Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Архипова Евгения Андреевна

Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике

Класс: 10

Урок: 72.

Тема: Алгоритмическая структура «Ветвление». Сложные условия

Место: Второй урок в теме «Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»», в разделе «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

Цель урока:

   образовательная: формирование умения составлять сложные условия в алгоритмической структуре «Ветвление» при написании программ на языке программирования Pascal.

   развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.

   воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, целеустремленности.

Частные задачи:

- повторить понятие «разветвляющийся алгоритм»;

- ввести понятие «сложное условие»;

- формировать умение строить алгоритмы с условным оператором;

- формировать умение составлять сложные условия в алгоритмической структуре «Ветвление»;

- формировать умение составлять алгоритмы на языке программирования Pascal;

- формировать умение работать в среде программирования Pascal ABC.

Планируемые образовательные результаты:

   предметные: формирование навыков написания программ на языке программирования Pascal с применением сложных условий в алгоритмической структуре «Ветвление»;

   личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

   регулятивные: формирование умения осуществлять контроль над своей деятельностью, умения самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

   коммуникативные: формирование умения слушать, высказывать собственную точку зрения, строить понятийно речевые аппараты;

   познавательные: формирование умения работать с языками программирования и компьютерными программами, в частности с Pascal ABC.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированный.

Используемые методы, технологии обучения: наглядно-иллюстративный, практический, словесный.

Вид деятельности: получение новых знаний.  

Оборудование: ПК, проектор, презентация «Сложные условия», раздаточный материал (карточка с заданиями для первичной проверки понимания изученного материала), компьютеры.

Программное обеспечение: Pascal ABC.

План занятия:

  1. Организационный этап (1 мин)
  2. Этап проверки выполнения домашнего задания (4 мин)
  3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока (5 мин)
  4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (9 мин)
  5. Этап первичной проверки понимания изученного (7 мин)
  6. Этап применения знаний и способов действий (9 мин)
  7. Этап подведения итогов занятия (3 мин)
  8. Этап информации о домашнем задании (2 мин)

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

   Приветствие учащихся.

Фиксация отсутствующих на уроке.

   Проверка подготовленности к уроку: наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей.

   Приветствие учителя.

Дежурные называют отсутствующих

в классе ребят.

   Проверяют наличие учебных

принадлежностей.

II.

   Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

   Какой алгоритм называется разветвляющимся?

  Как в общем виде кодируется алгоритмическая структура «ветвление» на языке программирования Pascal?

   Верно. Какие формы алгоритмической структуры «ветвление» существуют?

   С какой формой ветвления вы столкнулись дома при написании программы на языке программирования Pascal?

   Хорошо. Сверьте программу, написанную вами с программой, представленной на слайде (слайд 1). На слайде представлен лишь один из вариантов написания данной программы.  

   У всех ли получилась такая программа, как представлена на слайде?

   У кого получилось иначе?

   Тестировали ли вы составленную программу в среде программирования Pascal ABC?

   На прошлом уроке мы изучали алгоритмическую структуру «ветвление», рассмотрели ее формы и учились составлять программы на языке программирования Pascal с применением условного оператора.

   Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий.

    В общем виде кодируется следующим образом:

 If <условие> then begin

    {что делать, если условие верно}

end

else begin

   {что делать если условие неверно}

end;

  Существуют полная и неполная формы ветвления.

   Дома, при написании программы на языке программирования Pascal, мы работали с полной формой ветвления.

   Сверяют выполненное домашнее задание с вариантом представленным на слайде:

Задача: Введите два числа и определите их четность.

Вариант решения:

Program Chislo;

Var a, b: integer;

begin

  writeln('Введите 2 числа: ');

  readln(a, b);

  if (a mod 2 = 0) then writeln('число а - четное')

     else writeln('число а - нечетное');

  if (b mod 2 = 0) then writeln('число b - четное')

     else writeln('число b - нечетное');

end.

   Отвечают на вопросы поставленные учителем.

III.

   А теперь давайте решим следующую задачу: (слайд 2). Можно ли решить ее уже известными нам методами?

   Составьте блок-схему для данной задачи.

   Верно. Как для данной блок-схемы будет выглядеть программа, написанная на языке программирования Pascal? Составим эту программу: (слайд 4)

   

   А теперь еще раз прочитайте условие задачи и посмотрите на составленные нами алгоритмы ее решения и ответьте на вопрос: А можно ли как-то иначе осуществить проверку выполнимости сразу двух условий?

   Да, вы правы. Проверку выполнимости сразу двух условий можно осуществить иным способом, с помощью сложных условий. (слайд 5)

   Запишите тему сегодняшнего урока «Сложные условия». Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

   Данную задачу можно решить, используя алгоритмическую конструкция «Ветвление».

   С опорой на только что рассмотренный материал строят блок-схему по предложенной задаче, затем осуществляют проверку: (слайд 3)

    Программа на языке программирования Pascal начинается со служебного слова Program.

   Далее идет раздел описания переменных Var и тело программы.

   С опорой на ранее составленную блок-схему решения данной задачи, составляют программу на языке программирования Pascal, заменяя элементы блок-схемы соответствующими операторами, служебными словами.

   Внимательно изучают текст задачи и составленные алгоритмы ее решения в виде блок-схемы и на языке программирования Pascal. После чего отвечают на вопрос учителя.

   Открывают тетради, записывают дату и тему урока «Сложные условия». Отвечают на вопрос учителя, ставя цель урока.

IV.

   Перед тем как написать программу с помощью сложного условия, определимся, что же будем понимать под сложным условием. (слайд 6)

   В программах при использовании условного оператора, мы с вами обычно имели дело с простыми условиями.

   Условие, которое состоит из простых условий, связанных логическими операциями и будет называться сложным.

   При выполнении действий с логическими операциями для проверки истинности условия необходимо помнить и о порядке выполнения логических операций. (слайд 7)

   Использование сложных условий в алгоритмической структуре «Ветвление» не изменяют уже известное нам кодирование в общем виде на языке программирования Pascal, и графическое представление данной структуры с помощью блок-схем.

   Давайте вернемся к условию задачи, для которой мы ранее составили алгоритм решения. И составим новую блок-схему с использованием уже изученного сложного условия. Что у нас получится? (слайд 8)

   С чего необходимо начать построение блок-схемы?

   Верно. Какой элемент будет располагаться далее?

   Решение задачи зависит в данном случае от двух условий одновременно, как будет выглядеть условие в этом случае? Можно ли воспользоваться ранее рассмотренным определением?

   После проверки истинности необходимых условий, мы сможем определить, подходит или нет человек для работы в данной фирме.

  Тогда как в этом случае будет выглядеть программа на языке программирования Pascal? (слайд 9)

   Программа составляется совместно с учащимися.

   Верно. Давайте рассмотрим следующие сложные условия и определим 1) их истинность, 2) значения при которых условие истинно (слайд 10)

      Мы рассмотрели определение сложного условия в алгоритмической конструкции «ветвление», а также форму его представления с помощью элементов блок-схемы и на языке программирования Pascal.

      Записывают определение «сложное условие» в тетрадь, для дальнейшего использования при написании программ.

   Внимательно слушают учителя, записывая в тетради основную информацию по изучаемой теме.

Порядок выполнения логических операций:

1) Выражение в скобках;

2) Отрицание;

3) Конъюнкция;

4) Дизъюнкция; (Исключающее или)

5) Отношения (равенство, больше, неравенство, меньше и т.д.)

   Построение блок-схемы необходимо начать с элемента «Начало».

   Затем элемент «Данные», который используется для описания ввода данных.

   Отсюда следует, что необходимо использовать элемент «условие». Воспользуемся ранее рассмотренным правилом построения сложного условия в  алгоритмической структуре «ветвления».

    Программа на языке программирования Pascal начинается со служебного слова Program.

   Далее идет раздел описания переменных Var и тело программы.

   С опорой на ранее составленную блок-схему решения данной задачи, составляют программу на языке программирования Pascal, заменяя элементы блок-схемы соответствующими операторами, служебными словами.

      С опорой на ранее записанное определение и порядок выполнения логических операций, выполняют данное задание.

V.

   Для проверки того, как вы понимаете принцип работы алгоритмической конструкции «ветвление» со сложными условиями, решите следующие задания: приложение 2.

  На выполнение данной работы у вас 7 минут.

   Внимательно изучают задания, предложенные учителем. Письменно выполняют их и сдают на проверку учителю.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

5

10

0

10

and

or

and

VI.

   Теперь предлагаю вам выполнить следующую практическую работу (слайд 11).

   Для этого вам необходимо программное обеспечение: Pascal ABC.

   Цель данной работы: учиться создавать программы на языке программирования Pascal, используя алгоритмическую структуру «ветвление» со сложным условием.

   Задания данной практической работы выполняются аналогично рассмотренным на уроке примерам.

   Для получения оценки «4» выполните следующее задание:

Ввести номер месяца и вывести название времени года.

Пример:

   Введите номер месяца:

    4

   Весна

  Для того чтобы получить оценку «5» необходимо написать программу, которая выполняет следующие действия:

Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом «год», «года» или «лет».

Пример:

   Введите возраст:

    24

   Вам 24 года

Пример:

   Введите возраст:

    57

   Вам 57 лет

   После написания программы, сдайте работу на проверку учителю.

   Рассаживаются за компьютеры и приступают к выполнению данного практического задания.

   

   Открывают программу Pascal ABC, и приступают к выполнению данной практической работы, выбрав задание определенного уровня сложности.

     Выбранное задание учащиеся выполняют с опорой на ранее рассмотренные примеры и теоретический материал.

 

Примерные программы учащихся:

Задание «4»:

Program Primer4;

var m: integer;

begin

  writeln('Введите номер месяца: ');

  readln(m);

  if (m<=0) or (m>12) then writeln('Не верно введен номер месяца')

     else

       begin

         if (m=3) or (m=4) or (m=5) then writeln('Весна');

         if (m=6) or (m=7) or (m=8) then writeln('Лето');

         if (m=9) or (m=10) or (m=11) then writeln('Осень');

         if (m=12) or (m=1) or (m=2) then writeln('Зима');

       end;   end.          

Задание «5»:

program Primer5;

var v, g: integer;

begin

  writeln('Введите возраст: ');

  readln(v);

  g:= v mod 10;

  if (v>=1) and (v<=150) then

       if (g=1) and (v<>11) and (v<>111) then writeln('Вам ', v,' год')

         else

           if (v>21) and (v<>112) and (v<>113) and (v<>114) and ((g=2) or (g=3) or (g=4)) then writeln('Вам ', v,' года')

      else writeln('Вам ', v,' лет');

end.

   Написанные программы сдают учителю на проверку, после чего получают оценку за выполненное задание.

VII.

   Чем мы занимались сегодня на уроке?

   Что такое «сложное условие»?

   В каком порядке выполняются логические операции, входящие в состав сложного условия?

   Верно. Вы хорошо поработали и усвоили основные аспекты использования сложных условий в алгоритмической структуре «ветвления» для решения практических задач.

   Сегодня на уроке мы познакомились со сложными условиями и учились составлять сложные условия в алгоритмической структуре «Ветвление».

   Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций.

Порядок выполнения логических операций:

1) Выражение в скобках;

2) Отрицание;

3) Конъюнкция;

4) Дизъюнкция; (Исключающее или)

5) Отношения (равенство, больше, неравенство, меньше и т.д.)

   

VIII.

   Откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 12)

   Вам необходимо изучить пункт учебника 4.1.2 на страницах 192 и 193, а также выучить определение сложного условия и его запись на языке программирования Pascal.

   Внимательно слушают комментарии учителя по домашнему заданию и записывают его в дневник.

   Дополнительное задание, озвученное учителем записывается в дневник и помечается в тетради, как важное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введите два числа и определите их четность: Program Chislo; Var a, b: integer; begin writeln(' Введите 2 числа: '); readln(a, b); if (a mod 2 = 0) then writeln(' число а - четное') else writeln(' число а - нечетное'); if (b mod 2 = 0) then writeln(' число b - четное') else writeln(' число b - нечетное'); end.

Слайд 2

Решите задачу Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит» ) . Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно. Можно ли решить известными методами?

Слайд 3

Вариант 1. Алгоритм начало ввод x x >= 25? да нет x < = 40? да нет ' подходит ' ' не подходит ' ' не подходит ' конец

Слайд 4

Вариант 1. Программа program qq; var x: integer; begin writeln(' Введите возраст '); read ( x ); if x >= 25 then if x <= 40 then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ') else writeln (' Не подходит ‘ ) ; end. if x <= 40 then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ')

Слайд 5

Сложные условия

Слайд 6

Сложные условия Простые условия (отношения) < <= > >= = <> Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций : not – НЕ (отрицание, инверсия) and – И (логическое умножение, r онъюнкция, одновременное выполнение условий) or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий) xor – исключающее ИЛИ (выполнение только одного из двух условий, но не обоих)

Слайд 7

Сложные условия Порядок выполнения (приоритет = старшинство ) выражения в скобках not and or, xor <, <=, >, >=, =, <> Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки. Пример if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a) then begin ... end

Слайд 8

Вариант 2. Алгоритм начало ввод x x >= 25 и x < = 40? да нет ' подходит ' ' не подходит ' конец

Слайд 9

Вариант 2. Программа program qq; var x: integer; begin writeln(' Введите возраст '); read ( x ); end. if ( x >= 25 ) and ( x <= 40 ) then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ') сложное условие

Слайд 10

Сложные условия Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c := 4; not (a > b) (a < b) and (b < c) not (a >= b) or (c = d) (a < c) or (b < c) and (b < a) (a < b) xor not (b > c) Для каких значений x истинны условия: (x < 6) and (x < 10) (x < 6) and (x > 10) (x > 6) and (x < 10) (x > 6) and (x > 10) (x < 6) or (x < 10) (x < 6) or (x > 10) (x > 6) or (x < 10) (x > 6) or (x > 10) True True True True FALSE (-  ; 6)  (6; 10) (10;  ) (-  ; 10) (-  ; 6)  (10;  ) (-  ;  ) (6;  )

Слайд 11

Задания «4»: Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример: Введите номер месяца: 4 весна «5»: Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом «год», «года» или «лет». Пример: Введите возраст: Введите возраст: 24 57 Вам 24 года Вам 57 лет

Слайд 12

Домашнее задание Учебник: п. 4.1.2 (с. 192-193) .



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Задания по теме «Сложные условия»

1. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:

   a := 10; b := 5;

   if not(a < 5) then a := 5;

Ответ: _______________________

2. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:

   a := 10; b := 5;

   if (a > 5) and (a < b) then a := a - 5;

Ответ: _______________________

3. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:

   a := 10; b := 5;

   if (a > 1) or (a < b) then a := a - 5;

   if ( a > 1) and (a = b) then a := a – 5;

Ответ: _______________________

4. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:

   a := 10; b := 5;

   if (a > 1) and (a < b) then a := a - 5;

   if ( a > 1) and (a = b) then a := a – 5;

Ответ: _______________________

5. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы стало равно 17?

   a := 10; b := 5;

   if (a > 1) … (a < b) then a := a – 7

      else a := a+7;

Ответ: _______________________

6. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы стало равно 3?

   a := 10; b := 5;

   if (a < 1) … (a > b) then a := a – 7

     else a := a + 7;

Ответ: _______________________

7. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения программы стало равно 15?

   a := 10; b := 5;

   if (a < 1) … (a > b) then a := a – 5

     else a := a + 5;

Ответ: _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+дидактические средства по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)".

Представлен материал по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)". Рассмотрены основные принципы построения сложного условия в ЯП Паскаль. Тип урока: комбинированный. Ме...

Урок информатики в 8 классе по теме "Условный оператор. Сложные условия"

Урок информатики в 8 классе по теме "Условный оператор. Сложные условия"...

Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"

Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"...

Сложные условия в Паскале_урок 1

Презентация к уроку: "Сложныеусловия в Паскале"...

Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска

Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска...

Уроки Python 3 - Сложные условия

Уроки Python 3 - Сложные условия...

Открытый урок по информатике по теме "Сложные условия", 8 класс

Открытый урок по информатике по теме "Сложные условия", 8 класс. Исполнитель Робот...