Использование ИКТ и интерактивных средств обучения в работе учителя-предметника и классного руководителя
презентация к уроку по информатике и икт

Толстикова Светлана Борисовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения…» В. В. Давыдов Толстикова Светлана Борисовна, учитель информатики, МБОУ СОШ №1 Коломенский г.о. Использование ИКТ и интерактивных средств обучения в работе учителя-предметника и классного руководителя

Слайд 2

ИКТ в работе учителя Использование информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни побуждают педагога не только активно применять их в своей профессиональной деятельности, владея ими на достаточно высоком уровне, но и активно привлекать способных и/или проявляющих интерес к предмету учащихся, к участию в различных проектах, конкурсах, тем самым выявляя и развивая способных и талантливых детей.

Слайд 3

Используя на уроках принципы системно-деятельностного метода, индивидуальный подход, я акцентирую внимание учащихся на прикладной характер получаемых знаний, предлагаю использовать получаемые знания не только для уроков информатики, но и по другим предметам, для участия в творческих конкурсах, привлекаю к исследовательской деятельности в реализации учебных и вне учебных проектов. Цель деятельностного подхода – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Слайд 4

Принцип деятельности Основной целевой ориентир в системе образования – способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определенного объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции ее субъекта. Вместо простой передачи знаний, умений навыков, приоритетной становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Слайд 5

О преимуществах деятельностного метода и проектной деятельности • Формирование мотивации учения на основе использования деятельностного метода, проектной деятельности, исследовательского метода на уроках • сформировать у ученика информационную компетентность, • применять на практике теоретические знания, • отрабатывать навыки работы на компьютере, • решать стандартные математические задачи нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии. • уметь анализировать и прогнозировать результат своей деятельности

Слайд 6

О преимуществах деятельностного метода и проектной деятельности Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни. Ученики учатся владеть компьютером, работать с пакетом программ Microsoft Office. Использование мультимедийных ресурсов дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала.

Слайд 7

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств; во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей); в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом; в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода Информационно-коммуникационная компетентность на уроках информатики

Слайд 8

Уроки с использованием ИКТ решают следующие дидактические задачи: • усвоение базовых знаний по предмету, • систематизацию усвоенных знаний, • формирование навыка самоконтроля, • формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности, • оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Слайд 9

относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 10

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению Факторы проектной деятельности:

Слайд 11

Педагогический потенциал проектной технологии заключен в достижении следующих целей: развитие эмоциональной сферы школьника наряду с интеллектуальной; закрепление уже известного материала; самостоятельный поиск закономерностей в природе, объединяющих и разъединяющих основ; развитие способности видеть общее в различных и различное в сходных явлениях; активизация творческого начала и стремления к самовыражению; развитие потенциального интереса к поиску новых, творческих путей и форм решения поставленных образовательных задач;

Слайд 12

Педагогический потенциал проектной технологии заключен в достижении следующих целей: реализация и отработка диалогической модели общения с миром на разных уровнях; реализация психологического механизма, позволяющего вырабатывать оригинальное мнение и общий творческий результат при работе в малых коллективах (микрогруппы по 3-5 человек); формирование условий для самообразования и возникновения познавательной потребности - стремления к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации; формирование индивидуального механизма корректировки информации, получаемой через СМИ, индивидуальной системы ценностных ориентаций.

Слайд 13

Из опыта работы Участвовать в конкурсах, конференциях, викторинах, дистанционных олимпиадах я предлагаю обучающимся с 5 по 11 классы. Это могут быть как муниципальные, всероссийские, региональные и/или международные конкурсы, так платные и бесплатные. Мотивирую получением новых знаний в различных научных областях, дипломов, грамот, призов за участие или победу. Рассказываю об участниках и победителях нашей школы, называя фамилии и классы, темы работ и их наградах. По возможности, на уроках и школьных внеклассных мероприятиях, в соответствующей возрастной группе, демонстрирую работы учащихся. I

Слайд 14

Основные принципы, при подготовке школьников к конкурсам: 1.Максимальная творческая самостоятельность. Самые прочные знания – это те, что добываются собственными усилиями, в процессе кропотливой работы с литературой, сайтами, фото и видео материалами при выполнении работ. 2.Принцип активности знаний – анализ работ прошлых лет, как эффективная форма подготовки учащихся для участия в последующих конкурсах. 3. Принцип повышения уровня сложности – выполнение работ на более высоком уровне, с применением новых знаний и учетом полученного предыдущего опыта. Анализ результатов. 4. Индивидуальный подход – каждый ребенок – неординарная личность, надо дать возможность ей раскрыться. 5.Психологический принцип. Необходимо воспитывать в участниках творческих конкурсов стремления к победе, волю, чувство здоровой амбициозности в достижении поставленной цели. Из опыта работы

Слайд 15

При выполнении творческих работ акцентирую внимание учащихся на принцип сохранения авторских прав третьих лиц: всегда в работах указываем источники, ссылки на используемые ресурсы. Важный этап отбора информации, учащиеся учатся выделять существенное и основное в соответствии с выбранной темой. Важный этап работы с детьми – анализ и систематизация результатов участия. За последние 4 года работы я подобрала дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины для школьников по информатике. Из опыта работы

Слайд 16

Конкурсы, заинтересовавшие учащихся, становятся традиционными и мы ежегодно принимаем в них участие и побеждаем. Благодаря этому многие обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету, т.к. результат каждого сопоставим с результатами других, ежегодно повышается не только уровень самого участника, его самооценка, но и стремление к лучшему результату, что побуждает самостоятельно добывать знания, узнавать больше нового, возможность проявить себя. Часто это шанс для ребенка раскрыться с другой стороны, а просмотр конкурсных работ и благоприятный отзыв преподавателя, стимулируют повышать уровень работ, вовлеченность и заинтересованность зрителей, привлекает новых участников конкурсов. Из опыта работы

Слайд 17

Все предпринимаемые шаги повышают мотивацию учащихся к изучению предмета, способствуют укреплению межпредметных связей, раскрытию талантов, развитию эстетического вкуса, художественных теоретических знаний, систематизируют знания, созданию творческих мультимедийных продуктов, которые с успехом используют учителя во внеклассной работе, способствуют расширению кругозора участников проектов и конкурсов, а также слушателей и зрителей, повышают вероятность успеха и в других областях учебной деятельности. Из опыта работы

Слайд 18

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. Из опыта работы

Слайд 19

Несколько слов об использовании ИКТ в воспитательном процессе Классное воспитание! Классный час по теме: «Урок Мира», в рамках Всероссийского урока МИРА. Единый урок «Готов к труду и обороне» http://www.fskn.gov.ru/pages/main/young_people/4079/14705/index.shtml - социальный видеоролик Классный час по теме: «Посади свое дерево» http://posadisvoederevo.ru/ Участие в акции «Наш лес. Посади свое дерево!» в рамках акции Наше Подмосковье Классный час по теме: «Зачем нужны правила» Классный час по теме: «Правила дорожные детям знать положено» Классный час, интерактивная игра «Вода России» в рамках Всероссийского экоурока http://voda.org.ru/waterlesson/index.html Классный час по теме: «Безопасность в сети Интернет» http://videouroki.net/view_post.php?id=376 Классный час по теме: «Интернет - Регистрация ГТО» https://user.gto.ru/

Слайд 20

Классные часы Капитаны команд за игровым полем «Вода России» «Безопасность в сети Интернет» «ПДД»

Слайд 21

Литература, ссылки Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126 Джонс Дж. К., Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск: ХГПУ, 2001. - 333с. Кульневич С.В. педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997.- 415с. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52 Пахомова Н. Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с Петрова В., Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: Молодая Гвардия, 1929. – 77 с Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67 Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24 http://bg-prestige.narod.ru/proekt - Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

Слайд 22

Об авторе Толстикова Светлана Борисовна, учитель информатики и ИКТ, Высшая квалификационная категория, Образование: ПГПИ, 1988г., учитель математики и физики; 2007г. КГПИ, педагог-психолог. Стаж работы с 1988г. е mail : Tolstikovasb@mail.ru Московская область, Г.о. Коломна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческой группы классных руководителей

Данный план работы будет полезен для руководителей творческих групп классных руководителей, работающих в вечерней школе. План включает в себя не только тематику заседаний, но и содержит цели проведени...

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

План работы методического объединения классных руководителей

План работы методического объединения классных руководителей за несколько лет, а также положение о методическом объединении классных руководителей....

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Руководителю МО "Отчёт о работе методического объединения классных руководителей в 2012-2013 учебном году"

Отчёт знакомит с итогами работы методического объединения классных руководителей за 2012-2013 учебный год...

План работы методического объединения классных руководителей МОУ "Днестровская средняя школа №1" Руководитель МО Дальниченко Р.Н.

План знакомит с содержанием и формами проведения заседаний методического объединения классных руководителей...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...