Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)

Бугаева Раиса Владимировна

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование интереса к информатике при анализе учебной задачи; формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фрагмент урока46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(заполняется фрагмент или этап с использованием заданий,

ориентированных на формирование функциональной грамотности обучающихся)

Примечание:

Класс:

9

Тема:

Электронные таблицы. Расчет суточного рациона питания в MS Excel

Цель:

познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; научиться сопоставлять и анализировать результаты вычислений с использованием табличного процессора; раскрыть необходимость рационального режима питания, сбалансированного по составу белков, жиров и углеводов.

Задачи:

 Обучающие:

Отработать навыки использования расчетных формул при работе с электронными таблицами

 Стимулировать интерес к применению табличного процессора MS Excel при решении практических профессиональных задачах.

Развивающие:

Развитие умения оценивать результаты выполненных действий;

Развитие умения применять полученные знания при решении задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей средствами табличного процессора MS Excel.

Воспитательные:

Развитие внимания и аналитического мышления, воспитание информационной культуры, избирательного отношения к полученной информации.

Тип занятия

 комбинированное занятие (закрепление знаний, открытие новых)

Форма  занятия

 фронтальная, групповая, лабораторный практикум

Реализуемые технологии

 системно-деятельностный подход, элементы критического мышления, здоровьесберегающие технологии

Методы и приемы

проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстрированный, метод критического анализа

Средства и оборудование

мультимедийная система, компьютеры, раздаточный материал

Протяженность занятия

 45 мин

Планируемый результат

Предметные УУД: иметь представление о рациональном питании. Отработать навыки использования расчетных формул при работе с электронными таблицами

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование интереса к информатике при анализе учебной задачи; формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Этап урока

Цель этапа

Действие учителя

Предполагаемое действие обучающихся

Вводно-мотивационный

Актуализация знаний

 

Изучение нового знания(открытие нового знания)

Первичное закрепление изученного

Выполните практическую работу в парах «Подсчет количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе»

Белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины — вот те основные вещества, которые необходимы для жизни. Для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и определенных комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.

Подсчитайте количество белков, жиров, углеводов и энергетическую ценность суточного рациона по составленному меню.

  1. 1. Откройте файл-заготовку Меню.xls, который находится наc Рабочем столе.

Рассмотрим алгоритм расчета энергетической ценности рациона.

Для этого определим, что для нас является исходными данными, что необходимо рассчитывать и что будет результатом.

  • Посмотрите внимательно на таблицу, определите какие данные являются в нашей задаче исходными данными.

Я: мы можем изменять количество белков, жиров и углеводов, которое содержится в 100 г. продукта?  Это исходные неизменяемые данные.

  • Какие данные еще нам известны? МАССА. Мы можем выбрать любую массу продукта? ДА! Это тоже исходная величина, но изменяемая.
  • Какие данные будут результатом?
  • Какие ещё данные в нашей задаче являются расчетными?
  • Найденные данные будут являться окончательным результатом?

3 этап. Мы с вами определились, что справиться с поставленной задачей нам поможет ТП Excel. 840

Я: перед вами подготовленная таблица с исходными данными, в которой указаны продукты и их состав на 100 гр. Указано также, какие величины исходные, изменяемые, а какие расчетные.

В ячейки столбца Е вводится масса продукта, согласно составленного вами меню.

В ячейку F4 необходимо ввести формулу, которую позволит рассчитать массу белка в зависимости от массы продукта, указанного в ячейке E4.

Аналогично рассчитываем содержание жиров и углеводов.

  • Формула обязательно начинается со знака =
  • в формуле указываем адреса ячеек, в которых находятся исходные данные.
  • Как будем заносить формулы в ячейки по каждому столбцу. Писать вручную? Копируем с помощью маркера автозаполнения.

Я: существуют справочные данные. Они указаны в вашем раздаточном материале, и сейчас мы их видим на экране.

Энергетическая ценность 1 гр. белков составляет 17,2 кДж (1калория=4,1868 Дж).

Энергетическая ценность 1 гр. углеводов составляет 17,2 кДж.

Энергетическая ценность 1 гр. жиров составляет 39,1 кДж.

По этим данным энергетическая ценность продукта, записанного в ячейку A4, рассчитывается по формуле:

17,2*(белки + углеводы) +39,1*жиры, т.е.

в ячейку I4 заносится формула     =17,2*(F4+H4) +39,1*G4

Копируем формулы вниз.

В ячейки диапазона F87:I87 записываем формулы для нахождения суммарных величин.

Выполняем практическую работу

  1. Заполните столбец Е  (Масса в граммах) с учетом составленного меню.
  2. Количество белков, жиров, углеводов вычислите в столбцах F, G, Н по соответствующим формулам.

Например: Белки = Белки в 100 г * Масса /100, т.е. в ячейку F4 заносится формула    =E4*B4/100

Скопируйте формулы вниз.

  1. Для подсчета суточного потребления белков, жиров, углеводов в строке “Итого” найдите суммы значений по столбцам F, G, Н.

Таким образом, можно подсчитать энергетическую ценность составленного меню

  1. В столбце I подсчитайте энергетическую ценность каждого из продуктов.

Например: Энергетическая ценность продукта, записанного в ячейку A4,  рассчитывается по формуле:

17,2*(белки + углеводы)+39,1*жиры, т.е.

в ячейку  I4  заносится формула     =17,2*(F4+H4)+39,1*G4

  1. На пересечении строки “Итого” со столбцом I подсчитайте энергетическую ценность всего суточного рациона.
  2. Запишите полученные результаты в бланк отчета.

 2. Определение норм питания, подсчет суточной потребности в белках, жирах и углеводах.

Физиологические нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии

Возраст, лет

Белки, гр.

Жиры, гр.

Углеводы, гр.

Энергия, ккал

11-13

мал.

93

93

370

2700

дев.

85

85

340

2450

14-17

юн.

106

106

422

2900

дев.

93

93

367

2600

  1. Укажите суточную потребность вашего организма в белках, жирах, углеводах и энергии. Занесите в ячейки F89:I89. Воспользуйтесь вышеуказанной таблицей.

  1. Сравните потребности организма со своим рационом, т. е. проанализируйте данные строк 87 и 89 и сделайте вывод: при выбранном рационе питания вы или недополучаете питательные вещества или получаете их в избытке). Выводы запишите в бланк отчета.

3. Внесение корректировок в дневной рацион с учетом физиологических норм.

  1. Создайте копию листа «Рацион». Переименуйте его в «Корректировка рациона».
  2. Измените свой суточный рацион так, чтобы он примерно соответствовал вашим потребностям.
  3. Внесите полученные данные в бланк отчета.
  4. Файл сохраните с именем «Мой рацион» в своей папке.

Отвечают на вопросы, выдвигают  предложение о создании памятки, правил применения ссылок в ЭТ

Оформляют полученную информацию в виде памятки в текстовом документе

Выполняют практическую работу

Подведение итогов занятия, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках информатики

Функциональная грамотность на уроках информатики...

Функциональная грамотность на уроках информатики

Краткий обзор функцональной грамотности с точки зрения компьютерной и информационной грамотности на уроках информатики. Примеры заданий 5 -11 класс....

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Функциональная грамотность на уроках информатики

Данный урок разработан для детей 8 класса, изучающих Pascal. Здесь рассматривается задача, связанная с функциональной грамотностью. В данной задаче детям предстоит помочь их другу (вымышленному конечн...

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.

Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....

Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"

Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...

Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей....