Педагогический образовательный проект. Формирование информационно –познавательной активности при изучении программирования посредством конструктора «Arduino»
проект по информатике и икт (10, 11 класс)

Кочеткова Марина Анатольевна

В проекте описаны возможности решения проблемы мотивации к изучению темы алгоритмизации  и программирования в старших классах в курсе информатики. Благодаря данному проекту ,мы узнаем,  с чего начинается электроника и как она работает. Проект направлен на развитие навыков детей  по работе с настоящей электроникой и изучение основ программирования. Мы научимся  читать электронные схемы и самостоятельно собирать  на макетной плате. Этот увлекательный проект поможет сформировать у школьников мотивацию к изучению программирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx62.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа »

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Педагогический образовательный проект

 Формирование информационно –познавательной активности при изучении программирования  посредством  конструктора «Arduino»

Автор проекта: Кочеткова М.А.,

учитель информатики МОУ «Первомайская СОШ »

2021г.

Содержание

1.

Паспорт проекта

4-10

1.1.Общая информация

4

1.1.1. Наименование проекта

4

1.1.2. Период выполнения проекта

4

1. 1.3. Участники проекта

4

1.2. Описание проекта(аннотация)

5

      1.2.1. Проблема проекта

5

      1.2.2. Актуальность проекта

5

      1.2.3.Цель проекта

5

      1.2.4. Задачи проекта

6

     1.2.5.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

6

      1.2.6.Новизна проекта (научная, технологическая и пр.)

6

     1.2.7.Предполагаемая практическая значимость результатов проекта

7

     1.2.8.Оригинальность и качество результатов (решений) проекта

7

     1.2.9.Научное обоснование проекта

7

     1.2.10.Финансово-экономическое обоснование проекта

7

     1.2.11.Экология проекта

7

1.3. Реализация проекта

8

    1.3.1. Границы проекта

8

    1.3.2. Методы исследования / реализации проекта

8

   1.3.3. Ресурсное обеспечение проекта

8

   1.3.4.Финансовое обеспечение

8

   1.3.5.Использование  языка программирования

9

   1.3.6.Сроки и этапы реализации проекта

9

   1.3.7.Коммуникации проекта

9

   1.3.8.Проблемы проекта

10

   1.3.9.Состав проектной и сопроводительной документации

10

1.4. Выводы / рекомендации

10

1.5. Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта

10

2.

Содержание педагогического проекта

11

3.

Результаты реализации проекта

14

4.

Использованные литература и источники информации

16

5.

Глоссарий

17

Приложение-презентация

         

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.1.Общая информация.

           1.1.1

Наименование проекта

Формирование информационно –познавательной активности при изучении программирования  посредством  конструктора «Arduino»

Период выполнения проекта

2 месяца  ( декабрь-январь 2021 г.)

1.1.2

Фамилия Имя Отчество

Место учебы, класс

Место работы, должность

Контактный телефон Электронная почта

Руководитель проекта

Кочеткова Марина Анатольевна

МОУ

« Первомайская СОШ» ,учитель

89510510224

mak291277@yandex.ru

Научный руководитель

Кочеткова Марина Анатольевна

МОУ

« Первомайская СОШ» ,учитель

89510510224

mak291277@yandex.ru

Консультант

Шамаев Денис Анатольевич

МОУ

« Первомайская СОШ» , заместитель директора по ВР

8(883441)2-76-55 pervomschule@yandex.ru

8(83441)27655

Куратор

Шамаев Денис Анатольевич

МОУ

« Первомайская СОШ» заместитель директора по ВР

pervomschule@yandex.ru

8(83441)27655

        1.1.3.

Участники проекта

Фамилия Имя Отчество

Место учебы, класс

Место работы, должность

Контактный телефон, электронная почта

Роль в проекте

Кочеткова Марина Анатольевна

МОУ

« Первомайская СОШ» ,

учитель

89510510224

mak291277@yandex.ru

Руководитель проекта. исполнитель

Агафонов Вячеслав Сергеевич

МОУ «Первомайская СОШ», 10 класс

pervomschule@yandex.ru

8(83441)27655

Участник, исполнитель

  1. Описание проекта.

Краткое описание проекта (аннотация)

    В проекте описаны возможности решения проблемы мотивации к изучению темы алгоритмизации  и программирования в старших классах в курсе информатики. Благодаря данному проекту ,мы узнаем,  с чего начинается электроника и как она работает. Проект направлен на развитие навыков детей  по работе с настоящей электроникой и изучение основ программирования. Мы научимся  читать электронные схемы и самостоятельно собирать  на макетной плате. Этот увлекательный проект поможет сформировать у школьников мотивацию к изучению программирования.

1.2.1

Анализ проблемной ситуации  (решаемая проблема)

    Изучение программирования достаточно  сложная задача для большинства детей. Наиболее полезный способ учиться и при этом не терять интерес к предмету – начать с малого. Заинтересовать детей! 

    Как заинтересовать учеников программированием, как научить понимать и решать задачи?

1.2.2

Актуальность проекта

    Arduino — это всемирно известная платформа, на которой удобно осваивать программирование, микроэлектронику и робототехнику.

   Актуальностью  проекта  является то, что Arduino  создает программы  следующего поколения, которые расширяют возможности учащихся в процессе обучения в средней школе, старшей школе и университете и помогают им развиваться.

1.2.3

Цель проекта

  1. Формировать у школьников мотивацию к изучению программирования,   к познанию и научно-техническому творчеству.
  2. Формирование информационной компетентности обучающихся и повышение качества образования.
  3. Реализация логических  способностей учащихся в ходе составления программ на основе Arduino.

1.2.4

Задачи проекта

  1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

  1. Выявление уровня сформированности  логической и информационной компетентности у обучающихся.
  1. Овладение умениями работать с платформой Arduino.

  1. Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

  1. Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Си ++  на основе Arduino

1.2.5

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

  1. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной деятельности, информационной компетентности обучающихся,;
  2. Повышение уровня  заинтересованности в процессе  изучения программирования;
  3. Существенное повышение усвоения обучающимися в будущем основного материала по программированию.
  4. Успешная социализация обучающихся.
  5. Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.
  6. Распространение педагогического опыта.
  7. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.

1.2.6

Новизна проекта (научная, технологическая и пр.)

    Новизной данного проекта является то, что Arduino — это удобный способ изучения языка программирования в старшей школе по информатике . Программируются микроконтроллеры на упрощенной версии языка C++ .

1.2.7

Предполагаемая практическая значимость результатов проекта

    Практическая значимость очевидна:

  1.  Программирование  микроконтроллера Arduino  -это  изучением языка программирования не стандартным методом , тем самым предполагается практическая значимость изучения данной темы.
  2. Использование Arduino на уроках физики и информатики позволяет открыть новые возможности для ученика – увлечение проектно-исследовательской деятельностью, что способствует раскрытию творческих способностей и индивидуализации учебного процесса.

1.2.8

Оригинальность и качество результатов (решений) проекта

    Отсутствие аналогов. Каждая модель индивидуальна.

Ардуино имеет полностью открытую архитектуру. Открытый исходный код. Это позволяет людям создавать свои собственные функции и библиотеки.

1.2.9

Научное обоснование проекта

    Есть возможность реализации проекта в будущем.  Arduino - одна из самых распространенных платформ для обучения программированию. Вышла новая линейка Arduino . 

1.2.1

Финансово-экономическое обоснование проекта

    Для того что бы начать создавать разнообразные электро-механические устройства  нужен только сам микроконтроллер и компьютер с USB портом. Компьютер есть практически у всех, а микроконтроллер можно купить по цене от 100 рублей.  

    В состав электронного конструктора на основе Ардуино уже входит необходимый базовый комплект для конструирования и программирования.

1.2.11

Экология проекта

Исполнение проекта не оказывает отрицательного влияния на экологическую ситуацию.

  1. Реализация проекта.

1.3.1.

Границы проекта

Сделать обязательно

Мы можем сделать

Не должны делать

  • Научиться  собирать схемы
  • Проверять скетч и загружать на плату(контроллер)

  • Научиться писать скетч(программу) на основе Ардуино
  • Собирать робототехническое колесное шасси
  •  ( ШРЭК)

Ошибок в синтаксисе скетча

                      1.3.2.

Методы исследования / реализации проекта

Использованные методы исследования (реализации) проекта

  • Наглядный- обзор литературы и картинного материала по данной теме;
  • Словесный -  беседы с  кураторами проекта и членами проектной группы;
  • Практический- подборка материалов для работы и изготовление моделей;
  • Игровой- моделирование различных ситуаций;
  • Конструирование;
  • Обобщающий - подготовка к защите проекта.

                      1.3.3.

Ресурсное обеспечение проекта

Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение

ПК;

Электронный конструктор на основе Ардуино.

  • Макетная плата;
  • Батарейные отсеки;
  • Плата Ардуино совместимого контроллера;
  • Электронные модули;
  • Мотор-редуктор

                     1.3.4.

Финансовое обеспечение

Статьи расходов

Объем затрат

Источники финансирования

Не предусматривается

Не предусматривается

Материальное обеспечение школы

           1.3.5.

Использование  языка программирования

Язык программирования

Как использовался

Си++

Написание скетч

1.3.6.

Сроки и этапы реализации проекта

Ключевое событие

Дата

Задача

1 этап – подготовительный

23.11-28.11

Разработать содержание, формы и методы

2 этап – практический

01.12-15.01

Апробировать механизм реализации проекта

Модуль 1

01.12.2020

Овладение умениями  управлять светодиодом

Модуль 2

08.12.2020

Овладение умениями  управлять серводвигателем (тремя светодиодами)

Модуль 3

15.12.2020

Овладение умениями  управлять RGB светодиодом

Модуль 4

22.12.2020

Овладение умениями собирать схему, в которой светодиод загорается  при нажатии кнопки

Модуль 5

12.01.2021

Овладение умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы.

Модуль 6

13.01.2021

Освоить работу с датчиками: термодатчиками.

Модуль 7

15.01.2021

Овладение умениями по сборке робототехнического колесного шасси

 ( ШРЭК)

3 этап – заключительный

15.01-22.01

Систематизировать и обобщить полученные материалы работы по проекту.

        1.3.7.

Коммуникации проекта

Вид коммуникации

Инструменты

Периодичность

Беседы с консультантами, с руководителями, совещание участников проекта

 Карандаш, ручка, бумага.

По мере необходимости. 

      1.3.8.

Проблемы проекта

Наименование проблемы

Причина

Меры реагирования

Отсутствие опыта у детей в программировании и конструировании.

Недостаточный уровень сформированности информационной компетентности  и мотивации у обучающихся в процессе изучения программирования.

Приобретение опыта.

Состав проектной и сопроводительной документации

Название документа

Объем (листов А4)

Паспорт проекта.

10 страниц

Презентация

  1. слайдов

1.4 Выводы / рекомендации

Сегодня путем проведения занимательных экспериментов дети  собрали свою  работоспособную электронную схему и написали  управляющую программу . При создании Arduino- робота  дети изучали  основы автоматики и робототехники путем проведения занимательных экспериментов  . Принцип «от простого к сложному»  обеспечил  последовательное и эффективное освоение основ программирования и робототехники.

1.5.Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта.

    В дальнейшем мы планируем познакомить со своим проектом всех детей нашей школы. Возможно, они тоже заинтересуются программированием и робототехникой.

    В 2021-2022 году МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» будет участвовать в реализации федерального проекта «Образование». Точка Роста позволит поднять наше образование на новый уровень.  На компьютерах будет  установлено специализированное программное обеспечение, которое позволит   нам продолжить работу  по программированию и робототехнике. 

2. Содержание педагогического проекта.

Вопросы качества подготовки и формирования устойчивого интереса к предмету у обучающихся занимают важное место в учебно-методической  работе каждого педагога. Уровень развития логических и информационных компетентностей обучающихся определяет их готовность продолжать изучение информатики на следующем этапе обучения и использовать полученные знания в других предметных областях и практической деятельности. Для этого необходимо создать условия эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся. Тогда встаёт вопрос: что должен делать учитель для создания эффективных условий развития этих компетентностей обучающихся в процессе обучения? Как заинтересовать ребенка? Какой метод применить, чтобы он захотел заниматься программированием?

Результаты работы над проблемой позволяют утверждать, что к таким условиям можно отнести внедрение в практику обучения информатике изучение программируемых контроллеров на основе Ардуино . Такие занятия  в сфере реализации программ дополнительного образования должны проводиться с опорой на УМК под редакцией Семакина И.Г. и учебных пособий по изучению программируемых контроллеров на основе Ардуино. В результате обучающиеся самостоятельно добывают знания и развивают специальные качества и умения: интуицию при работе со схемами, методологическими подходами к познавательной и практической деятельности, овладение техникой исследования.

Содержание образовательной составляющей проекта находится в рамках Обязательного минимума содержания образования по информатике в средней школе, подбор заданий осуществляется с учётом требований к уровню подготовки обучающихся, предъявляемых новыми образовательными стандартами. Значительное место уделяется практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания.

Для воплощения целей и задач проекта целесообразно применять технологии, включающие школьников в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого обучающегося в процессе  самостоятельного построения ими новых знаний.

Используемые технологии:

  • Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы школьников.
  • Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.
  • Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.
  • Дифференцированное обучение.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Этапы реализации проекта:

Сроки и этапы реализации проекта

Ключевое событие

Дата

Задача

Методы

исследования

1 этап – подготовительный

23.11-28.11

Разработать содержание, формы и методы

Диагностика, тестирование обучающихся.

2 этап – практический

01.12-15.01

Апробировать механизм реализации проекта

Модуль 1

01.12.2020

Овладение умениями  управлять светодиодом

Работа с интернет – источниками. Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 2

08.12.2020

Овладение умениями  управлять серводвигателем (тремя светодиодами)

Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 3

15.12.2020

Овладение умениями  управлять RGB светодиодом

Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 4

22.12.2020

Овладение умениями собирать схему, в которой светодиод загорается  при нажатии кнопки

Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 5

12.01.2021

Овладение умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы.

Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 6

13.01.2021

Освоить работу с датчиками: термодатчиками.

Опыт. Эксперимент. Анализ.

Модуль 7

15.01.2021

Овладение умениями по сборке робототехнического колесного шасси (ШРЭК)

Опыт. Эксперимент. Анализ.

3 этап – заключительный

15.01-22.01

Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта.

2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения.

3. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.

4. Разработка методических рекомендаций по определению условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся.

5. Обобщение результатов работы.

6. Представление опыта, полученного в ходе реализации

Документирование.

Встреча со специалистами.

Анализ.

Сравнение.

Систематизация.

3. Результаты реализации проекта.

    Позади 7 модулей, в каждом из которых присутствовал интересный эксперимент, направленный на повышение мотивации детей к изучению программирования. Все эти модули направлены еще и на получение практических навыков подключения к контроллеру различных электронных устройств и компонентов.

     По итогам реализации проекта  уровень развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся повышался, что подтверждают итоги модулей.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

Результат

Модуль 1

01.12.2020

Дети умеют управлять светодиодом. Мигание светодиода на борту контроллера помогло понять детям принципы составления программного кода.

Модуль 2

08.12.2020

 Дети собирают схему уже с использованием внешнего более крупного светодиода. Который будет использоваться в дальнейшем для световой сигнализации в различных электронных схемах.

Модуль 3

15.12.2020

Дети овладели  умениями  управлять RGB светодиодом (три светодиода).

Скетч, который дети загрузили, демонстрирует красивые световые эффекты.

Дети экспериментируют и дополняют скетч для получения различных оттенков  RGB светодиод.

Модуль 4

22.12.2020

На этом этапе отрабатывается  умение собирать схему, в которой светодиод загорается  при нажатии кнопки.  Все модули, рассмотренные ранее, управлялись исключительно по заранее заданной программе, и повлиять на этот процесс не было никакой возможности. Однако возникла необходимость управления процессом в реальном времени. Этого дети достигли при помощи датчика-кнопки.

Модуль 5

12.01.2021

Дети овладели умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы. Собран собственный светофор. Дети заставили его работать.

Модуль 6

13.01.2021

Дети умеют собирать схему с термодатчиками. При достижении температуры больше 29 градусов загорался светодиод, а при опускании ниже 29 градусов снова погасал.

Модуль 7

15.01.2021

Сборка робототехнического колесного шасси

 ( ШРЭК).  Дети собрали трехколесное шасси, которое двигается не по прямой линии. Созданный детьми, робот Ардуино танцует.

    На этих занятиях мы рассмотрели основные и самые распространенные задачи, которые приходилось решать при воплощении в жизнь всевозможных электронных и робототехнических проектов из категории «сделай сам». Однако в этом проекте ,конечно же, мы использовали не все возможности удивительной платформы Ардуино.

    Мы будем продолжать освоение работы платформы Ардуино в части ее применения для решения более продвинутых задач.

Мотивированные дети смогут достичь значительных высот в освоении программирования, электроники и робототехники.

        

4.Глоссарий

Arduino — торговая марка аппаратно-программных средств для построения и прототипирования простых систем, моделей и экспериментов в области электроникиавтоматикиавтоматизации процессов и робототехники.

Плата  - это  платформа, которая состоит из двух основных частей: самой платы (часто называемой микроконтроллер) и программного обеспечения (специальной оболочки для программирования платы).

Скетч - это программа, написанная для платформы Arduino и имеющая определенную структуру. 

Светодиод — это устройство, которое представляет собой полупроводниковый прибор, способный излучать свет при пропускании через него электрического тока в прямом направлении (от анода к катоду)

Сервопривод Ардуино (англ. - arduino servo) - устройство с электрическим мотором, которое можно повернуть на определенный угол и оставить в этом положении на определенное время.

RGB светодиод (R – red, G – green, B — blue) – это многоцветный (или полноцветный) светодиод, который может светиться различными цветами благодаря смешиваю 3х цветов (красный, зеленый, синий) различной интенсивности.

ШРЭК - шасси робототехническое « Эвольвектор» колесное

  1. . Использованные литература и источники информации

Автор

Название

Выходные данные /ссылка

Год издания

Савинский И.Н.

Учебное пособие по изучению программируемых
контроллеров на основе АРДУИНО

2020

Джереми Блум

Изучаем Arduino

2019

Интернет-источники;

Что такое Arduino?

https://doc.arduino.ua/

Интернет-источники;

Ардуино- это очень просто!

https://arduino-kit.ru/

Интернет-источники;

Официальный сайт Ардуино

https://all-arduino.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"

Свою педагогическую деятельность  строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует  на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...

Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии

laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...

Образовательный проект "Использование информационно – коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся".

Одна из важнейших целей, стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с различными  источниками информации, работать самостоят...

Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка.  В э...