангской низменности появилась древнеиндийская цивилизация (между рек Ганг и Инд). На Великой Китайской равнине появилась китайская цивилизация (между рек Хуанхэ и Янцзы).

Первые сведения о европейской и азиатской частях Евразии были собраны древними людьми из Средиземноморья — жителями Крита, египтянами, финикийцами, а также греками.

Толчком к освоению Евразии послужили такие факторы как:

  1. Нужда в развитии торговых отношений с другими странами. В конце третьего века до нашей эры был сформирован первый в истории торговый путь, который объединил Европу, Китай, Ближний Восток и Индию.
  2. Нужда в захвате новых территорий, военные набеги, а также укрепление власти воинствующих племен.

В эпоху Средних веков сведения о географическом положении континента, сведения о других странах, а также народах, которые населяли Евразии, собирались в основном в ходе торговых экспедиций. Среди крупных торговцев можно выделить арабских, венецианских, новгородских купцов, а также китайских торговцев. Побережье исследовали народы, которые жили у морей и океанов.

5.Рельеф Евразии

Евразия, как самый крупный континент, отличается рельефным разнообразием.

Разнообразие рельефа Евразии обусловлено:

  1. Большой площадью материка.
  2. Особенностями тектонических процессов, которые происходили много миллионов лет назад.

Рельеф Евразии представляет собой в основном равнины, а также горные массивы (крупнейшие в мире).

Горные массивы находятся в глубине материка. Обычно, на других континентах, горы располагаются на окраинах, а в Евразии в центре. Горные массивы Евразии находятся на континенте в виде двух поясов: Тихоокеанского и Альпийско-Гималайского.

Самая высокая горная цепь Евразии — Гималаи. Протяженность горной цепи составляет около 2,3 тысяч километров, а ширина примерно 350 километров. В Гималаях находится самая высокая точка мира (и Евразии) — гора Джомолунгма, которую все знают под названием «Эверест». Ее высота составляет 8848 метра.

Низменности и плоскогорья также многочисленны на территории Евразии. Они простираются на суше на тысячи километров. Рассмотрим самые большие:

  1. Восточно-Европейская равнина. Она находится на востоке Европы, большая часть равнины — территории России. Границы Восточно-Европейской равнины — прибрежные зоны Азовского, Каспийского, Белого, Черного, Баренцева и Балтийского морей, а также горная цепь — Уральские горы. Восточно-Европейская равнина является самой большой в Евразии. Ее площадь составляет 4 миллиона квадратных километров.
  2. Западно-Сибирская равнина. Она находится на севере Азии (от Уральских гор до Среднесибирского плоскогорья). На территории равнины текут самые крупные реки России — Иртыш, Обь, Енисей. Это территория суровых погодных условий. Площадь Западно-Сибирской равнины составляет 2,6 миллионов квадратных километров.
  3. Туранская низменность. Находится на территории Южного Казахстана и Средней Азии. Климат региона — резко-континентальный, сменяется на юге на субтропический. Площадь Туранской низменности составляет 2 миллиона квадратных километров.
  4. Индо-Гангская равнина. На территории данной равнины находятся такие страны, как Индия, Пакистан и Бангладеш. Эта равнина — древнейший центр мировой цивилизации.
  5. Великая Китайская равнина. Находится в Восточной Азии, вдоль Желтого и Восточно-Китайского морей. Климат преимущественно субтропический и муссонный. Общая площадь равнины составляет 320 тысяч квадратных километров.

6.Водные ресурсы

Евразию окружают все океаны, кроме Южного. Массив континента настолько велик, что собой разделяет все океаны планеты. Линия берега Атлантического океана (омывает территорию с запада материка), испещрена заливами и полуостровами. Моря, которые расположены в глубине континента, разделяют континенты (например, Евразию и Африку) и части света (Азию и Европу).

На севере Евразии берега омываются Северным Ледовитым океаном. Тихий океан омывает материк с восточной стороны. Моря Тихого океана отделены от него вулканическими островами, а также полуостровами. Индийский океан омывает материк с южной стороны. Его береговая линия представлена ломаной линией. 

На материке много подземных и поверхностных вод. Крупнейшие реки Евразии впадают во все океаны мира (кроме Южного). Климат и рельеф обуславливают особенности распределения речной сети на континенте. Замечено, что самая густая речная сеть находится на окраине материка. Внутренние воды материка распределяются неравномерно.

Большую площадь занимают территории, которые являются маловодными: они удалены и изолированы от океанов. Огромные запасы подземных вод находятся под Западно-Сибирской равниной. Рядом с высокими горами, которые соседствуют с котловинами, а также в засушливых регионах грунтовые воды выходят на поверхность в виде ключей. В Центральной и Средней Азии в таких местах образуются оазисы.

Большие запасы пресной воды находится в ледниках (на арктических островах, а также в горных ледниках).

7.Климат Евразии

Особенностью Евразии является то, что на ее территории представлены все климатические зоны и пояса.

  1. Арктический и субарктический климатические пояса представлены на севере.
  2. Умеренный климатические пояс располагается широкой полосой через весь материк: от Британских островов до Охотского моря (проходя через Париж, Киев, Москву, Ташкент и другие крупные города).
  3. Субтропический климатический пояс тянется по побережью Средиземного моря, Черного моря, Каспийского моря, Восточно-китайского моря.
  4. Тропический климатический пояс тянется через Аравийский полуостров (побережье Красного моря), а также через территорию, омываемую Аравийским морем с севера и запада.
  5. Субэкваториальный климатический пояс преобладает на территории Индостана, тянется через Гималайский хребет, а также Индокитай.
  6. Экваториальный климатический пояс преобладает на Малайском архипелаге.

Также выделяют зоны морского климата (климат тех регионов, которые расположены вблизи моря/океана), континентального климата (климат регионов, находящихся внутри материка), а также муссонный климат (климат островов в Юго-Восточной Азии).

Рассмотрим характеристику (описание) каждого климатического пояса:

  1. Арктический климатический пояс. Данный климат характеризуется сухими ледяными воздушными массами, которые поступают из района высокого давления в Арктике. Зимы характеризуются полярными ночами. Температуры в это время года опускаются до -40 градусов по Цельсию. Летом наступает полярный день, тогда температура растет до -20 градусов по Цельсию. На побережье наблюдается температура в 0 градусов по Цельсию (иногда даже выше). В данном климатическом поясе выпадает мало осадков — примерно 100 мм.
  2. Субарктический климатический пояс. Летом из-за прихода умеренных воздушных масс выпадают осадки. Летом на восточной части наблюдаются температуры в +12 градусов по Цельсию, иногда в котловинах отмечается температура в +35 градусов по Цельсию. Зима на западе пояса характеризуется особой снежностью, а на востоке — сухостью и сильными морозами (температура может опускаться до -40 градусов по Цельсию). На Оймяконском нагорье температуры опускаются до -50 градусов по Цельсию (и ниже).
  3. Умеренный климатический пояс. В центральной части данного климатического пояса наблюдается господства сухого и горячего воздуха летом, что ведет к высоким летним температурам (до +30 градусов по Цельсию).
  4. Субтропический климатический пояс. В центре климатического пояса формируется континентальный климат. В летний период на равнинах, которые окружены горами, очень жарко (средняя температура в данный период +32 градуса по Цельсию). В зимний период относительно прохладно (температура достигает -8 градусов по Цельсию). На данной территории выпадает примерно 100 мм осадков в год.
  5. Тропический климатический пояс. Находится на юго-западе материка. Большую часть года здесь преобладают горячие и сухие тропические континентальные воздушные массы, формируется пустынный климат. На южной части Аравийского полуострова среднегодовая температура держится на отметке +30 градусов по Цельсию. Осадков крайне мало.
  6. Субэкваториальный климатический пояс. Для него характерно сезонное увлажнение. Зимний муссон приносит тропические воздушные массы с суши, а летний муссон приносит экваториальные воздушные массы с океанов. Поэтому на данной территории наблюдается теплая зима, обычно характеризуется засушливостью, а также жаркое лето (особенно влажное). Рядом с побережьем муссон задерживается из-за столкновения с горным массивом Гималаев, поэтому на подножия выпадает до 12 000 мм осадков.
  7. Экваториальный климатический пояс. На данной территории наблюдается господства экваториальных воздушных масс. Климат обычно монотонный, сезонности не наблюдается. Среднегодовая температура держится на отметке в +25 градусов по Цельсию. Выпадает много осадков — от 2000 до 3000 мм. Наблюдаются сильные ливневые дожди. Обычно жарко, облачно и сыро. Каждый день погода повторяется.

8.Животный и растительный мир Евразии

Животный мир континента представлен многими видами насекомых, беспозвоночных, млекопитающих и рептилий. Самая большая природная зона материка — тайга. Среди обитателей тайги можно выделить:

  • бурого медведя;
  • росомаху;
  • волка;
  • лису;
  • белку;
  • зайца;
  • множество грызунов;
  • представителей птичьего мира.

Птицы тайги:

  • тетерев;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • ворон;
  • клест;
  • синица и т.д.

Растительный состав также разнообразен на территории Евразии. Большая часть материка занята лесами: хвойными, экваториальными, широколиственными, переменно-влажными. На этой территории растут кустарники, деревья, а также травянистая растительность на больших открытых участках. Типичные представители растительного мира Евразии:

  • сибирский кедр;
  • бук;
  • дуб;
  • бамбук;
  • баньян;
  • рафлезия;
  • тюльпанное дерево.

9.Особенности положения Евразии

К основным особенностям положения материка относятся следующие факты:

  1. Евразия — самый большой континент на планете.
  2. Евразия находится во всех полушариях Земли (если учитывать прилегающие к континенту острова).
  3. На материке представлены все климатические зоны и пояса мира.
  4. Берега Евразии омываются всеми океанами Земли (кроме Южного).
  5. Береговая линия Евразии значительно изрезана.
  6. Евразия разделена на две крупных части света: Азию и Европу.
  7. Континент располагается на нескольких литосферных плитах.
  8. На территории Евразии находится самая высокая гора на планете — гора Джомолунгма (ее высота составляет 8848 метра).
  9. На территории Евразии находится самая низкая точка суши — впадина Мертвого моря.
  10. На территории Евразии находится самое глубокое озеро планеты — Байкал (это еще и самое большое пресноводное озеро Земли).
  11. Из-за обширной географии на территории Евразии представлены многие классы растительного и животного мира.

Евразия является самым крупным материком на планете, с разнообразным рельефом, природными зонами, богатой флорой и фауной. На территории Евразии проживает большое количество народов и народностей, которые смогли сформировать уникальную, самобытную культуру.



Предварительный просмотр:

АБСОЛЮТИЗМ

Абсолютизм – разновидность государственного строя, который сформировался в Европе в Новое время. Его появление совпало с религиозными войнами между католиками и протестантами, с развитием городов, мануфактур и философской мысли. В зависимости от государства, эпоха абсолютизма завершилась в период с конца XVII до начала XX века. Раньше всего в Англии (“Славная революция” 1688 года), а в числе последних – в России.

1.Причины абсолютизма

Причинами возникновения абсолютизма считаются:

  • Борьба между крестьянами и дворянами, буржуазией и дворянами.
  • Социально-культурные изменения, которые происходили в период развития капитализма.
  • Огромные расходы на войны и постоянно растущие налоги.
  • Дворянство должно было полностью зависеть от королевской власти и службы.
  • Сближение городских элит со знатью.
  • Ликвидация городских вольностей в пользу монархии.
  • Появление национальных государств.

2.Формирование абсолютизма

Во Франции становление абсолютизма начинается в период правления короля Франциска I (1515-1547 годы), а апогея эта форма правления достигла при короле Людовике XIV, который царствовал с 1643 до 1715 год. Именно ему принадлежит фраза “Государство – это я”. Конец эпохе абсолютизма положила Великая французская революция 1789 года. Однако, переход к республике затянулся на 80 лет.

Опорой монарха при абсолютизме были следующие структуры общества: бюрократия, армия, суды. Могущество монарха и государства подчеркивали пышные церемонии и дворцовые ансамбли, например, Версаль около Парижа, а также деятельность писателей и художников. Одной из особенностей экономической политики абсолютизма стало введение высоких таможенных тарифов с целью защиты от конкуренции со стороны иностранцев.

В соседней Англии абсолютизм отличался от французского. В силу островного положения у страны была меньше по численности армия, да и бюрократический аппарат оказался не столько многочисленным. В Англии продолжал созываться парламент. В короткий период упразднения монархии Стюартов, с 1649 по 1660 год, Англия была республикой.

3.Оппозиционные абсолютизму политические теории

Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и обществ. договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политич. конфликты часто принимали религ. форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники А., прежде всего в протестантских кругах, считали основой обществ. договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в т. ч. и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс англ. философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование А., но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политич. и экономич. теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В кон. 17 в. англ. философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституц. строя.

4.Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм

Хотя во 2-й пол. 17 в. А. продолжал укреплять свои позиции в ряде европ. стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с сер. 17 в. появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Англ. революция, а в 18 в. он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики т. н. просвещённого абсолютизма – заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774–76), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в др. провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституц. реформы кон. 18–19 вв. привели к смене А. конституц. монархиями и бурж. республиками.

5.Особенности абсолютизма в России

Абсолютизм в России сформировался на рубеже 17-18 веков, то есть в правление Петра I, который стал первым императором. К основным признакам становления абсолютизма следует отнести: прекращение созыва Земских Соборов, упразднение патриаршества и создание Синода, отмена местничества, создание Приказа Тайных дел, усиление влияния царских фаворитов на государственные дела.

Следует отметить некоторые отличия абсолютизма в России от европейского. В Европе социальной опорой монаха стала не только аристократия, но и зарождающая буржуазия, а в России – только дворянство. Следовательно, европейская монархия учитывала сословные интересы, как дворян, так и купцов и промышленников, а в России – в основном дворян. В Европе появление абсолютизма совпало с развитием денежных отношений, там раньше появился парламент. В России эта форма правления также получила название “самодержавие”.

Период абсолютизма в России продолжался до 1905 года. Таким образом, последним абсолютным монархом стал Николай II, который издал в 1905 году манифест о Государственной Думе. После этого монархия стала дуалистической до 1917 года.



Предварительный просмотр:


Анализ произведения А.П. Платонова «Юшка»

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и чёрствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло важное место в литературном наследии русских авторов.

  1. История создания

Философское произведение написано советским прозаиком, поэтом и публицистом Андреем Платоновичем Платоновым. Дата создания – 1935 год. Все творчество Платонова сквозит темами жестокости и милосердия. Извечные вопросы добра и зла находят свое отражение и в данном рассказе.

История возникновения рассказа «Юшка» окутана дымкой неизвестности. Произведения литератора фактически не публиковались вплоть до его смерти, потому как Сталин видел в работах Платонова серьезную угрозу для сложившегося режима власти.

Известно, что к тридцатым годам двадцатого столетия Платонов уже поработал в нескольких редакциях и был вполне сформировавшимся писателем.

В этот же период Андрей Платонович был подвержен крайне депрессивным настроениям. Его знакомые и товарищи, а также родной сын были отправлены в лагеря. Публикация «Юшки» пришлась на 1966 год, когда Платонова уже не было в живых.

Произведение относится к реалистичному направлению, так как писатель «рисует» достоверную картину реальности. 

2.Жанр

Бесспорно, это рассказ. Однако в произведении Платонова можно проследить поучительные элементы, что характерно для назидательного рассказа. А жизненные уроки, описанные в тексте, приближают «Юшку» к притчевому жанру.

В рассказе можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов неразветвленная, 1–3 главных героя. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

3.Тема

Для творчества Платонова характерна приверженность к моральным темам, что делает его произведения актуальными в любое время для каждого человека. Одной из главных тем «Юшки» является проблема жестокости и милосердия. Почему люди бывают злы? Нужно ли проявлять великодушие по отношению к обидчику? Все эти темы раскрываются автором в произведении. Платонов приходит к мысли, что необходимо всегда оставаться человеком и быть добрым. Нужно помогать тем, кому повезло меньше. Это показано на примере Юшки, который не тратил свое скромное жалованье, а копил его и выучил на него девочку-сироту в университете. В этом поступке раскрывается тема великодушия.

4.Композиция

Композиция рассказа типична для этого жанра. Мысленно произведение можно разделить на пять частей. Первая — это нечто вроде экспозиции в виде рассказа о Юшке, его положении в деревне. Вторая — это диалог Юшки и Дарьи, в котором раскрывается мировосприятие главного героя. Третья — это повествование о необычной традиции персонажа. Четвертая — смерть Юшки. Пятая — приезд сироты в деревню, где жил Юшка. Эта часть чем-то похожа на притчу, так как приводит читателя к нравственному выводу.

5.Главные герои

В рассказе несколько главных героев: Юшка, кузнец, его жена, приемная дочь Юшки. Юшка работает помощником кузнеца. Он живет небогато. Герой не тратит деньги на новую одежду или пищу, а пользуется скудной едой работодателя и копит деньги. Юшка ведет себя скрытно. Никто не знает, зачем ему накопления. У героя есть необычная традиция — каждый год он уезжает куда-то. Герой отличается своей целеустремленностью, увлеченностью своим делом.

Юшка хрупкого телосложения, так как он страдает от туберкулеза. Намек на это можно найти в его имени, ведь «юшка» на некоторых диалектах означает кровь, а больные чахоткой страдают от кровохарканья. Кроме того, героя часто избивали сельчане до крови, хотя повода для агрессии у них не было.

Юшка очень добр и милосерден. В разговоре с Дарьей, дочерью кузнеца, он говорит, что люди любят его, просто не понимают этого. На что женщина говорит, что Юшка ошибается, ведь не может быть такой любви. Позднее выясняется, что герой не ошибался. Его действительно любили, но понятно это стало только тогда, когда приехала его приемная дочь. Она стала врачом и теперь помогает всем больным.

Рассказ учит нас милосердию, любви к ближнему, человечности. Внешность часто бывает обманчивой. Нужно смотреть сердцем, а не глазами.




Предварительный просмотр:

Простые механизмы

Уже в далекие времена у людей возникла необходимость иметь приспособления, позволяющие получить выигрыш в силе. Иными словами, приспособления, благодаря которым можно поднимать грузы, которые без них нельзя сдвинуть с места.

Приспособления, увеличивающие силу или изменяющие ее направление, получили название механизмы. Чтобы облегчить свой труд, то есть получить выигрыш в силе, человек изобрел, создал и начал использовать в быту такие простые механизмы, как рычаг, блок, коловорот, наклонную плоскостьклин, винтколесо и другие.

1. Виды простых механизмов применяемых в быту

Простые механизмы делятся на 2 вида: рычаг и наклонная плоскость.

В большинстве случаев простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз.

2. Рычаг

Сила человека ограничена. Поэтому он часто применяет устройства (или приспособления), позволяющие преобразовать его силу в силу, существенно большую. Примером подобного приспособления является рычаг.

Рычаг является одним из самых простых и востребованных в быту механизмов, созданных человекомПримером рычага, дающего выигрыш в силе, могут служить ножницы для резки бумаги, ножницы для резки металла, кусачки.

 

Плоскогубцы, чашечные весы, гаечный ключ, лопата, пила, грабли, метла, коса, серп.

В качестве рычага могут быть использованы лом, стиплер, ручка водяного крана, карандаш, рычаг переключения коробки передач в автомобиле. А так же тачка, ручка швейной машины, дверь, педали или ручной тормоз велосипеда, клавиши пианино, удочка, гаечный ключ, открывалка, весло, детские качели, гвоздодер.

Без рычага не обойтись при строительных работах, при ремонте различных механизмов и даже при езде на автомобиле. И таких повседневных бытовых примеров можно привести бесконечное множество.

Если человек своими силами не может применить силу тяжести данного предмета, то при помощи рычага ему это будет сделать намного проще.

2.1 Блоки

Блок – устройство в форме колеса с желобом, по которому пропускают веревку или трос. Блоки применяются в грузоподъемных устройствах.

Неподвижный блок- блок, ось которого закреплена и при подъёме грузов не поднимается и не опускается. Неподвижный блок позволяет менять направление действия силы.

Подвижный блок- это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза.

Подвижные и неподвижные блоки широко используются в передаточных механизмах автомобилей? Кроме этого, блоки используются строителями для подъёма больших и малых грузов (ну или самих себя). Например, при ремонте внешних фасадов зданий, строители часто работают в люльке, которая может перемещаться между этажами. По завершении работы на этаже, рабочие достаточно быстро могут передвинуть люльку на этаж выше, используя при этом лишь собственную силу). Блоки получили такое широкое распространение из-за простоты их сборки и удобства работы с ними.

Блоки применяются в грузоподъемных устройствах

2.2 Ворот

Ворот состоит из барабана, вращаемого рукояткой или двигателем и из цепи, наматываемой на барабан.

Примером ворота, дающего выигрыш в силе, могут служить: рулевое колесо автомобиля, отвертка, штурвал судна, шлифовальная машина, циркулярная пила, велосипед (педали, вращающие звездочку),

3.Наклонная плоскость

Наклонная плоскость - простой механизм, представляющий собой плоскость, расположенную под углом к горизонту. Наклонную плоскость – применяют для перемещения (вкатывания или втаскивания) тяжёлых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия.

Лестница, экскалатор, пандусы, конвейер

3.1 Клин


Клин - простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся

под острым Клин предназначен для раскалывания прочных предметов. Его вгоняют в щели между деталями, чтобы создать большую силу давления одной детали на другую и тем самым увеличить силу трения между ними, что обеспечит их надёжное сцепление углом.

Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как топор, лопата зубило, копьё, гвоздь, нож, игла, и других

 

3.2 Винт


Винт - это устройство, которое удерживает, перемещает, скрепляет и измеряет.
Принцип винта используется в таких инструментах и орудиях, как микрометр, ледовой бур, садовый земляной бур.

  1. Применение комбинированных механизмов в быту

С древности простые механизмы часто использовались комплексно, в самых различных сочетаниях. Комбинированный механизм состоит из двух или большего числа простых. Это не обязательно сложное устройство; многие довольно простые механизмы тоже можно считать комбинированными. Например, в мясорубке имеются ворот (ручка), винт (проталкивающий мясо) и клин (нож-резак). Один из наиболее известных
несложных комбинированных механизмов – домкрат. Домкрат представляет собой  комбинацию винта и ворота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР.

Сопровождение  урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР. Содержит характеристику и ссылки на...

Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление натуральных чисел»

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление  натуральных чисел» для 5 класса...

Урок обобщения, систематизации знаний и умений по теме "Гидросфера" в 6 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера", в 6 классе. На уроке закрепляются основные понятия темы, развиваются УУД. Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная. Метод...

Открытый урок обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики) Political systems of the world. Политические системы мира.

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Сценарий открытого урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Площадь и периметр прямоугольника»." в 5 классе ФГОС математика

Конспект урока "Обобщение и систематизация знаний по теме "Площадь и периметр прямоугольника"", презентация к уроку, дидактические материалы...

Урок обобщения и систематизации знаний и умений "Слово-единица или..."

Урок обобщения и систематизации знаний и  умений "Слово-единица или..." 9 класс, 2 часа...