Разработка урока по информатике на тему: "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Оюн Чойгана Андреевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 8 класс

ФИО педагога:ОюнЧойгана Андреевна

Предмет, класс: Информатика, 8 класс

Название и автор учебника: Информатика, 8 класс (ФГОС), Семакин И.Г

Тема урока: Системы счисления.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Программно-технические средства на уроке:

Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с операционной системой WindowsXP, офисным пакетом MicrosoftOffice, приложение «Калькулятор», проектор;

Связь с другими предметами: математика, история.

Цель урока:

Обучающая  – познакомить учащихся с системами счисления и представлением в них числовой информации.

Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие  познавательных  потребностей учащихся.

Воспитательная– побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:
  • применять полученные знания при работе с компьютером, на уроках информатики.
  • Регулятивные УУД
  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;
  • соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
  • выполнять учебное действие в соответствии с планом.
  • Коммуникативные УУД
  • формулировать высказывание, мнение;
  • умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

Предметные:

- изучить понятие и виды систем счисления;

- изучить различные непозиционные системы счисления, их алфавит, правила записи чисел;

- изучить различные позиционные системы счисления, их алфавит, правила записи чисел.

Знать:

  • понятия система счисления, основание системы счисления, виды систем счисления;
  • алфавит двоичной, десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления;
  • развернутую форму записи чисел в различных системах счисления.

Уметь:

  • записывать и читать числа в непозиционной римской системе счисления;
  • записывать числа в развернутой форме в позиционных системах счисления;
  • переводить двоичных, десятичных, восьмеричных и шестнадцатеричных систем счисленияв десятичную системы счисления;
  • работать с приложением «Калькулятор» в инженерном виде.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

 

1

2

3

4

5

6

1.             

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

Слушают

1 мин.

2.             

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

Что такое компьютер? В виде чего представлена информация в компьютере? Что используется для записи информации о количестве объектов.

Как записать числовую информацию. Что такое цифра.

Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока и тема нашего урока: «Система счисления»

Ученики поэтапно отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

2 мин

3.             

Актуализация опорных знаний

Проводит фронтальный опрос:

Как считали в древности.

Где используется римская система счисления.

Слушают, отвечают на вопросы.

2 мин.

4.             

Изучение нового материала

На экране проектора презентация «Система счисления»

Сопровождает, комментируя просмотр слайдов учениками, акцентируя внимание на главное   

  1. Просматривают слайды,
  2. записывают главные мысли в тетрадь

10  мин

5.

Физкультминутка

 

 

Выполняют упражнения

2 мин

6.

Закрепление материала

На экране проектора задания по правилам записи чисел и решение на доске и индивидуально

Задает и комментирует вопросы

Отвечают на вопросы и решают задачи

10 мин

Решение задач и практическая работа на компьютере

Использовать приложение калькулятор в компьютере

Контролирует процесс выполнения задания на компьютере

Отвечают на вопросы для закрепления изученного материала, фиксируют неправильные ответы

7.             

Подведение итогов урока, рефлексия

 

Организует совместное обсуждение.

На какие виды делятся система счисления?  Какое количество используется в восьмеричной СС? Чем отличается позиционная СС от непозиционных?  Выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.

2 мин

8.             

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашняя работа.Работа с карточками

(дифференцированная)

Озвучивает домашнее задание.

Использовать при решении задач приложение калькулятор и подробное решение в тетради при переводе чисел

Записывают задания в дневники.

1 мин

 

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Систем счисления

Слайд 2

Основные понятия темы Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются помощью некоторого алфавита (цифр и букв) по определенным правилам . Цифра - это символ , используемый в записи числа. 12 Алфавит - это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления. двенадцать Х II - различные способы записи одного числа - значение числа остается неизменным 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - алфавит десятичной системы счисления I, V, X, L, C, D, M - алфавит римской системы счисления

Слайд 3

Виды систем счисления Системы счисления Непозиционные системы счисления Позиционные системы счисления Непозиционные системы счисления - системы счисления, в которых от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает. Позиционные системы счисления - системы счисления, в которых величина, обозначаемая цифрой в записи числа зависит от ее позиции.

Слайд 4

Непозиционные системы счисления Примером непозиционной системы счисления является система счисления Древнего Египта. Ее алфавитом служили следующие знаки: Пример числа, записанного в системе счисления Древнего Египта: Другой пример непозиционной системы счисления - римская система счисления. В ее основе лежали знаки: Пример числа, записанного в римской системе счисления: X X I Х 10 10 От положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает 9 + + = 29

Слайд 5

Основание системы счисления равно количеству цифр в ее алфавите, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов числа.

Слайд 6

1 · 10 5 + 5 · 10 4 + 5 · 10 3 + 2 ·10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0 Число в позиционной системе счисления Привычная нам десятичная система является позиционной системой счисления: Основание позиционной системы счисления - целое число, которое возводится в степень. единицы сотни десятки десятки тысяч тысячи сотни тысяч 10 - основание десятичной позиционной системы счисления. 155255 =

Слайд 7

Использование калькулятора при переводе чисел из одной системы счисления в другую Выбираем режим работы в той системе, в которой дано число ( десятичная система); Набираем число, с которым хотим работать (2359); Переключаемся в режим работы системы счисления, в которой требуется получить ответ (шестнадцатиричная система) и получаем результат.

Слайд 8

Алгоритм перевода из двоичной системы в десятичную Пронумеровать разряды двоичного числа справа налево, начиная с нуля. Умножить каждый ненулевой разряд на 2 в степени его номера и сложить результаты.

Слайд 9

1001 2 =8+1= 9 10 1011 2 =8+3+1= 12 10

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная информатика на тему: "Система счисления"

Занимательная информатика на тему "Система счисления". Можно применять на уроках, в конкурсах и т.д....

Презентация к уроку информатики по теме "Системы счисления"

Дополнение к конспекту урока по теме "Система счисления"...

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»

Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...