Конспект урока по информатике. Тема: Файлы и файловая система. 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Рыбакова Людмила Владимировна

Урок обобщения и закрепления пройденного материала.

Ребята должны показать теоретические знания основных понятий, научиться анализировать и систематизировать информацию.

Оценивать работу на уроке будут сами учащиеся с помощью листков самоконтроля. Самооценка – умение самостоятельно и объективно оценить свои знания.

За каждое выполненное задание  начисляются баллы, которые ребята  самостоятельно вносят в  лист самоконтроля.

Этапы урока: 

1. Тестовый контроль с дальнейшей проверкой

2. Фронтальный опрос

3. Работа в парах

4. Работа в группах

5. Рефлексия

Важной развивающей задачей является способность развития познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Рыбакова Людмила Владимировна

ГБОУ ФМЛ № 366 Московского района Санкт-Петербурга

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тип урока

Урок обобщения и закрепления пройденного материала

Форма урока

Групповая работа

Технология урока

Технология сотрудничества (работа в парах, группах)

Тема

Файлы и файловая система

Цель

повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме; формировать у учащихся критическое отношение обучающихся к получаемому результату деятельности посредством самооценки; формировать информационную культуру учащихся через личностно-ориентированный подход к обучению.

Задачи

Образовательные:

обобщение и закрепление знаний, понятий по данной теме;

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, формировать навыки и умения  работы в коллективе и команде, эффективное общение с  одноклассниками и с учителем.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

 Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Показать теоретические знания основных понятий, уметь анализировать и систематизировать информацию. Уметь  находить файлы и папки, определять путь к файлу, строить дерево каталогов, выполнять действия с файлами.

Решать задачи из  ОГЭ на данную тему.

Ресурсное обеспечение

мультимедийная установка, компьютеры (12 шт.),

локальная компьютерная сеть

Технологическая карта урока

Характеристика этапов урока Личностные – Л, Познавательные – П, Регулятивные  - Р, Коммуникативные - К

№ пп

Время

Название

этапа

Цель

Технологии, методы,

приемы

Форма

работы

Содержание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

(Формирование, развитие УУД)

1

3 мин

Организационный этап

Настроить ребят на продуктивную работу на уроке

Беседа

Проверка готовности рабочего места учащихся.

Организация рабочего места.

2

5 мин

Тестовый контроль

Проверить теоретические знания, подвести к  постановке темы, цели и задач урока

компьютерная

Работа с экраном

Задание

( Приложение 1)

Проверить готовность учащихся к дальнейшей работе на уроке.  Определение этапов урока

Ответить на вопросы теста. Постановка темы, задач урока

Л: личностное самоопределение

П: определение основной и второстепенной информации

Р: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

3

10 мин

Фронтальный опрос /

Вспомнить основные определения и понятия для дальнейшей работы на уроке

беседа

Вопросы

(Приложение 2)

Задает вопросы

Отвечают на вопросы, зарабатывают баллы

Л: самореализация

П: контроль и оценка знаний

Р: саморегуляция

К: учебное сотрудничество с учителем

 4

3 мин

Проверка теста

Найти ошибки, проанализировать свою работу.

Индивидуально

самоконтроль

Показывает ответы на экране

Проверяют работу на листочках, оценивают себя баллами в листах самоконтроля

Л: самореализация

П: контроль и оценка знаний

Р: саморегуляция

К: учебное сотрудничество с учителем

5

10 мин

Работа в парах

В парах

Проверочная работа (самоконтроль)

Задание

(Приложение 3)

Координирует работу учащихся

Решают задачи, проверяют ответы, анализируют, проставляют баллы в лист самоконтроля

Л: личностное самоопределение

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение результата с заданным эталоном

К: учебное сотрудничество с партнером, умение выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, кооперация совместной деятельности

6

10 мин

Работа в группах

Выполнить практическое задание на компьютере

групповая

практическая работа

Задание

 (Приложение 4)

Координирует работу учащихся, анализирует выполненную работу

Выполняют задания на компьютере.

Л: самостоятельность практических умений

П: действие со знаково-символическими средствами

Р: составление плана и последовательности действий

К: учебное сотрудничество с партнером, кооперация совместной деятельности

3 мин

Проверка выполнения

Представить выполненную работу на проекторе, объяснить ход работы.

Анализирует выполненную работу групп

Демонстрируют  полученные результаты

7

1 мин

Рефлексия

Самооценка своя и партнера в группе

Индивидуально

Учащимся раздают анкеты, для того, чтобы они выразили собственное мнение о своей деятельности на уроке и о деятельности своего партнера во время урока

Раздает, собирает анкеты

Отвечают на вопросы анкеты (анонимно)

Л: самооценка

П: рефлексия способов и условий работы

Р: саморегуляция

К: управление

поведением партнера

Подведение итогов урока

Анализирует  работу ребят на уроке, подводит итог урока

Подсчитывают итоговые баллы в листах самоконтроля, выставляют оценки по заданным критериям

Лист самоконтроля

Оценка «5» – 15 и выше

Оценка «4» – 11-14 баллов

Оценка «3» – 8-10 баллов

Оценка «2» – до 7 баллов

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _____

Тест, max = 5 баллов

Фронтальный опрос (1 балл за каждый верный ответ), max = 7 баллов

Путь к файлу, max = 5 баллов

Практическое задание на ПК, max =5 баллов

Дополнительно

Оценивается учителем

Итого

Оценка за урок


Фамилия _________________________

Класс _____________________________

Тест

Задание 1.

Выберите правильные имена файлов:

  1. Рыбалка.
  2. Сочинение о лете.
  3. 12>13.
  4. 12 больше 13.
  5. Ура!
  6. Мой_рисунок.
  7. Список 8 «А».

Задание 2.

В папке My game находятся файлы:

  1. My_game.exe
  2. My_game.txt
  3. My_game.bmp
  4. My_game.avi
  5. My_game.wav

Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре.

Задание 3.

Что может храниться в следующих файлах?

House.doc -

House.bmp -

Задание 4. Распределите в 3 колонки

Имена файлов

Имена папок

Неправильные имена

  1. Letter.txt
  2. Book
  3. Name*2
  4. List:doc
  5. 2006 год
  6. Windows.jpg
  7. Windows
  8. Dom.doc

Задание 5.

Можно ли хранить файлы с одинаковыми собственными именами в одной папке?

Да

Нет


Приложение 2

Фронтальный опрос

  1. Что такое файл?
  2. Как записывается имя файла? Кто задает собственное имя, а расширение?
  3. Все ли символы можно использовать в записи имени файла?
  4. Что такое каталог? Папка?
  5. Что такое файловая система? Каковы виды файловых систем?
  6. Способы поиска файла в файловой системе.
  7. Какие операции над файлами можно осуществлять?


Приложение 3

Работа в парах

Фамилии ____________________________________Класс_______________________

1) Найдите ошибки (подчеркните):

  1. С:\Иванов:\домашка.doc
  2. Рисунки\апельсин.jpg\D:
  3. Е:\<моя папка>\игра.exe

2) Запишите полные имена всех файлов

Описание: файловая-система

  1. Постройте дерево каталогов по заданным полным именам файлов

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

4) Задача1

Пользователь работал с каталогом

C:\Физика\Задачи\ Кинематика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Информатика.doc.  

Каков путь к этому файлу?

Ответ: ______________________________________________

5) Задача2

Учитель работал в каталоге

D:\Уроки\8 класс\Практические работы.  

Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?

Ответ: ______________________________________________ 


Приложение 4

Практика

1 группа

Представлена часть иерархической структуры в виде дерева

2 группа

Представлена часть иерархической структуры в виде дерева

                                   

3 группа

Представлена часть иерархической структуры в виде дерева

Найдите файлы Картина.jpg, мелодия.mp3 

Определите их объем, выясните, уместятся ли они на оставшемся месте  диска?  Оставшееся место на диске 8 Кбайт.

4 группа

Представлена часть иерархической структуры в виде дерева

                     


Рефлексия

Анкета

Выберите ответ на предложенный вопрос (подчеркните)

Описание: http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Выберите 1 фразу для соседа по парте (подчеркните):

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Файлы и файловая система"

Урок в 8 классе по теме "Файлы и файловые системы"...

Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»

Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»Класс: 10Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать  задачи, входящие в ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая систе...

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"...

Разработка урока по теме "Файлы и файловая система"

Разработка урока по информатике на тему "Файлы и файловая система", рассчитана на 8-10 классы в зависимости от того, в каком классе изучают данную тему.Цели урока:- помочь учащимся получить представле...

Урок информатики и ИКТ по теме "Файл и файловая система"

Урок для интерактивной доски Interwrite по теме "Файловая система" предназначена для 8 класса по программе Угриновича Н.Д....

Урок по теме: "Файлы и файловая система" 7 класс

Так как в современной жизни зачастую приходится пользоваться большими объемами информации, и файлов приходится создавать много, то для удобства поиска информации было принято решение объединять файлы ...